Старообрядчество: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Старообрядчество – это следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а скорее внешней церковной жизни, то есть всего того, что относится к служителям церкви и церковным обычаям.

Оглавление

Введение.
1. Реформы Никона
2. Патриарх Никон.
3. Раскол
4. Старообрядцы в императорской России
5. Старообрядцы в наши дни.
6. Мое отношение к старообрядчеству.

Файлы: 1 файл

Старообрядцы история и современность.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

      Рязанский заочный институт (филиал)

Московского государственного университета культуры и 

искусств 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: «История России».

На  тему: «Старообрядцы: история и современность».  

Рязань-2011

План: 
 

      Введение.

      1. Реформы Никона

        2. Патриарх Никон.

      3. Раскол

      4. Старообрядцы в императорской России

      5. Старообрядцы в наши дни.

      6. Мое отношение к старообрядчеству. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Старообрядчество – это следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а скорее внешней церковной жизни, то есть всего того, что относится к служителям церкви и церковным обычаям.

      Старообрядчество  весьма часто отождествляется с  понятием раскола, между тем эти  понятия различные. Хотя старые обряды церкви, такие как: двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, хождение посолонь, чтение «обрадованная» вместо «благодатная» и другие, и являются достоянием раскола, но существенным его признаком служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения старообрядчество само по себе – не есть раскол. Церковный взгляд на обряд таков, что допускает разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии «всякого зазора» и при взаимном согласии, так как обряд – это  вещь до существа веры не относящееся, сам по себе он ни свят, ни не свят,  не ведет ни к спасению, ни к гибели. Но все-таки старообрядчество возникло вследствие Раскола.

      Проведение церковной реформы во второй половине XVII в. привело к расколу русского общества и появлению приверженцев старой веры, вынужденных уходить в глубинки Северных и Северо-восточных территорий России. На протяжении более чем трехсотлетнего выживания старообрядчество прошло ряд эволюционных периодов, связанных с жесткой политикой государства по отношению к ним, с изменением их статуса в ходе российских революций и изменением взаимоотношений между толками и согласиями внутри самого сообщества. Консервативность субкультуры старообрядцев позволила им сохранить основы древнеправославной культуры до наших дней, наследницей которой стала современная Россия.  

    1. Реформы Никона

      Расколом  принято называть произошедшее во второй половине 17 века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. 

      За  ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой  сфере, устранение  разночтений и  исправление богослужебных книг, и другие меры по  установлению общей  богословной системы выступали все члены влиятельного  «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. 

      Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская  церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию,  опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан  Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели  следовать греческим богослужебным образцам.

      25 июля 1652 года патриаршество всея  Руси принял Новгородский митрополит  Никон. Связанный с государем  Алексеем Михайловичем узами  тесной личной  дружбы, он с  присущей ему энергией взялся  за дела церковного устроения,  среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. Начало такому исправлению было положено еще при патриархе Иосифе, и тогда же обозначились те два правила, которыми потом Никон постоянно руководствовался, занимаясь этим делом:

    1. Исправлять богослужебные книги одновременно по «добрым» славянским спискам и по греческому тексту.

    2. Во всех случаях недоразумений  при исправлении церковной обрядности  просить совета и решения Восточных  первосвятителей. 

      Первая  попытка в исправлении русских  богослужебных книг и церковных  обрядов была сделана Никоном спустя семь месяцев после его вступления на патриаршую кафедру и касалась только двух новшеств. Никон, как считает митрополит Макарий, указывал, чтобы в святую Четыредесятницу при чтении молитвы святого Ефрема Сирина православные не клали одних земных многочисленных поклонов, как делалось тогда, а клали поклоны поясные, кроме четырех земных. Никон вскоре ввел еще наиболее важные изменения:

    1) Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси  вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского  предания, было введено троеперстие;

    2) В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус»;

    3) В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;

    4) В старых книгах, в Символе Веры, читается: «И в Духа Святого Господа истиннаго и животворящаго», после же исправления слово «истиннаго» было исключено;

   5) Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя;

    6) Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах новые справщины ввели пятипросфорие.

      Нововведения  были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг.

      Хотя  реформа затрагивала лишь внешнюю  обрядовую сторону религии, эти  изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для  централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи подверглись жестоким преследованиям.

    1. Патриарх  Никон.

         «Главным виновником церковного раскола в России был московский патриарх Никон. Он вступил на патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они сговорились переделать Русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую современную им церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Алексей Михайлович возмечтал сделаться византийским императором, а Никон – вселенским патриархом. В этих видах они и задумали во всем сблизить Русскую Церковь с греческой.      

          Пришлые греки, часто приезжавшие  в Москву за милостыней, сами  утерявшие чистоту православия,  внушали, однако, Никону и царю  Алексею, что будто бы Русская  Церковь не вполне православна,  что некоторые ее обряды еретичны  и прокляты, что богослужебные книги Русской Церкви погрешительны, даже Символ веры в них изменен и подлежит поэтому осуждению. Греческая же церковь, напротив, во всем православна и благочестива, и русские книжники будто бы ошибались, думая, что она изменила православию и древним церковным преданиям и обычаям. Никон, задумавший исправить Русскую Церковь от погрешностей и ересей, не получил никакого школьного образования, не отличался даже начитанностью или какими-либо талантами; он выучился лишь читать и писать, и то не совсем грамотно. Зато он, став патриархом, постарался окружить себя учеными греками. Наибольшее значение имел при нем Арсений Грек. Никон вполне и во всем ему доверялся. Но грек этот был весьма сомнительной веры и бесчестного поведения. Воспитание и образование он получил в Риме у латинских иезуитов. По возвращении после сего на восток, он здесь принял магометанство. Вернувшись потом в христианство, он вскоре уклонился в латинство. Арсений был нетверд в православии и готов был во всякое время держаться какой угодно веры, лишь бы это было ему выгодно. В магометанстве он подвергся даже обрезанию.       

