Старообрядчество: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Старообрядчество – это следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а скорее внешней церковной жизни, то есть всего того, что относится к служителям церкви и церковным обычаям.

Оглавление

Введение.
1. Реформы Никона
2. Патриарх Никон.
3. Раскол
4. Старообрядцы в императорской России
5. Старообрядцы в наши дни.
6. Мое отношение к старообрядчеству.

Файлы: 1 файл

Старообрядцы история и современность.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

      В 1666-м и последующих за ним годах напряжение суеверных ожиданий Апокалипсиса достигло крайней степени. В ночь перед масленицей и перед троицыным днем (на эти дни ожидали, по преданию, страшного суда) в нижегородском Поволжье, надев рубахи, саваны, и ложась в долбленые гробы, пели заупокойные молитвы. Некоторые даже сами себя отпевали.

      Некоторое время правительство ограничивалось сравнительно умеренными наказаниями  – ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки чисто религиозного движения, а политические симпатии сторонников «старой веры» становятся более определенными, правительство переходит к политике жестоких репрессий. Начиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские ссыльники во главе с Аввакумом. А в 1685 году были изданы особые статьи о градском суде, по которым полагалось упорных раскольников жечь в срубах, перекрещивающихся в старую веру –бить кнутом, а прочих раскольников – ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов направлялись специальные воинские команды. Однако все эти меры не приводили к сколько-нибудь ощутимым результатам. Число сторонников «старой веры» продолжало неуклонно расти.

      4. Старообрядцы в императорской России

      Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 году был издан указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом.

      Сторонники  «старой веры», платившие двойной  оклад и получившие название «записных  раскольников», пользовались известной  религиозной свободой. Они были обязаны  носить одежду установленного правительством образца. В большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад, либо убегали в недоступные для правительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно притворялись православными. Для упорядочения сбора двойного оклада и розыска старообрядцев, укрывавшихся от его уплаты, в 1725 году была создана специальная Раскольничья контора.

      Одновременно  с этим большое внимание уделялось  миссионерской деятельности среди  старообрядцев, которая приобрела  особый размах в Нижегородском крае.

      После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время  относительным  покоем и свободой, но в жестокую пору бироновщины правительственный  нажим на них усилился. Деятельность воинских команд для розыска укрывавшихся от правительственного ока раскольников приобретает в этот период широкий размах. На самой грани двух веков 18-го и 19-го, старообрядческий вопрос был поставлен надлежащим образом.

      Император Павел Петрович взглянул на старообрядчество как на живую народную массу, имеющую свои собственные побуждения и задачи, с которыми так или иначе необходимо считаться. Он своим "быть по сему" разрешил и утвердил единоверие, то есть дозволил старообрядцам иметь священников для совершения богослужения и треб по старым обрядам.

      Во  второй половине 18 века, отражая интересы формирующейся русской буржуазии (главным образом недавних выходцев из деревни), тесно связанной с  процессом формирования капиталистической  мануфактуры, старообрядчество занимает ключевые позиции во многих крупных промышленных центрах, и, прежде всего в Москве и Петербурге. С этого времени старообрядческие капиталы оказались неразрывно связанными с развитием многих отраслей русской промышленности. На идеологию старообрядчества того периода наложили отпечаток такие факторы, как желание привлечь на свою сторону возможно большее число последователей из крестьянства и городских низов, ибо именно из них черпались основные кадры рабочих на промышленных предприятиях капиталистов-старообрядцев.

      С другой стороны, антифеодальная струя исходила от рядовой массы старообрядчества,  остро ощущавшей на себе гнет самодержавно-крепостнического строя. Правительственными указами старообрядцам предоставлялась некоторая свобода исповедания, было запрещено в официальных бумагах именовать их раскольниками, отменен двойной оклад, закрыта Раскольничья контора, всем старообрядцам, проживающим за границей, было разрешено возвратиться в Россию, выбрав себе место поселения по собственному желанию. Роль руководящего центра старообрядчества (как поповщины, так и беспоповщины – основные течения среди старообрядцев) приобретает Москва.

