- На практике по улучшению сельского хозяйства наметились три направления: освоение целинных и залежных земель: расширение посевных площадей «чудо-культуры» — кукурузы, сои и т.п.; элитное животноводство. Ставилась задача догнать США по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения. В целях технического обеспечения сельхозпроизводства в 1958 г. прошла реорганизация МТС.
Научно-технический прогресс
в СССР в 50е годы
- Социально-экономическое развитие страны во многом зависело не только от интенсивного труда людей и технического обеспечения всех сфер производства, но и от научно-технического уровня всего народно-хозяйственного комплекса. Необходимо было превратить науку в непосредственную производительную силу, улучшить качество, расширить ассортимент продукции, отработать новейшие технологии, освоить новые отрасли промышленности. Все это должно было поднять производительность труда, сократить капиталовложения в тяжелую промышленность, вывести советскую промышленность на уровень мировых стандартов, а главное, ускорить рост благосостояния трудящихся.
- В августе 1953 г» Маленков заявил: «Достигнутый объем производства предметов потребления нас не может удовлетворить». Соотношение объемов производства тяжелой промышленности и производства предметов потребления (в %) было более трех к менее чем одному. Однако в январе 1954 г. Хрущев на Пленуме ЦК подверг резкой критике идею приоритета легкой промышленности над тяжелой. «Это отрыжка правого уклона», — заявил Первый секретарь ЦК КПСС, — отрыжка враждебных ленинизму взглядов, которые в свое время проповедовали Рыков, Бухарин и иже с ними».
- Научно-технический прогресс зависел не столько от результатов эксперимента, сколько от идейно-теоретических взглядов на социалистическое строительство технически безграмотных руководителей — Хрущева, Суслова и Других «вождей советского народа». Господство административно-командной системы отрицательно сказывалось на организации научно-технического поиска, его практической результативности. Научно-техническая революция в СССР, как и вся жизнь советских трудящихся, проводилась не инициативой снизу, а указаниями сверху. Указания специальных пленумов ЦК («О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства», июль 1955 г. и др.), а также партийных съездов стали предметом обсуждения на первом Всесоюзном совещании научных работников в июле 1961 г.
- Научно-технический поиск, отмечался в докладе президента АН СССР М.В.Келдыша, можно считать адекватным потребностям НТР лишь в том случае, если усилия советских ученых, конструкторов, технологов будут нацелены на одновременное развитие трех главных направлений; решение крупных народнохозяйственных проблем, находящихся на стадии опытно-конструкторских разработок (автоматизация, новые орудия труда, металлы, сплавы, полимеры); углубление перспективных научных исследований, практическая значимость которых очевидна для народного хозяйства (термоядерный синтез, преобразования тепловой энергии в электрическую и т.д.); выявление закономерностей природы, открытие принципиально новых подходов к ускорению технического прогресса. Совещание выделило целый комплекс проблем, решение которых способствовало бы укреплению процесса взаимодействия естественных и технических наук.
- Результаты НТР в СССР всемирно известны :
- 1953 г. — создана водородная бомба;
- 1954 г.- пущена промышленная атомная электростанция;
- 1957 г. — запуск искусственного спутника Земли, спуск на воду атомного ледокола «Ленин»;
- 1959 г. — космическая ракета с вымпелом СССР достигла поверхности Луны;
- 1960 г. — открыт Университет дружбы народов;
- 1961 г. — первый в истории человечества полет в космос Ю.Гагарина и др.
- Вместе с тем мировые достижения советских ученых и техников не затронули основ всего народнохозяйственного комплекса, ибо командно-административное управление КПСС не могло изменить экономического и материального стимулирования научно-технического прогресса, повысить благосостояние трудящихся.
Планы и действительность
развития страны
- Основным результатом социально-экономического развития страны середины 50-х—середины 60-х годов, по мнению руководства СССР, являлся рост благосостояния советского народа, который, по планам КПСС, вступал в новый период социалистического развития — построение коммунистического общества
- К середине 50-х годов была сокращена рабочая неделя без уменьшения заработной платы. В 1960 г. рабочий день составлял 7 час, для подростков от 16 до 18 лет, на подземных и вредных работах — 6 час. В предвыходные и предпраздничные дни работа заканчивалась на 2 часа раньше.
- С 1957 г. стала повышаться заработная плата низкооплачиваемых рабочих и служащих, были также уменьшены налоги. Некоторые даже отменены, например, налог на бездетность. Реальные доходы рабочих и служащих в 1958 г. удвоились по сравнению с 1940 г., а колхозников выросли более чем в 2 раза. К тому же увеличились выплаты и льготы из общественных фондов, дотации государства на бесплатное обучение и выплату стипендий учащимся, медицинское обслуживание, содержание школ, детских садов, яслей, на пенсии и различные пособия.
