Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:51, реферат
Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.
Развитие
государственной системы
в первой половине XIX в.
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).
В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий, министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Новыми по существу были министерство внутренних дел и министерство просвещения;
"В
1811 г. издается "Общее учреждение
министерств" - документ, подготовленный
М.М. Сперанским. На основании
этого акта власть министров
определялась как высшая
Министры
и товарищи министров (заместители)
назначались императором, высшие чиновники
министерств - императором по представлению
министра, низшие - министром. В 1837 г. в
связи с делением уездов на более
мелкие административно-
В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832 г.
В
одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в
тюрьмах находились почти 3,5 тысячи
заключенных крестьян, присланных туда
помещиками. Судами второй инстанции
в губерниях стали палаты уголовного
и гражданского суда. Палата гражданского
суда выполняла также функции нотариата.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие
суды, рассматривавшие вексельные дела,
дела о торговой несостоятельности и пр.
Действовали другие ведомственные
суды: военные, морские, горные, лесные,
духовные, путей сообщения, волостные
крестьянские суды. В столицах действовали
надворные суды по делам сословий.
Изменения
в правовом положении
церкви.
Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.
Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.
Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.
В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными.
Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.
В соответствии с Наказом Екатерины II многие правонарушения, касавшиеся церкви, приравнивались к должностным и общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Причастность духовного лица к преступлению считалась отягчающим обстоятельством.
В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии. В 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.
На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно-и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.
После разгрома декабристов в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии. В задачи отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками.
В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения.
В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные оберпрокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата. Александр 1 мечтал о Парламенте, но даровал его лишь финнам и полякам. В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1815 г.- часть герцогства Варшавского, в 1812 г.- Бессарабия. Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных Сеймом.
В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства: император российский стал одновременно королем польским.
С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.
После подавления польского восстания 1830 г. был издан "Органический статут", отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи.
В
1822 г. для народов Сибири был издан
специальный устав, подготовленный
М. Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором.
Согласно положениям устава, все "инородные"
(нерусские) народы Сибири делились на
оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались
в правах и обязанностях к русским, соответственно
их сословной принадлежности (землевладельцы
включались в число государственных крестьян).
Кочевые и бродячие инородцы подчинялись
системе родового управления.
Военная
и административная
система Украины XVII -XVIII вв.
В 1654 г. были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины.
Все должностные лица трех урядов - генерального, полкового, сотенного -избирались на общих собраниях: войсковой, полковой и сотенной радах. Генеральный уряд состоял из гетмана и генерального старшины.
Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 г. осуществлял Малороссийский приказ.
Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686 г.) полковые власти подчинили себе не только казаков, но и крестьян и мещан (в городах и местечках). Города (наиболее крупные} управлялись магистратами во главе с войтом. Источниками права на Украине были нормы второго и третьего Литовских статутов Магдебургского (городского) права. В 1728 г. было принято решение создать комиссию для кодификации украинского права. Комиссия закончила работу в 1743 г., и подготовленный Свод "Права, по которым судится малороссийский народ" был представлен на утверждение в Сенат).
В
1764 г. (при Екатерине II) гетманство упраздняется.
Для управления Украиной создается
Малороссийская коллегия во главе с президентом,
вводится должность генерал-губернатора
Малой России (коллегия состояла из четырех
украинцев и четырех русских, должности
президента и прокурора не могли занимать
украинцы),
Кодификация
русского права в
первой половине XIX в.
Семейное право.
Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в. Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, монашество, различие вероисповеданий, родство и свойство (до четвертой степени включительно), осуждение на безбрачие (за прелюбодеяние). Приостановку заключения брака вызывали: отсутствие согласия на брак со стороны родителей или начальства, наличие родства или свойства от пятой до седьмой степени. Если такой брак все же был заключен, он сохранял законную силу. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению (на небольшой срок).
Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Но не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не могли завещать родовые майоратные и заповедные имения. Порядок наследования по закону был следующим: к наследству призывались все кровные родственники без различия степени (свойство не давало права наследования по закону). Родственники призывались к наследованию по степени кровного родства, но не совместно. Ближайшие устраняли от наследия дальних совершенно. Ближайшими наследниками были дети, внуки и правнуки. Когда сестер не было, братья поровну делили имущество родителей. Когда не было сыновей и внуков, дочери делили наследство поровну. При наличии сыновей и дочерей последние получали по одной четырнадцатой части недвижимого и по одной восьмой движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями.
Дети наследодателя устраняли от наследования внуков, кроме случаев, когда их родители умерли. Тогда они наследовали доли, причитавшиеся их родителям.
При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших. Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников. Родителям принадлежало право пожизненного пользования имуществом их детей, умерших без потомства и не оставивших завещания.
Супруги
наследовали друг после друга
в размере одной седьмой
Кодификация
и развитие уголовного
права в первой
половине XIX в.
В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". Уложение 1845 г. перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность, малолетство (до 10 лет вменение исключалось), безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на: 1 ) умысел: а) с заранее обдуманным намерением, б) с внезапным побуждением, непредумышленный;
2) неосторожность,
при которой: а) последствия
деяния не могли быть с
Уложение
различало соучастие в
Со времен Елизаветы казни почти приостановились. Возобновил их в связи с декабристским движением Николай 1. Когда ему дали подписать смертный приговор за воинское преступление, он со словами: "В России казнь отменена" приговорил виновного к 10 тыс. палочных ударов.
Свод законов 1832 г. предусмотрел казнь лишь за тяжкие государственные преступления. В 1845 г. отменили кнут. Шпицрутены при прогонке сквозь строй сохранялись, при этом присутствовал врач, и при явной угрозе жизни экзекуция прекращалась. Но часто это лишь продлевало агонию на 1-2 дня.
К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
Информация о работе Становление абсолютной монархии в России