          Когда он прибыл в Россию  в патриаршество Иосифа, предшественника  Никона, духовные власти отправили  его в Соловецкий монастырь  "под начал", как опасного вероотступника для исправления его веры. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным своим помощником и руководителем в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот среди верующего русского народа: стали говорить, что "басурманин" правит святыми делами Церкви. Но перечить Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченное право и чрезмерную власть во всем. Ободряемый и поддерживаемый царем, Никон делал, что хотел, ни у кого не спрашиваясь, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и силу царскую, он приступил к церковной реформе (переустройству Церкви) весьма решительно и дерзко.       

          Характера Никон был жестокого  и упрямого. Один из иностранцев,  приехавших в Россию при Никоне, свидетельствует, что как только  он получил патриаршую власть, все испугались его. Он держал себя гордо и недоступно. К архиереям относился надменно, не хотел называть их своими братьями. Страшно унижал и преследовал остальное духовенство, все тюрьмы наполнены были священными лицами, чем-либо провинившимися перед гневным и суровым патриархом. Все страшились и трепетали перед Никоном. Он истязал даже духовного своего отца: держал его в подвале закованным в цепи, мучил его голодом и побоями. В народе называли Никона волком и лютым зверем. Сам же Никон величал себя, подобно римским папам, "крайним святителем" и "отцом отцов". Титуловался даже "великим Государем": стремился захватить в свои руки и государственную власть. Никон любил богатство и роскошь. После царя он был первым богачом в России: ежегодно он собирал более 700000 рублей дохода (на современные деньги – это огромные миллионы рублей).       

          Разумеется, от такого жестокого,  безрассудного и любостяжательного  патриарха трудно было ожидать  спокойной и умиротворяющей деятельности  на благо Церкви. Было большим несчастьем для всей страны, что во главе Церкви стал такой надменный и к тому же малограмотный властелин-временщик.»  

     Так пишет о Никоне  Ф.Е. Мельников, который сам был причастен к старой вере.       

     Им был написан и издан ряд очень важных работ по старообрядчеству. Он был начетчиком староверия, директором Учительского института старообрядчества, редактором ряда газет староверов и самым крупным исследователем старообрядчества дореволюционной России. Уже после революции, в эмиграции, Ф.Е. Мельников написал «Краткую историю Древлеправославной (старообрядческой) церкви», печатавшейся до 40-х гг. ХХ вв. в типографиях за границей. Первые же его произведения были опубликованы в 1911 и 1913 гг. Его видение раскола, как человека, причастного к этому направлению, очень интересно и важно. Свой взгляд на раскол и его результаты он довел до революции 1917 г., показав суть расхождений в обрядах разных толков и общин, роль государства и борьбу старообрядцев за свободу своего вероисповедания. После революции 1917 г. Ф.Е. Мельников подвергся гонениям, работы его в советское время в СССР не публиковались. В постсоветское время старообрядцы и исследователи познакомились с работами этого ученого, которые были изданы уже в 90-е гг. ХХ в.. Основные из них были опубликованы в издательстве Барнаульского государственного педагогического университета в 1999 г., затем (в 2006 г.) в Москве и других городах России, где проживают старообрядцы (3).

    1. Раскол.

      Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти  лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

      Массовый  характер движение Раскола приобрело  после церковного собора 1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме  как еретиков и принявшего решение  об их наказании. Этот этап совпал с  подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

      

      Идеологами  раскола стали представители  низшего духовенства, порвавшие  с господствующей церковью, а церковные светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

      Сильнее всего постановлениям Никона противились  на южных и северных окраинах России. Бунт Стеньки Разина находится в одинаковой исторической связи как с окончательным закрепощением крестьянства (Уложением 1649 г.), так и с церковными реформами Никона. В Соловецком монастыре сопротивление  церковным реформам превратились в открытое восстание. Соловецкие монахи отказывались принять новопечатные книги. Основание у них было то же, что и у прочих раскольников: если они раскольники – так и святые отцы, и цари, и патриархи тоже были раскольниками. Словом, раскольники считали, что если прежде молились по «худым» книгам, но молились и спасались, то отчего не  остаться при старом?

      Сначала в Москве мало знали о раскольниках и называли их «капитонами» (от черного священника Капитона, распространявшего Раскол), но вскоре увидели, что Капитон был лишь одним из многих, что раскол проник везде. Когда раскол оказал силовое противодействие, в Москве начали понимать возможность последствий распри, имевшей сначала исключительно религиозный характер. Вскоре сопротивление обнаружилось и в Москве. Начинаются стрелецкие бунты в защиту соловецких монахов.

      Раскольники, гонимые Никоном, проклиная, прозвали его антихристом. Находили подтверждение этому в Апокалипсисе. Толковали, что число антихриста – 666, и так как приближался 1666 год, то вера в пришествие антихриста усилилась. Расколоучители пускали слух, что Никон богохульник, что у него на внутренней подошве одной туфли вышит образ Богоматери, а на  другой – восьмиконечный крест. Постановления Никона, что апостолам не нужно молиться на коленях, а достаточно кланяться в пояс; что юродивые не что иное, как бешеные и их не следует писать на иконах – подтверждали в глазах народа эти слухи.

Информация о работе Старообрядчество: история и современность