Столыпин и его программа реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:56, реферат

Краткое описание

В первой главе будут рассмотрены экономическая и политическая ситуации в России, подтолкнувшие П.А. Столыпина на формирование новой политики страны для укрепления экономики России. На рубеже XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Внутренняя политика оставалась противоречивой.Во второй главе будут описаны некоторые факты из биографии П.А. Столыпина: о его семье, о годах учебы, о служебном пути проделанным Столыпиным в провинции, о его карьере и государственной службе, политической деятельности.

Файлы: 1 файл

рефетар.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

По закону от 8 июня 1893 года переделы должны были производиться не реже, чем через 12 лет. Но этот срок не выдерживался по ряду причин. Не было единообразия в подходах к переделу, кроме того, налицо был низкий уровень государственного законотворчества и небрежение русского человека к соблюдению законов. Бесперспективность общинного землепользования всё более и более становилась очевидной не только государственным деятелям, но и определенной части крестьян. Чаще всего идеи ведения самостоятельного хозяйства возникали в тех деревнях, рядом с которыми появлялись или немцы-колонисты, или латыши, или другие пришлые люди, которые покупали или брали землю в аренду и вели хуторское хозяйство. Результатом ведения такого хозяйства  был достаток, основанный на собственном  труде.

Юридическое оформление нового землепользования отставало от фактического состояния дела. Очень часто крестьяне уже давно жили расселенными по хуторам, а земля всё ещё считалась в общинном или подворном пользовании. К началу 1900-х годов положение стало упорядочиваться. Значительно ускорялся процесс расселения, если в этом направлении велась официальная пропаганда, показывалось доброжелательное отношение властей к этим процессам. После одобрения правительством, губернатор Гродненской губернии способствовал проведению землемерных работ за счёт страховых сумм и выделению беспроцентных ссуд для переноса крестьянских надворных построек на хутора. Гродненским губернатором в 1902 году был именно Столыпин П.А.

С переходом к постоянному  владению землей стал внедряться севооборот, сеются травы. Поля начинают удобряться, тогда, как раньше удобрялись только огороды и приусадебные участки. Стала увеличиваться площадь пашни за счёт распашки ранее брошенных земель. Улучшилось качество обработки земли. Стала повышаться урожайность. Отмечается большая добротность построек у расселившихся крестьян.

3.2. Крестьянский  банк

Большую  роль для успешного  развития столыпинской реформы оказал созданный в 1883 году крестьянский Поземельный  банк, который предоставлял кредиты  общинам, товариществам и отдельным  крестьянам из расчета 7 % годовых. Беднота могла рассчитывать на приобретение земли через общину, единоличник же получал до 500 рублей. Средний слой крестьян объединялся для покупки земли в товарищества. Для формирования земельного фонда крестьянского банка служили земли разорившихся помещиков, которые не желали или не могли вести эффективное хозяйство.

За тридцать лет деятельности банка произошли существенные изменения  в социальной структуре покупателей. Если в первые годы через банк основная часть земли покупалась общинами или товариществами, то к концу этого периода подавляющее большинство было частными покупателями. Деятельность крестьянского банка начинает ориентироваться на единоличника.

Одновременно с ростом числа единоличников, приобретающих  землю, растут и размеры покупаемой земли – средняя площадь участка вырастает за 1908-1913 годы с 10 до 18 десятин (гектаров).

С  численным ростом прослойки крепких хозяев, в дальнейшем вошедших в историю под названием  кулаков, росли и их земельные  наделы. Именно эти крепкие хозяева, по мнению руководителей крестьянского Поземельного банка, должны были стать тем передовым  отрядом, который бы пробил дорогу для обеспечения успеха делу переустройства земельного быта деревни.

При согласии общины и  выплате соответствующих платежей крестьянин мог  из неё выйти, однако осуществить это право было нелегко.  14 декабря 1893 года  выходит указ, по которому право выхода из общины отбиралось. Но происходят бурные события конца девятнадцатого – начала двадцатого века, которые приводят к переосмыслению отношений к общине.

 Но только в мае 1906 года, когда состоялся съезд уполномоченных дворянских обществ, было выдвинуто требование правительству о предоставлении права выхода крестьянам из общины и закреплении за ним общинной земли, находящейся у него в пользовании.

В августе  1906 года принимаются  указы об увеличении земельного фонда, находящегося в распоряжении крестьянского  банка. А вскоре выходит  Указ “  О дополнении некоторых постановлений  действующего закона, касающихся крестьянского     землевладения и землепользования” от 9 ноября 1906 года, положения которого и составили основное содержание столыпинской реформы.

После осуществления  и утверждения Указа Третьей  Государственной Думой и Государственным  Советом, в 1910 году он становится Законом.

Произошла  переоценка отношения к общине  стороны правительства. Это объясняется желанием самодержавия разобщить крестьян, которые продемонстрировали свою сплоченность в начавшихся выступлениях первой русской революции, а  во-вторых, в результате расслоения общины формировалась значительная прослойка крестьян-собственников, которые были заинтересованы в приумножении своей собственности и лояльно относились к помещичьей собственности. Указ давал возможность крестьянам разбогатеть, выйти из беспросветной нужды.

 

3.3. Переселение крестьян

Одной  из главных забот  Петра Аркадьевича Столыпина  было освоение сибирских земель. Ведь эти земли до освобождения крестьян после реформы 1861 года не раздавались  и не продавались помещикам. В  Сибири не было крепостного права, не было помещиков. Заселение Сибири происходило следующим образом: одними из первых шли промысловики – за пушниной. Бежали и крестьяне, измученные жестокой эксплуатацией. Царское правительство ссылало туда преступников. Всплеском переселенческой активности послужило массовое бегство староверов от преследований после реформ Никона.

