Советско-английские отношения в годы второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:52, доклад

Краткое описание

Нападение Германии на Польшу первого сентября 1939 г. принято считать началом второй мировой войны, хотя фактически общемировой характер боевые действия приобрели не сразу. Лишь к весне – лету 1940 г., когда начались активные боевые действия Германии против Франции и Великобритании, выявилось действительно общеевропейское значение конфликта; и только в конце 1941 г., когда в войне уже участвовали СССР, США и Япония, конфликт определился как мировой.

Оглавление

1.1 Общая политическая расстановка сил накануне войны…... ………..3 – 4

1.2 Провал стратегии «странной войны»………………………………...4 – 6

2.1 Советско-британские отношения накануне «Битвы за Англию»…....6 – 8

2.2 Советско-британское соглашение……………………………………...8 – 9

2.3 Визит Молотова в Великобританию и Визит Черчилля в Москву ...........9

3.1 Московская конференция 1943 г…………………………………..……...10

3.2 Тегеранская конференция…...………………………………………...10 – 11

3.3 Конференция в Думбартон-Оксе……………………………………...11 – 13

3.4 Ялтинская (Крымская) конференция……………………………….…13 – 14

3.5 Сан-Францисская конференция……………………………………….14 – 15

3.6 Потсдамская конференция…………………………………………...15 – 19

4 Список используемой литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

«Советско-английские отношения в годы второй мировой войны»(3).docx

— 73.64 Кб (Скачать)

Трудности начались с самого начала. Уже восемнадцатого июля 1941 г. СССР потребовал открытия второго фронта в Северной Франции или в Арктике. Черчилль отказал. Но этот вопрос в течение, без малого трех лет, будет повседневным предметом противоречий в антифашистской коалиции. Только после вступления советских войск в Восточную Европу проблема послевоенного урегулирования вступит в критическую фазу. В 1941-1942 же годах именно открытие второго фронта представлялось Москве жизненно важным. Германия сосредоточивала почти всю мощь своей сухопутной армии на Восточном фронте.

В этих условиях Москве приходилось  рассчитывать главным образом на свои силы, и Сталин оказывал всяческое давление на союзников, побуждая их оттянуть часть германских войск на себя. Однако советская дипломатия в этом вопросе терпела поражение: пока Великобритания и Франция не уверились в том, что Германия измотана войной на Восточном фронте (Громыко А. А., 1980. С. 426 – 428).

2.3 Визит Молотова в Великобританию.

Молотов прибыл в Лондон двадцатого мая 1942 г., совершив рискованный перелет через территорию, оккупированную Германией. Черчилль объяснил советскому наркому, что Великобритания не может принять советские предложения в полном объеме. Однако, добавил он, после войны СССР, Великобритания и США будут сотрудничать в послевоенном мироустройстве. Молотову пришлось удовлетвориться этим и подписать 26 мая советско-английский договор. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была оставаться в силе двадцать лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества, как в предотвращении возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками (Зубов А. Б., 2009. С. 68). Тем не менее, Молотов заявил Черчиллю, что он считает вопрос о втором фронте более важным, чем договор.

 Визит Черчилля в Москву.

С двенадцатого по шестнадцатое августа Черчель пробыл в Москве с дипломатическим визитом. Переговоры не сняли принципиальных требований Сталина. Вместе с тем было ясно, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе. (Собственно говоря, так оно и было).

По итогам переговоров союзники по коалиции обещали открыть второй фронт  в 1943 г. и начать разрушительные бомбардировки Германии уже в 1942 г. (Плешаков К.В., 1998. С. 135 – 138).

Тем не менее, встреча закончилась на дружественной ноте. Разговор зашел о необходимости встречи Рузвельта и Сталина или всей Большой Тройки. Однако ни к какому окончательному решению Сталин и Черчилль не пришли.

3.1 Московская конференция 1943 г.

Между тем перелом в  войне в Европе обозначился с радикальным изменением ситуации на Восточном фронте. Разгром германской группировки под Сталинградом, а затем и отход на Курской дуге знаменовал начало общего германского отступления. После Курской битвы стало ясно, что военная машина Германии уже не оправится.

