Сперанский

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

В данной работе речь пойдет о великом государственном деятеле России времен Александра I и Николая I – Михаиле Михайловиче Сперанском. Я считаю, его уникальным человеком и восхищаюсь им. Значение его заслуг перед Россией велико.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Биография Сперанского М.М. 5

Глава II. План государственных преобразований 7

Глава III. Кодификация русского законодательства и издание свода законов 10

Заключение 14

Список используемой литературы и источников 16

Файлы: 1 файл

История _рефератСперанский.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


                                         Содержание

Введение                                                                                                                       3

 

Глава I. Биография Сперанского М.М.                                                                      5

 

Глава II. План государственных преобразований                                                     7

 

Глава III. Кодификация русского законодательства и издание свода законов    10

 

Заключение                                                                                                                 14

 

Список используемой литературы и источников                              16

 


Введение

В данной работе речь пойдет о великом государственном деятеле России времен Александра I и Николая I – Михаиле  Михайловиче Сперанском. Я считаю, его уникальным человеком и восхищаюсь им. Значение его заслуг перед Россией велико. Своим Планом государственных преобразований он заложил основы правового государства в России, разделив ветви власти между разными государственными органами, эта сложная система управлении государством действовала вплоть до 1917 года. Под его руководством была проведена кодификация русского законодательства. Конечно, попытки привести законы в порядок уже предпринимались, но он первый собрал все существовавшие в то время законы и систематизировал их.

Как же обстояло дело с русским законодательством до начала работы над ним Сперанского?

В более глубокой древности мы не были отсталым народом, жившим без законов несколько веков. В середине XI века Великий князь Киевский Ярослав Мудрый, посоветовавшись с боярской аристократией и  киевлянами, принимает Русскую Правду. Это запись существовавших к тому времени много веков, а частично, может быть, и тысячелетий, славянских обычаев. Но с Ярослава они приобретают вид четкого записанного закона.

В период феодальной раздробленности, оккупации западных русских княжеств, нашествие Орды нового общерусского законодательства не создается, потому что нет уже общерусского государства, как такового.  Князья издают в своих землях указы, грамоты, имеющего силу закона. Новгородцы создают Новгородскую Судную Грамоту. Псковичи – Псковскую. Но Правда продолжает существовать, она перед этими новыми законами. Ее все имеют в виду, создавая новые законы. Наряду с Русской Правдой действует заимствованный еще из Византии сборник Церковного Законодательства «Мерило праведное». Ни одно вече, ни один князь не дерзают отказаться от них, ни тем более что-нибудь в них изменить. 

Иоанн III опирается на положения Русской Правды при создании единого русского Государства. В 1497 г. он издает Судебник – сборник законов для практических надобностей его времени. При составлении Судебника учитывается Русская правда. При составлении судебника Иоанном IV в 1550 г., столетием позже Соборного Уложения царя Алексея Михайловича, так же учитывались положения из Русской Правды. Соборное Уложение, охватило основные вопросы гражданского, уголовного, а частично и административного права.

Петр I создав Российскую империю, отказался от прежнего русского законодательства, но нельзя создать хорошие законы в отрыве от традиций страны. Некоторые статьи Соборного Уложения XVII века не действовали уже при Петре I, тем более при Александре I, но этот документ никто не отменял, он также продолжает выполнять функцию основного закона, вплоть до конца правления Николая I.

На Руси давно привыкли жить «по закону». У нас и обычай имел силу закона много-много столетий. В русском языке слово «право» одного корня с такими замечательными коренными понятиями, как правда, правый, православие. Так что есть в русской традиции место конституции как основному закону. Но при некоторых условиях – это  должна быть действительно неизменяемая часть.

Создавая новый основной закон, нужно постараться установить преемство с основными законами Российской империи и с более древними законодательствами, начиная с «Мерила Праведного» и Правды Русской Ярослава.

Ключевский В.О. и Корнилов А.А. старались объяснять мотивы и смысл царской политики. Ключевский в «Курсе русской истории» критиковал Александра I за поверхностность реформ и примиренчество по отношению к феодальной рутине, возлагал при этом главную долю вины на самого царя.  Мироненко С.В, Томсинов В.А. – подробно изучили содержание конституционного проекта Сперанского,  историю его создания, личности автора.

Целью данной работы является изучение и анализ материалов о политической деятельности М.М. Сперанского, дать ответ на вопрос: «Почему реформы Сперанского в государственной политике и кодификации законодательства  не были осуществлены в полном объеме?»


Глава I. Биография Сперанского М.М.

Одним из наиболее известных государственных деятелей России XIX века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел широкие знания, познакомился с взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А. Б. Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В. Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

Сперанский в 1811 г. начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов. В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

29 марта 1812 г. Сперанский без суда был выслан в Нижний Новгород, но в сентябре 1812 г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813 г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814 г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816 г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822 г., он был генерал-губернатором Сибири.

Сперанский негласно поддерживал декабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьба висела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи с декабристами и назначил его в 1826 г. членом Верховного уголовного суда, что было «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «в терзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде над декабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. До последних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания (собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи с завершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначение преподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении его деятельности до 1812 г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Умер М. М. Сперанский в феврале 1839 г. в возрасте 67 лет.


Глава II  «План государственных преобразований»

    XIX в. в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его сын Александр I. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования. Он сразу же заявил, что будет управлять «по законам и сердцу в Бозе почивающей августейший бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику не только либеральных обещаний или уступок, но даже и определенных преобразований.

    С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается Сперанский. Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму,  энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру государственного деятеля. Все важные законы, начиная с 1802  г., составлялись или редактировались Сперанским. В конце 1808 г. Александр I поручил ему разработку государственного преобразования России. Политическая доктрина Сперанского оригинальна и самобытна, формируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей.

     Договорную концепцию происхождения государства он допускал как гипотезу, полагая при этом, что Россия в своем историческом развитии прошла три ступени: в средние века – сдельщина, в новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным. Россия, по мнению Сперанского, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным: «через правильные законы», жалованные императором народу. В своих проектах конституционных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила  «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе».

Законность формы осуществления власти Сперанский, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона  и его исполнении. Из троянского порядка государственных сил возникает троянский порядок сил установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое – в исполнении, третье – в части судной. Разум всех сил установлений может быть различен».

Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». В своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся  высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством, подобно тому, как человек своим организмом». Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично – избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседает под председательством Царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими  вводится какая-либо перемена в отношении сил государства или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

    Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многостепенной основе. Порядок, устроенный таким образом (а Сперанский предусматривал осуществление своей программы к 1811 г.), охраняется законом.

    Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. Перефразируя знаменитое учение Монтескье о правах гражданских, политических, Сперанский выдвигает  парные, но противоречивые понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для всех», политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

    Под гражданским правом предусматривается подчинение одного класса другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной не на  законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок, она имеет прямое направление к свободе и «темпы развития России идут несравненно быстрее, чем в других государствах».

Информация о работе Сперанский