Оставались царские  чиновники, вышедшие в отставку и  получившие в награду за службу земли. Шли на эти земли мастеровые люди; рабочий люд шел на открываемые  прииски и рудники.

Однако, если переселение крестьян после реформы 1861 года в Сибирь и Среднюю Азию было выгодно государству, то такое положение дел не устраивало помещиков, которые лишались дешевых работников для обработки помещичьих земель. И правительству, выражавшему волю господствующего класса, ничего не оставалось делать кроме как начать препятствовать переселению. Никакой материальной помощи переселенцам не оказывалось. Малоимущие или растратившие в дороге свои скудные запасы люди были вынуждены подрабатывать в дороге или просить милостыню. Но тем не менее процесс переселения всё более и более возрастал.

Наиболее сильный толчок к переселению был дан в 1906 году, после вступления в силу Указа  от 9 ноября 1906 года, вошедшего в историю  под названием столыпинской реформы.

Впоследствии, когда на основании Указа от 9 ноября 1906 года крестьяне стали получать денежную компенсацию за свой надел при выходе из общины, материальное положение переселенцев немного улучшилось. И всё же, среди переселенцев преобладали скорее безденежные, чем зажиточные  крестьяне.

В целом отношение  к переселению приветствовалось, но скорее по политическим мотивам, нежели экономическим. Огромные пространства Восточной России требовали не только экономического развития, но и защиты от посягательств извне. Противники заселения Сибири считали, что лучше вкладывать средства в развитие хозяйства Центральной части России.

Таким образом,  Столыпин, удвоив за несколько лет численность  населения Сибири, обеспечил прочное  закрепление её за Россией.

Структура земельных  угодий в Сибири по признаку принадлежности была сложной. Были земли казённые, кабинетские, т.е. принадлежащие императорской фамилии и управляющиеся кабинетом его величества, земли, отданные в пользование казачьего войска, частные земли. Основную долю составляли  земли казённые, государственные и кабинетские. Казачьи земли были, как правило, самыми лучшими, предоставлялись казакам практически без ограничения площади за несение государственной службы. Но земли иной раз просто захватывались. Хотя эти земли закреплялись за казачьим войском, они являлись государственными.

Первоначально процесс  заселения сибирских земель шёл  стихийно. Переселенцы брали пустующую  землю, которая им нравилась и  в любых количествах. Единственным регулятором был уплачиваемый налог  с десятины. По мере уплотнения населения, в Сибири установилась норма в 15 десятин обрабатываемой земли на душу мужского пола и 3 десятины леса, если он был.

П.А. Столыпин понимал, что  для того, чтобы переселение приняло  бы те размеры, которые смогли бы обеспечить успешное развитие реформы, был необходим баланс государственных и личных крестьянских интересов. Ведь крестьянин будет переселяться,  имея в перспективе выгоду для себя.

После принятия Указа  резко возросло число переселенцев в 1907-1910 годах. Стихийное лишь вначале, пока не стало массовым, переселение начало принимать организованный характер и вскоре перешло под  контроль государственных служб. Для учета передвижения населения использовались методы статистики при изучении и обобщении миграционных процессов. Это делалось для планирования отвода земельных участков и организации обслуживания переселенцев. Но, тем не менее,  часть переселенцев возвращались назад, некоторые блуждали по Сибири в поисках лучшего, перебираясь с места на место.

В Сибири разделение общины, выделение на хутора  и отруба протекало медленно. Для Столыпина было главным скорейшее заселение пустующей земли.

 Итоги переселенческой  компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен  громадный скачок в экономическом  и социальном развитии Сибири. Также увеличилось  население данного региона за годы   колонизации.  По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России.

3.4. Агрокультурные  мероприятия

         Одним из главных препятствий  на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования.

3.5. Результаты  реформы

Результаты реформы  характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением  емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше возрос экспорт  сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к  новому  этапу  аграрных  преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

С переходом к единоличному владению землей резко изменилось отношение  крестьян к земельной собственности. В них пробудилось сознание чувства  собственности к земле. Хуторяне и отрубники стремились использовать как можно лучше любой клочок земли.

Возрос спрос на сельскохозяйственные машины, а это дало толчок к развитию отечественного машиностроения. Кроме  этого, переселяющиеся на хутора крестьяне  стремились обустроиться более основательно.

  Чтобы  выдержать конкуренцию с помещиком,  крестьяне кооперировались для более выгодного сбыта продукции и её переработки, совместного приобретения машин, создания ветеринарных служб. Однако не всё было так идеально в становлении нового. Были крестьяне, которые, получив надел, в силу ряда причин  не сумели наладить крепкое хозяйство. Таким образом, сильные становились богаче,  слабые разорялись.

Выполняя волю дворянства и крупной буржуазии, возглавляемое  Столыпиным правительство разогнало 2-ю Государственную Думу и произвело  переворот, изменив 3 июня 1907 года избирательный закон. Этот акт знаменовал конец первой буржуазно-демократической революции в России.

3.6.  Причины  неудачи  аграрной реформы

Некоторые обстоятельства прервали столыпинскую реформу.

  Всего восемь лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена. Столыпин просил для полного реформирования двадцать лет покоя, но эти  восемь лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, так как на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре.

Информация о работе Столыпин и его программа реформ