Столыпин и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Курс-Столыпин и его реформы.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

Достаточно  широким был круг обязанностей должностных  лиц поселкового общества, которые  все время должны были посвящать  выполнению своих функций. Недаром  в законопроекте специально подчеркивалось, что должности поселкового старосты и его помощников не могут быть совмещаемы ни с какими иными общественными  должностями, кроме должностей земельного старосты, а также волостного старшины. Характерно также, что должности старосты и его помощников не могли в одно и то же время занимать лица, находящиеся в родстве или свойстве с ним, а также участники в одном торговом, промышленном или ремесленном предприятии. Староста и его помощники на время службы освобождались от исполнения всяких натуральных повинностей. Сумма содержания поселковым должностным лицам определялась поселковым сходом на трехлетний срок и не могла быть уменьшаема, без их согласия, до истечения этого срока14.

На поселкового  старосту возлагались следующие  обязанности: созыв и роспуск  поселкового схода; приведение в  исполнение приговора схода; сношения по делам общества с подлежащими  учреждениями; заведование общественными  имуществами, капиталами и заведениями; наблюдение за исправным поступлением общественных сборов, а также за исполнением общественных натуральных  повинностей; производство расходов из общественных средств по указанию схода; наблюдение за исполнением обязательных постановлений, действующих в пределах общества; привлечение к ответственности  виновных в нарушении этих постановлений; исполнение поручений участкового  комиссара, а также земских учреждений по делам, касающимся общественного  благоустройства и благосостояния; распоряжение в подаче помощи в чрезвычайных случаях (пожары, наводнения, эпидемии и эпизоотии и т. п.). Как должностное лицо поселковый староста имел право подвергать виновных в нарушении обязательных постановлений схода денежному штрафу в размере не свыше 3-х рублей. В свою очередь, за проступки по службе поселковые должностные лица могли быть подвергнуты наказанию участкового комиссара: старосты и его помощники – замечаниям и выговорам, а остальные должностные лица – выговорам и денежным штрафам в размере до 3-х рублей. Поселковым обществам предоставлялось право, по приговорам сходов, объединяться между собой, а также с частными владельцами в сельские союзы для совместной деятельности по отдельным предметам местного благоустройства и благосостояния, относящимся к ведению поселковых сходов. Заведование делами сельского союза возлагалось на сельский совет, который должно был состоять не менее как из 12-ти членов, избираемых на трехлетний срок.

Поместные землевладельцы, заседавшие в Совете, не будучи в  силах сохранить замкнутую крестьянскую общину, постарались сделать так, чтобы возможно больше ее черт перешло  в новую деревню, вернее, чтобы  этой новой деревни как раз  и не возникло. То обстоятельство, что  правительство не проявило решительности, настаивая на более широком распространении  поселкового устройства, свидетельствует  о том, что оно не видело в себе силы проводить свою точку зрения до конца15.

Подкомиссия закончила рассмотрение проекта 29 марта 1911 г., однако, дальнейшего движения он не имел. 12 февраля 1913 г. министр внутренних дел Н.А. Маклаков обратился к председателю Думы М.В. Родзянко с просьбой о возвращении Положения о поселковом управлении в министерство.

Второй ступенью местного самоуправления являлась волость, реформа которой представлялась необходимой ввиду предстоящего реформирования поселка. Однако волость требовала реформы и сама по себе. Во-первых, волостное управление было неэффективным и снижало коэффициент полезного действия всей государственной машины. Во-вторых, требовалось передать власть в волости из рук ненадежного общинного крестьянства в руки прогосударственной социальной силы – хуторян, отрубников и старого поместного дворянства. В-третьих, было необходимо привлечь к работе в волостных органах хороших работников, для чего следовало вывести волостную администрацию из подчиненного положения перед уездными чиновниками. В-четвертых, правительство надеялось, расширив финансовые возможности волости, развить земскую сторону ее деятельности, которая так и находилась в зачаточном состоянии.

В проекте  положения о волостном управлении последнее планировалось распространить на сплошные округа (волости), образуемые из находящихся вне городских  поселений всякого рода владений казны, обществ, учреждений и частных  лиц, и на всех проживающих в пределах этих округов лиц, без различия состояний, а также на все находящиеся  в них имущества и заведения.