      Резкий  скачок численности и значения старообрядчества произошел во время страшного  народного бедствия – чумы 1771 года. Руководители старообрядчества получили разрешение от правительства на устройство карантинов и кладбищ. Они стали усиленно перекрещивать в «старую веру» обращавшихся к ним за лечением жителей Москвы, причем выморочное  имущество забирали в общинную казну. Именно в этот трудный для Москвы год был заложен фундамент для роста и экономического процветания старообрядческих общин. Московские федосеевцы заняли прочные позиции на Преображенском кладбище, московские беглопоповцы – на Рогожском.

      В 1846 году греческий Митрополит Амвросий перешел в Древлеправославную Церковь и положил начало старообрядческой церковной иерархии. Но некоторые верующие были смущены тем, что Митрополит Амвросий не смог доказать, что был крещен через погружение (старообрядцы признают истинным только погружательное крещение). Часть старообрядцев по этой причине не приняли Митрополита Амвросия. 4 ноября 1923 года они образовали Русскую Древлеправославную Церковь (РДЦ). С 25 по 30 мая 1924 года проходил  Всероссийский Собор Древлеправославной Церкви, где был учрежден высший орган – главный Церковный совет.

      Те  староверы, которые признали Митрополита  Амвросия, назвались Русской Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ), или, как укоренилось в народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Благодаря усилиям Совета Всероссийского съезда старообрядцев (г. Москва) в период с 1907 по 1912 годов количество христиан РПСЦ  резко увеличилось за счет христиан-переселенцев, пожелавших вернуться в Россию из Австрии. С 1910 году христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на съезды старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов.

      5. Старообрядчество в наши дни

      Наиболее  характерны для современного старообрядчества такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими направлениями и, особенно, между старообрядчеством в целом и православием.

      Сегодня беспоповцы проживают во многих странах  мира: в России, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, США, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Парагвае и других. Наиболее многочисленным из сохранившихся согласий беспоповцев является часовенное. В Центральной России в начале 20-х годов численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы, их насчитывалось около 2-2,5 млн. человек. Поморцев в то же время было до 2 млн. чел. Однако стихийный переход многих федосеевских общин к брачному состоянию в 1920-1950 годах изменил соотношение в сторону поморцев.

      До  наших дней в более или менее  неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились  только у странников. Последователи этого старообрядческого толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего их «мира». Еще в наши дни странники скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее время можно наткнуться на страннические «пустыни» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.

      Прошедший с 12 по 15 апреля 2000 года научный семинар  ”Русские староверы за рубежом”, организованный кафедрой русского языка ТУ на средства Фонда открытой Эстонии и при поддержке тартуских уездных властей, собрал ученых из Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и Эстонии, а также представителей старообрядческих общин из Прибалтики. На семинаре был рассмотрен самый широкий круг проблем, связанных со старообрядчеством: история эмигрантских общин, ритуалов и традиции, исторические корни языка, духовное пение, староверы за рубежом сегодня. Но уже в первый же день семинара председатель Гребенщиковской общины старообрядцев Риги Илларион Иванович Иванов выразил озабоченность тем, что в последние годы наблюдается возрастающий интерес исследователей к жизни, которая, к великому сожалению, безвозвратно уходит.

      Научный сотрудник МГУ Елена Александровна  Агеева, изучающая культуру старообрядчества не один десяток лет по всей России и за рубежом, тоже считает, что в настоящее время староверы находятся в бедственном положении. Причем это касается не только старообрядцев, находящихся за рубежом, но и тех, кто живет в своей языковой среде и культурных традициях. Она полагает, что если не поддержать немногочисленные группы староверов, которые никогда не были антигосударственниками, а просто держались своей веры, то уже в начале нынешнего века могут исчезнуть некоторые направления старообрядческой культуры. В России крайне мало сохранилось действующих общин, и даже в них наблюдаются процессы, не связанные с традициями старообрядчества, а обусловленные условиями современной жизни.

