Советская страна в годы нэпа (1921-1927)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается также в том, что на современном этапе развития общества, когда формируются рыночные отношения, когда важным становится понимание новой системы ценностей, которая касается товарно-денежных отношений, становится целесообразно проследить, какие этапы развития прошло наше государство в 20 веке. Последнее столетие было насыщено различными преобразованиями, которые коснулись всех сторон жизни, в том числе и экономического развития. Интересным становится тот факт, что в течение 20 века отношение к экономической сфере изменилось кардинальным образом: от тотального огосударствления до свободных рыночных отношений.

Оглавление

1.Введение..................................................................................................................................3
2.Причины введения нэпа.........................................................................................................3
3.Нэп и его итоги.......................................................................................................................4
4.Общественно-политическое развитие страны в годы нэпа................................................8
5.Заключение............................................................................................................................11
6.Тест.........................................................................................................................................12
7.Список использованной литературы.......................................................

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 29.66 Кб (Скачать)

«Наиболее важной и ударной задачей» народного  просвещения, которая была тесно  связана с хозяйственным возрождением страны, государство считало ликвидацию неграмотности. Было организовано Всероссийское  добровольное общество «Долой неграмотность», открывавшее школы для взрослых. В 1925 г. в них обучалось 1,5 млн. человек. Повсеместно начинали работу избы-читальни и библиотеки. С 1923 г. начала расти  сеть начальных общеобразовательных  школ.

В Советской  России широко развернулась борьба за обновление быта. Строились «дома-коммуны», открывались рабочие клубы, театральные  студии, спортивные площадки. На черноморские курорты стали ездить рабочие  и их дети. В жизнь входили новые, «социалистические» обряды В дни пролетарских праздников устраивались массовые манифестации.  Однако полностью ликвидировать такие «родимые пятна капиталистического прошлого», как преступность, пьянство, проституция, не удалось. В 1925 г. был отменен введенный еще в начале Первой мировой войны «сухой закон». (Торговля водкой стала давать до 12% государственного бюджета.) Потребление алкоголя в рабочей среде с 1924 по 1928 г. выросло в 8 раз. Еще одной тяжелой проблемой городского быта стала острая нехватка жилья, поскольку рост населения городов значительно опережал темпы жилищного строительства.

Борьба с церковью

По обвинению  в антисоветской деятельности был  арестован патриарх Тихон, избранный  на свой пост Поместным собором Русской  Православной .Церкви в 1917 году. Несмотря на принятый после революции декрет об отделении церкви от государства, после смерти Тихона в 1925 г. власти не позволили избрать нового патриарха. По современным данным, в советское время было уничтожено 200 тыс. священнослужителей, около полумиллиона подверглись репрессиям. Необходимость борьбы с тяжелейшим голодом, поразившим страну в 1921 г., стала доводом для изъятия церковных ценностей (их общая стоимость составила 2,5 млрд. руб. золотом, в действительности на закупку продовольствия пошел лишь 1 млн.).

Образование СССР

Весной и летом 1922 г. партийные  организации Украины, Белоруссии и  Закавказья, обсуждая пути более тесного  объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение  советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик.

Однако В. И. Ленин, который  был болен и не мог принимать  участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике  проект "автономизации" и сформулировал  идею создания союза равноправных советских  республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум  ЦК одобрил позицию В. И.  Ленина и принял на ее основе  новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум  ЦК принял проект Союзного  договора.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов, на  котором И. В. Сталин огласил  Декларацию и Договор об образовании  СССР, одобренный накануне делегациями  четырёх объединяющихся республик

В Декларации перечислялись  три причины создания Союза ССР  – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных  республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства  оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность  новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских  республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской  власти, интернациональной по своей  классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских  республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю  безопасность, и внутреннее хозяйственное  преуспевание, и свободу национального  развития народов".

30 декабря 1922г – образование  СССР.

1924г – принятие первой  конституции СССР.