Волостное управление возлагалось на волостные общества, в состав которых входили все  лица, учреждения и общества, владеющие  в пределах волости недвижимыми  имуществами. Являясь юридическим  лицом, волостное общество имело  право приобретать и отчуждать  как движимые, так и недвижимые имущества, распоряжаться своими имуществами  и капиталами, принимать пожертвования, вступать в договоры и обязательства, выступать в суде через своих  поверенных. Распорядительным органом волостного общества являлось волостное собрание, состоящее: из волостных гласных, избираемых земельными обществами и поземельными товариществами, приобретшими землю с содействием Крестьянского банка, а также частными учреждениями и лицами, владеющими не менее одного года недвижимыми имуществами в пределах волости; из представителей находящихся в пределах волости владений церквей, монастырей, казны и уделов. Общее число волостных гласных определялось уездным советом в количестве 30-50 человек, в зависимости от численности населения волости. Волостные гласные избирались на трехлетний срок раздельно: земельными обществами и поземельными товариществами, приобретшими землю с содействием Крестьянского банка; волостным избирательным собранием, состоящим из частных владельцев, не принадлежащих к составу владений земельных обществ, поземельных товариществ, церквей, монастырей, казны и уделов недвижимых имуществ, которые обложены земскими сборами в сумме не менее двух рублей в год.

Избрание  волостных гласных производилось  посредством закрытой баллотировки. В компетенцию волостного собрания входило: избрание волостного старшины и его помощников, назначение им содержания; рассмотрение и утверждение  отчетов старшины; избрание гласных  в уездное земское собрание; устройство и содержание начальных одноклассных школ, приемных покоев, амбулаторий, богаделен  и приютов; выдача пособий на устройство и содержание правительственных, церковных, земских и частных учебных, лечебных и благотворительных заведений, существующих и учреждаемых в  пределах волости; устройство и содержание дорог местного пользования и  местных почтовых сообщений; устройство общественных учреждений мелкого кредита, а также сельскохозяйственных и  кустарных складов; раскладка между  земельными обществами и поземельными товариществами, а также между  частными владельцами натуральных  земских повинностей; назначение денежных сборов на волостные расходы; распоряжение общественными имуществами и  капиталами; заключение займов на общественные нужды в размере не свыше общей  годовой сметы волости.

Волостной исполнительный орган состоял из волостного старшины (не моложе 30 лет, владеющего грамотой) и его помощников, волостного писаря, сотских, вспомогательных должностных  лиц. Как и поселковый староста, волостной  старшина не мог занимать иных общественных должностей, всецело посвящая себя выполнению широкого круга обязанностей. В компетенцию волостного старосты входили дела: общего управления (объявление законов и распоряжений правительства и исполнение поручений участкового комиссара); земского управления (участие в заведовании находящимися в пределах волости земскими заведениями и исполнение поручений земских управ и собраний); волостных учреждений (созыв и роспуск волостного собрания и приведение в исполнение его приговоров); по охране порядка и безопасности (принятие мер к восстановлению нарушенного порядка и задержанию виновных в преступлениях и проступках); сельскохозяйственной полиции (освидетельствование потрав и других повреждений сельскохозяйственной собственности); задержание пригульного скота и распоряжения при пожарах и наводнениях; по исполнению воинской и военно-конской повинности (ведение посемейных списков, распоряжения о призыве к исполнению воинской повинности); по взиманию окладных сборов (рассылка окладных листов и наблюдение за поступлениями окладных сборов); по паспортной части – выдача видов на жительство и т. д.

Старшина  имел право подвергнуть виновных штрафу в размере не свыше 10 рублей в пользу волостных сумм. В своих  действиях волостной старшина подчинялся руководству участкового комиссара  земских учреждений. Размер его содержания определялся волостным собранием  на трехлетие16.

В результате рассмотрения проекта в Совете по делам местного хозяйства весной 1908 г. в нем сохранилась главная мысль: волость переставала быть крестьянской; за благоустройство и поддержание в порядке ее территории, которая становилась сплошной, должны были платить все, кто владеет на ней землей. Главный ущерб от реформы несли поместные землевладельцы, потому что у них было больше всего земли и меньше всего обязанностей общественно-финансового характера. Правительственный проект был дополнен рядом дополнительных ограничений, наиболее существенными из которых следует признать введение ограничения на обложение крупных имений с тем, чтобы его владелец не платил более половины всего волостного сбора, а также норму, по которой бюджет новой волости не должен был уступать бюджету волости старой, сословной. Совет разделил понятие волости и ее исполнительных органов, устранив тем самым противоречие между понятиями властной вертикали и местного самоуправления. Однако Закон о введении волостного земства был принят только Временным правительством 25 мая 1917 г.