      В культуре старообрядцев есть свои парадоксы. С одной стороны, это среда, по условиям своего формирования и противостояния модернизированной Никонианской церкви, более архаическая и консервативная. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий староверы находились в состоянии противостояния если не государству, то возобладавшей церковной структуре.

      Определенные  качества этой народной культуры, ее сила и духовная стойкость формировались  не столько под влиянием верности исходным догмам, поколебленным государем  Алексеем Михайловичем, сколько под  воздействием импульса жизни в состоянии пассивного протеста. Приравнивать современных староверов к их далеким предкам аввакумовского времени абсолютно неправомерно – их культура, сколько бы она ни была консервативна, менялась в зависимости от изменений своего антагониста и партнера – официальной церкви, в зависимости от политического устройства страны.

      Старообрядцам приходилось бежать в Польшу и Эстонию, Турцию и Канаду, Румынию и Грецию. Там они оказывались в противостоянии не только ”церкви антихриста”, как они полагали, но и культуре того этнического большинства, среди которого вынуждены были жить. Впрочем, такое противостояние может возникнуть не только из-за веры, но и из стремления следовать традициям своих предков, вынужденных покинуть родину. Сохранение собственной культуры в таких случаях - очень сложное и чрезвычайно интересное явление.

      За  три с половиной века своей  истории старообрядцам довелось испытать много несправедливости, притеснений  и открытых гонений. И все же мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев "старой веры", не раз помогала им не только выстоять в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях, но и использовать малейшую возможность для возрождения древнерусских традиций.

      6. Мое отношение к старообрядчеству.

      Вопрос  веры достаточно деликатный, и я не стану распространяться о собственных взглядах на эту тему. Скажу лишь одно: что не отношу себя ни к современным христианам, ни к старообрядцам. Однако последние вызывают у меня гораздо больше симпатии и сочувствия. Все что навязывается силой со стороны, сопровождаясь гонениями и репрессиями, уничтожением культурного наследия, традиций и исторических документов, рождает негативное отношение к подобным событиям.

      Христианизация  Руси в свое время вырвала целый  пласт истории из памяти людей  так, что теперь в учебниках история нашей страны начинается только с IX века. Словно вплоть до этого времени наши предки были первобытными дикарями, и нет источников, восстанавливающих события до этого времени. Тогда как о древней Греции или Римской империи можно прочитать в учебниках истории куда полнее. И история этих стран будет охватывать в разы более широкий временной пласт.

      В другой раз история перекраивалась во время Никоновских реформ, что также сопровождалось потерей исторических документов. И подобное происходило не раз, и не два…

      Среди ученых, занимающихся изучением истории  нашей страны, существуют течения, доказывающие, что наша страна имеет гораздо более богатую историю, насчитывающую десятки тысячелетий. И я склонна прислушиваться к их доводам.

      В любом случае, люди, сохраняющие те или иные традиции, передающие их из поколения в поколение, сохраняют для нас часть культуры и истории, и заслуживают к себе уважения. И их образ жизни, учения, вызывают интерес и имеют историческую ценность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

    1. Вургафт С. Г. , Ушаков И. А.  Старообрядчество. Лица, предметы, события   и символы. Опыт энциклопедического  словаря. М.: Церковь, 1996;

    2. Кутузов Б. П. Церковная реформа  17 века, ее истинные причины и  цели. – Рига: Издат. Отдел Древлеправ. Помор. Церкви Латвии, 1992;

    3. Мир Старообрядчества // Сборник  научных трудов. Выпуск 4: Живые традиции: Результаты и перспективы исследования  старообрядчества. Материалы международной научной конференции. – М. РОССПЭН, 2001;

Информация о работе Старообрядчество: история и современность