Внутрипартийная борьба

Вопрос о  сущности и перспективах нэпа оказался в центре внутрипартийной дискуссии 1920-х гг., которая после смерти В. И. Ленина (январь 1924 г.) приобрела  характер внутрипартийной борьбы за лидерство. На роль лидера партии претендовали Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев. В ходе этой борьбы решался также  вопрос о методах социалистического  строительства.

С переходом  к нэпу (еще при жизни Ленина) в партии обозначились два течения. Первое – «демократическое» (или  «правое»), представители которого последовательно отстаивали принципы нэпа. И второе – «пролетарское» (или «левое»), представители которого восприняли нэп как «капитулянтскую» модель социалистического переустройства общества.

Лидером «левых»  считался Троцкий, взгляды которого разделяли Г. Л. Пятаков и Е. А. Преображенский. Левые активно поддерживали идею мировой революции и полагали, что без помощи европейского пролетариата построить социализм в нашей  стране невозможно. Критикуя «нэповскую» точку зрения, левые выступали за всеобъемлющий план и преимущественное развитие промышленного сектора (т.е. социалистического уклада) за счет эксплуатации несоциалистических укладов. Эксплуатация должна была осуществляться посредством монопольно высоких цен на промышленные товары, высоких налогов, тарифов и т.д. В 1925 г. на позицию левых перешли Каменев и Зиновьев, которые выступили против Сталина. Сталина поддержали Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский, которые представляли «правое» течение в партии.

Главным теоретиком правых стал Н. И. Бухарин, который разработал концепцию «врастания в социализм  через НЭП». Эта концепция явилась  экономическим обоснованием сталинского  тезиса о «возможности построения социализма в одной стране». Отстаивая принципы нэпа, правые выступали против высоких  темпов индустриализации и увеличения налогообложения деревни, поддерживали идею развития кооперации и рыночной экономики.

Фракционная борьба открыто началась в руководстве  большевиков в 1923 г. и прошла несколько  этапов. Первый этап был связан с  выступлением троцкистской оппозиции  в 1923–1924 гг. В 1925 г. заявила о себе «новая оппозиция» во главе с Каменевым  и Зиновьевым. В 1926 г. со своей платформой выступила «объединенная оппозиция», в которую вошли Троцкий, Каменев  и Зиновьев. Последний этап внутрипартийной  борьбы датируется 1928–1929 гг., когда  выявились коренные расхождения  в позициях Сталина и Бухарина по вопросу о причинах хлебозаготовительного  кризиса и путях его преодоления.

Победителем в этой борьбе стал Сталин, который  последовательно устранил своих  оппонентов. Вслед за этим была решена и судьба нэповской альтернативы. Конец нэпа многие историки датируют 1929 г., когда, по инициативе И. Сталина, был взят курс на «великий перелом». В начале 30-х гг. в стране установился режим личной власти Сталина.

5. Заключение

Новая экономическая  политика, рассчитанная на привлечение  к сотрудничеству всего российского  крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность. Вместе с  тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы  с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось  на импорте оборудования для индустриализации. С середины 20-х годов начинается свертывание сферы рыночных отношений, происходит усиление централизации  экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской  власти и дальнейшее отступление  в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную  победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти, и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от учета интересов крестьянства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тест

Выберите позиции, характеризующие  нэп:

1. Восстановление рыночных  отношений.

2. Одноукладная экономика.

3. Стимулирование крупных  государственных предприятий.

4. Ставка на крестьян  как товаропроизводителей.

5. Замена продразвёрстки  продналогом.

6. Запрет аренды земли  и найма рабочей силы.

7. Денационализация мелкой  и частично средней промышленности.

Ответы: 1, 4, 5, 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Горинов М.М. НЭП: Поиски  путей развития. - М.,1990.

2.Дмитренко В.П. Советская  экономическая политика в первые  годы пролетарской диктатуры.  Проблема регулирования рыночных  отношений. -М.1986.

3."Новейшая история  отечества. ХХ век" под редакцией  Киселева А.Ф., Щагина Э.М., "Владос", 1998 г.

4.Преображенский Е.А., Бухарин  Н.И. Пути развития: дискуссии  20-х годов. - Л., 1990.


Информация о работе Советская страна в годы нэпа (1921-1927)