Местное самоуправление (поселковое и волостное) носило демократический, коллегиальный характер, обеспечивало общественный контроль за действиями должностных лиц. Разрабатывая реформу местного управления, Столыпин стремился учитывать национальные традиции и ментальность большинства населения, решительно выступая за ликвидацию сословных перегородок и сословных учреждений особого управления крестьян (земские начальники, уездные съезды и губернские присутствия).

Столыпинская  реформа местного самоуправления включала в себя также реформы губернского управления, уездного управления и создание института участковых начальников. Ее основная цель состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой – укрепить губернское и уездное административное звено коронными чиновниками.

Таким образом, столыпинскими законопроектами, начиная  с участкового и заканчивая губернским уровнями, создавалась единая и взаимосвязанная  система управления, которую осуществляли правительственные чиновники-профессионалы, имеющие высокий социальный и  административный статус, управленческий опыт. Рассчитывая сосредоточить  в рамках возглавляемого им Министерства внутренних дел подбор и расстановку  управленческих кадров различного уровня, Столыпин пытался сформулировать и  отладить эффективную систему местного управления, которой и предстояло инициировать и реализовывать реформы  в регионах.

Столыпинские  реформы местного управления были направлены на то, чтобы покончить с «безответственной» системой управления путем четкого разделения функций местных землевладельцев, причем независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало свое присутствие на низовом уровне, «опускалось» не только до уезда, но и до его составной части – участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в органы местного самоуправления.  

Глава 3 Столыпин как  губернатор

 

Гродненским губернатором П.А. Столыпин был назначен в середине мая 1902 года. Инициатива при этом исходила от В.К.Плеве, взявшего курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами. Столыпин к этому времени им фактически и был.

С первых дней пребывания в Гродненской губернии Столыпин со свойственной ему энергией и деловитостью взялся за работу.

Только осенью 1902 г. по инициативе Столыпина в г. Гродно были открыты: еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, оборудованное всеми техническими приспособлениями, а также женское приходское училище с третьим профессиональным классом. В училище преподавались, кроме общепринятых предметов, еще рисование, черчение и рукоделие. Училище такого типа стало первым для всей губернии. В 1903 году началась подписка на учреждение именных стипендий супругов Столыпиных для лучших учащихся Гродненской мужской гимназии.

К числу главных  своих дел в губернии Столыпин относил земельные дела. В это  время во всех губерниях России создавались  местные комитеты, призванные позаботиться о нуждах сельскохозяйственного  производства. Был создан комитет  и в Гродненской губернии. На одном  из первых его заседаний 16 июля 1902 года Столыпин, будучи его председателем, выступил с сообщением, в котором  подчеркнул, что «главнейшими факторами улучшения экономических условий губернии вообще и сельскохозяйственной промышленности, в частности, следует считать расселение крестьян на хутора, переход их от так называемого пользования надельными землями к хуторному хозяйству, устранение чересполостности земель, разверстание сервитутов...»17. Много внимания губернатор уделял внедрению на Гродненщине искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов, мелиорации. Старые способы землеустройства и земледелия, считал он, могут кончиться «экономическим крахом и полным разорением страны».

В Вильно, в  Ковно и Гродно Петр Аркадьевич познакомился с еврейским вопросом (на переломе XIX и XX веков в Гродно проживало  около 80% евреев). Ограничения против них, вводимые в административном, а  не законодательном порядке, а с  другой стороны, рост политического  правосознания русского общества, формирование крупного еврейского коммерческого  капитала, революционизировало еврейство, вместе с тем поднималась волна  антисемитизма. Еврейская молодежь составляла 70-80% террористов боевой эсеровской организации. Вся тяжесть ограничений ложилась на плечи среднего и беднейшего еврейства, но она совсем не мешала состоятельным евреям делать карьеру, ворочать крупными капиталами и делать большую политику. Одновременно эти ограничения оборачивались постоянными источниками взяточничества для части администрации. У Столыпина не было сомнений в том, что при всей сложности национально-религиозных противоречий необходимо постепенно уравнять евреев в правах с другими подданными российской империи, но сделать это ему не дали ни реакционные дворяне, ни евреи-революционеры.

Информация о работе Столыпин и его реформы