Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:03, реферат
Функционирование современного общества невозможно без такого неотъемлемого элемента как реформирование. Реформирование представляет собой совокупность последовательных действий со стороны государственного управления по отношению к реорганизации общественной жизни. Основными шагами в любой реформаторской деятельности являются – перераспределение полномочий и ответственности, переустройство исполнительной власти и переустройство государственной службы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Столыпинская аграрная реформа…………………………………………..…5
2. Другие реформы Столыпина…………………………………………..……..11
3. Итоги реформ……………………………………………………………….…15
Заключение…………………………………………………………...…………17
Список источников и литературы…………………………………...………19
2. Другие реформы Столыпина
Наряду с крестьянской реформой Столыпин предложил и программу политических преобразований. Однако на этом пути он не встретил понимания у II Государственной думы. революционерам-социалистам она казалась недостаточной. Умеренным сторонникам реформ – чрезмерной. Одобрили ее только монархисты. верные своей идее во всем поддерживать императора и правительство.
Поводом для конфликта между правительством и Думой стало требование Столыпина осудить террористов. Члены Государственной думы отказались вынести такое решение и вместо этого заявили о незаконных действиях полиции. Николай II не стал дожидаться, пока II Дума вынесет решение, и 3 июня ее распустил. В тот же день было опубликовано новое положение о выборах в Думу. Оно лишало население прав, данных им Манифестом 17 октября 1905 года. Теперь голос одного помещика приравнивался к голосам 7 горожан, 30 крестьян и 60 рабочих.
Произошла очередная перемена государственного устройства. Новый избирательный закон был направлен на то, чтобы сделать основой конституционного строя России земство. Одновременно он укреплял самодержавие. В земских деятелях Столыпин видел надежных союзников царя и правительства. Так и произошло. III Государственная дума, в отличии от двух первых, успешно сотрудничала с правительством.4
Самым главным было единство взглядов между Столыпиным и Думой по крестьянскому вопросу.
Медленно продвигалась и школьная реформа, объявленная 3 мая 1908 года и предполагавшее бесплатное обязательное начальное обучение. Одним из важнейших направлений в области модернизации Столыпиным было расширение и совершенствование системы образования.5 Причиной этого стала невозможность общей модернизации государственной системы без элементарных знаний в общественности. В Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». В соответствии с указанным законом предполагалось обеспечить начальными знаниями детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу.6 В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб. За шесть лет в стране было открыто 50 тысяч новых школ, а общее их число составило около 150 тысяч – вдвое меньше, чем требовалось. Столыпин ставил перед системой образования и цель реформирования высшего образования. Так системе высшего образования была предоставлена широкая автономия согласно новому Университетскому Уставу, которая включала в себя возможность выбора ректора и значительную сферу компетенции Совета Университета. Но параллельно с этим устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в учебном заведении. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных: Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. Столыпин представлял образовательную реформу как связь общенаучного и культурного подъема страны. В связи с этим государство активно поддерживало новые научные проекты, экспедиции, финансировало академические издания и участвовало в развитии кинематографа. В ходе проведения реформы в области образования, также были приняты законопроекты, направленные на защиту древности, о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, а также на всеобщее культурное развитие общественности. Именно таким образом, Столыпин воспроизвел современное право человека на достойную жизнь, даруя ему возможность культурно обогащаться и развиваться.7
Петром Ивановичем Столыпиным была также проведена и социальная политика, которая также направлялась в русло повышения качества жизни обычного рядового гражданина. Во время правительства Столыпина сформировалось убеждение, что право на достойное существование – это одно из базовых прав каждого человека. Данная веха в реформаторской деятельности определялась общеевропейским направлением в области социальной политики. Правительство Столыпина предпринимало усилия для регулирования отношений между работником и работодателем, при этом упор делался на защиту интересов рабочего класса. Среди основных нововведений в области социальной политики стоит выделить:
- введение труда женщин и подростков в ночное время суток;
- запрет использования труда женщин и подростков при подземных работах;
- сокращение рабочего дня
В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений). При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов. Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на "разных языках".8
К счастью для России, реформы совпали с подъемом мировой экономики. Россия вышла на первое место в мире по продаже зерна. Прибыль от внешней торговли поддерживала государственный бюджет и даже позволяла платить по внешним долгам. Иностранцы охотно вкладывали капитал в самые развитые отрасли российской экономики – судостроение, электротехнику, железные дороги, нефтяную и металлургическую промышленность. Темпы промышленного развития были колоссальны.
Промышленный рост привел к бурному развитию больших городов. Повсюду возводились многоэтажные здания. Горожане уже не мыслили себя без электрического освещения, водопровода и канализации. Телефон, автомобиль и трамвай тоже входили в повседневную жизнь.
К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало реформировать то, что было краеугольным камнем всей Российской государственности - своеобразное правовое положение подданного империи. В Российской империи даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным. Уже 5 октября 1906 г. был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России - крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое" проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д.
22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра. Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал. Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного следует сделать следующие выводы.
Большое значение экономическим и политическим вопросам отдавал Петр Столыпин, который основывал свою реформаторскую деятельность на укреплении крестьянского сословия. Однако далеко не все преобразования Столыпина вызывали у императора положительные эмоции.
Петр Аркадьевич Столыпин отражен в истории России как главный преобразователь сельского хозяйства и землепользования. Основной целью, так называемой Столыпинской аграрной реформы, было постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, передача надельных земель в пользование и собственность крестьян, введение кредитования крестьян и землеустройство.
Статистические показатели и экспертные оценки однозначно свидетельствуют о том. Что реализация столыпинских реформ дала весьма значительные позитивные результаты. Они стали преображать Россию в своих основаниях, превращать ее в передовую державу. Столыпинские реформы проложили грань между старой и новой Россией. По сути, это были два принципиально различных качественных состояния одной и той же страны. Органически сочетая в себе природный мощный интеллект и сильную волю, масштабный государственный ум и патриотизм, глубоко укоренные морально-нравственные и этические принципы, П.А Столыпин смог уловить ведущие тенденции пореформенной модернизации, придать им новый импульс, что позволило с оптимизмом смотреть в будущее. П.А. Столыпин был убежден в том, что предложенный им тип модернизации позволит вывести страну на качественно новые рубежи развития.
Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда не были осуществлены полностью. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе.
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана, а задачи решены, а именно:
-Выявлены основные направления в области политики, проводимой Столыпиным;
-Исследована аграрная реформа Столыпина;
- Изучены результаты проведения реформ Столыпиным.
Список источников и литературы
1 История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011-с.152
2 История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011-с.160
3 http://ru.wikipedia.org/
4 Наше отечество. Книга для чтения/Авт.-сост. П.Г.Дейниченко. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012 – с.215
5 Наше отечество. Книга для чтения/Авт.-сост. П.Г.Дейниченко. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012 – с.215