Соответственно возросла и международная роль СССР. Как главная военная сила антифашистской коалиции он претендовал и на одну из ведущих ролей в деле послевоенного урегулирования. Пора было всерьез говорить не только о втором фронте, но и о практических аспектах послевоенного миропорядка. В этих целях и организовывалась Московская конференция.

В ходе её работы была выработана «Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности». Кроме трех государств - участников конференции, к этой декларации было привлечено четвертое - Китай. В декларации указывалось, что союзники будут вести войну до тех пор, пока противник не сложит оружия и не капитулирует безоговорочно. После окончания войны усилия союзников будут направлены на установление мира и безопасности. Четыре державы сообщали, что в ближайшее время будет создана международная организация для поддержания мира и безопасности.

Она должна быть основана на принципе суверенного равенства  всех миролюбивых государств. Все  такие государства - большие и  малые - могут быть ее членами. В декларации провозглашалось, что в послевоенной политике державы не будут применять  военных средств, в решении спорных  вопросов без взаимной консультации (Громыко А.А., 1980. С. 444 – 448).

3.2 Тегеранская конференция.

 В первый раз в полном составе Большая Тройка собралась в Тегеране встреча проходила с двадцать восьмого ноября по первое декабря 1943 г. На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться по вопросам открытия второго фронта в Европе.

Основное внимание было уделено  военным вопросам, прежде всего вопросу  об открытии второго фронта. Советская  делегация указывала, что грубое нарушение Англией и США обязательств по данному вопросу не только в 1942, но и в 1943 г. привело к затяжке  войны и нанесло большой ущерб  общей борьбе против фашистского  блока. Еще до конференции СССР настаивал  на установлении твердого срока открытия второго фронта в целях сокращения потерь и ускорения освобождения порабощенных народов от фашистского  ига. Но характер постановки вопроса  об открытии второго фронта объективно изменился по сравнению с начальным  периодом войны. Теперь победа над фашистской Германией уже была предрешена и  могла быть достинута силами одной  Красной Армии. В Тегеране советская  сторона заявила, что, «как только будет  осуществлен десант в Северной Франции, Красная Армия, в свою очередь, перейдет в наступление. Если бы было известно, что операция состоится в мае  или в июне, то русские могли  бы

подготовить не один, а несколько  ударов по врагу». Советское правительство

желало узнать точную дату начала операции «Оверлорд», так условно именовалась десантная операция на северном побережье Франции (Громыко А. А. 1980 С. 447 – 448).

Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников. На конференции обсуждался и вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей, причем передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Черчилль согласился с тем, что Пруссия как очаг милитаризма должна быть отделена. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Никакого окончательного решения принято, однако, не было.

Самым болезненным вопросом был вопрос о Польше. Сталин к этому времени порвал отношения с польским правительством в изгнании. Москва требовала изменений в польском кабинете. Катынский вопрос рассматривался Кремлем как польский шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Лондоне стало складываться мнение, что надо уступать Москве и проводить советско-польскую границу по линии Керзона.

3.3 Конференция в Думбартон-Оксе.

По мере военных успехов  союзников, вопрос о послевоенном мироустройстве все более занимал умы политиков. Рузвельт вел дело к созданию международной организации. Печальный пример Лиги Наций, которая оказалась не более чем форумом ораторов, заставлял его при этом исходить из концепции трех или четырех (считая Китай) международных полицейских. После обсуждений на различных уровнях была созвана конференция в Думбартон-Оксе (двадцать второе августа – двадцать восьмое сентября 1944 г.).

К этому времени уже  была достигнута договоренность о том, что в организации будет круг избранных – постоянных членов Совета Безопасности. На конференции ни у кого не вызывало сомнений, что США, СССР и Великобритания должны быть постоянными членами Совета. Было также решено предоставить постоянное место в Совете Безопасности Франции; США настаивали на предоставлении того же Китаю. Включение Китая в число de jure великих держав было уступкой Вашингтону; что касается Франции, то здесь, скорее, победил Лондон.