- Особое внимание уделялось жилищной проблеме, так как в результате войны без крова остались 25 млн. человек. По инициативе Хрущева стали строить больше, быстрее, дешевле, применяя типовые проекты, внедряя поточный метод строительства домов, широко применяя железобетон и блочные конструкции. Уже за годы пятой пятилетки (1951—1955 гг.) на жилищное строительство было израсходовано в 2,2 раза больше средств, чем в предшествующей пятилетке. В июле 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», которое еще более усилило жилищное строительство. Только за 1957 г. было построено 52 млн. кв. м жилой площади.
- Социальная политика включала в себя широкий круг проблем, среди которых наибольшее значение имели вопросы распределительных отношений. Структура распределения в целом была обусловлена структурой производства, формами собственности. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, распределительная политика определялись глобально: обеспечить в СССР самый высокий жизненный уровень по сравнению с развитыми капиталистическими странами. Поставленная задача должна была осуществляться за счет повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со снижением розничных цен и отменой налогов с населения, а также путем расширения общественных фондов потребления.
- В середине 50-х—60-х годов было несколько направлений дифференциации доходов и заработной платы. Во-первых, стимулировали тех рабочих и служащих, труд которых был в наибольшей степени связан с интенсификацией производства, научно-техническим прогрессом, с территориальной спецификой, а также с теми отраслями и сферами народного хозяйства, где материальная заинтересованность теряла стимулирующую роль. Во-вторых, стали брать верх уравнительные тенденции. Постепенно шло упорядочение заработной платы «по отраслям хозяйства», «отдельным группам», «категориям» работников, а не по индивидуальной оплате труда
- Происходил рост минимальной заработной платы. То есть, оплата труда все более нивелировалась. В-третьих, партийно-хозяйственная номенклатура продолжала расширять свои привилегии при широкой декларации социальной справедливости.
- Таким образом, распределительные отношения определялись не объективными экономическими законами, а различными партийно-правительственными актами. При отсутствии практически объективно обусловленного экономического базиса и юридического механизма вся система распределительных отношений основывалась на субъективных действиях руководства.
Противоречивость теории
и практики социализма
- Основной вывод, вытекающий из анализа социально-экономического развития десятилетия Хрущева, заключается в том, что действия советского руководства являлись традиционными. Существующая система, теоретически обоснованная Марксом и Энгельсом, практически разработанная Лениным и Сталиным, воспринималась новым советским руководством как правильная, нуждающаяся лишь в совершенствовании и даже в частичной перестройке. Идеи кардинальных изменений впервые высказал Председатель Совета Министров СССР Маленков, многие из них воплотил и развил на практике Первый секретарь ЦК КПСС, а с 1958 г. и Председатель Совета Министров СССР Хрущев. Однако «споткнулись» они, в сущности, об одно. То был догматический государственно-социалистический принцип руководства и практических действий, в основе которых лежала единая форма собственности, а также недопущение частного интереса и плюрализма в любой сфере общественной жизни.
- Вместе с тем в середине 50-х—середине 60-х годов была предпринята попытка перестройки социально-экономического механизма советского общества. Оживление товарно-денежных отношений, хозрасчет, самостоятельность промышленных предприятий, материальная заинтересованность людей шли не по естественным экономическим законам, а внедрялись сверху и проводились при жесткой централизации партийно-административного управления. Когда же «реальный социализм» доходил до очередного критического состояния, его «идеальный» образ слегка корректировался по неизменной марксистско-ленинской методике мастерами социалистической школы.
Несмотря на ряд действенных мер, принятых энергичным Хрущевым, не получалось того результата, который планировало советское руководство. Промышленная и сельскохозяйственная гигантомания, валовые показатели вели к истреблению сырья и топлива, наносили вред экологии, снижали квалификацию рабочих и их хозяйский интерес, нарушали ритмичность производства, ухудшали качество продукции; падала трудовая дисциплина, росли показуха и демагогия, советские люди теряли веру в коммунистические идеалы и социальную справедливость.
- Таким образом, противоречивость теории и практики социалистического строительства все более и более убеждала людей в том, что тормозами прогрессивных начинаний являются не только плохие руководители, но и несовершенство хозяйственной и административно-бюрократической системы в целом, а также политический догматизм марксистско-ленинской теории, не учитывающей конкретной обстановки и реальных фактов.