Американская сторона исходила из системы вето для постоянных членов Совета, но затем предложила, чтобы члены организации, великие державы или нет, воздерживались от голосования в том случае, когда обсуждался конфликт, в который они были вовлечены. Советская сторона настаивала на правиле единодушия постоянных членов Совета во всех случаях, иными словами, на безусловном праве вето. Американская и советская позиции вошли в острое противоречие. Сталин ссылался на договоренность в Тегеране и подчеркивал, что СССР не может игнорировать существование некоторых абсурдных предрассудков, которые сказываются на объективном отношении к СССР.

В конце концов, был достигнут компромисс: Совет Безопасности мог, предпринимать действия по урегулированию конфликта, невзирая на позицию государств, вовлеченных в конфликт. Постоянные члены Совета Безопасности, тем не менее, сохраняли право вето, даже если они были вовлечены в конфликт, если речь шла о применении силы. Этот компромисс был представлен делегациями на обсуждение своих правительств.

Сталин выдвинул также требование, чтобы все республики, входящие в состав СССР, были представлены в ООН. Разумеется, это вызвало негативную реакцию Рузвельта. Обсуждение вопросов, связанных с будущим ООН, продолжилось после конференции, на которой ключевые вопросы решены не были.

Необходима была новая встреча Большой Тройки. Поражение Германии близилось, а контуры послевоенного мироустройства оставались расплывчаты.

Конференция в Думбартон-Оксе. По мере военных успехов союзников, вопрос о послевоенном мироустройстве все более занимал умы политиков. Рузвельт вел дело к созданию международной организации. Печальный пример Лиги Наций, которая оказалась не более чем форумом ораторов, заставлял его при этом исходить из концепции трех или четырех (считая Китай) международных полицейских. После обсуждений на различных уровнях была созвана конференция в Думбартон-Оксе (22 августа – 28 сентября 1944 г.).

3.4 Ялтинская (Крымская) конференция.

Большая Тройка собралась в Ялте четвертого февраля 1945 г. Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте; это, однако, не сняло ряда противоречий между лидерами двух стран. Лидеры стран вернулась к вопросу о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, конференция не установила процедуру расчленения или хотя бы его примерные территориальные контуры. (Гурьев Е.П., 2010. С. 81 – 82).

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Однако Сталин не хотел включать Францию в Контрольную Комиссию, и Рузвельт поначалу с готовностью с ним согласился. Ни Рузвельт, ни Сталин включать Францию в число великих держав не хотели. Однако в конце концов Рузвельт заявил, что если включить Францию в Контрольную Комиссию, то это заставит де Голля быть более уступчивым. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях, предлагая две формы их: вывоз оборудования и ежегодные платежи. Она также предложила создать комиссию по репарациям в Москве. Однако конечная сумма репараций установлена не была. На последнем настаивала британская сторона; Рузвельт же благожелательно воспринял советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 % должны были быть выплачены Советскому Союзу.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с малыми европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 года в Москве, рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же, в соответствии с октябрьскими договоренностями, на период, предшествовавший Ялте, соблюдали паритет в Югославии, где Тито договаривался с прозападным Шубашичем о контроле над страной. В Ялте паритет был подтвержден, хотя практическое урегулирование ситуации в Югославии было предусмотрено не так, как его хотел видеть Черчилль. Черчилля беспокоило также территориальное урегулирование между Югославией и Австрией и Югославией и Италией. В Ялте было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

По итогам встречи в Ялте, de fаcto подразумевалось, что вся Восточная Европа остается в советской сфере влияния. Это было отходом от «процентной дипломатии», однако Великобритания могла надеяться на некоторую корректировку советской позиции в ходе послевоенного урегулирования.

Американская сторона представила в Ялте документ, названный «Декларация об освобожденной Европе». Она основывалась на тех же демократических принципах, что и предшествующие документы того же порядка. Главы союзных правительств, в частности, обязались согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники обязались создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Декларация была принята. Однако она оставалась голословным документом, не имеющим практической ценности (Громыко А.А.,1980 С. 467 – 469).

Было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем была достигнута договоренность об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), восстановление военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступки принадлежала Рузвельту. В завершающий период войны против Германии на Ялтинской конференции были достигнута договоренности которые определили дальнейшую политику стран антигитлеровской коалиции.

Информация о работе Советско-английские отношения в годы второй мировой войны