Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Экономический факультет
Направление «Экономика»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему «Социально-Экономическое развитие СССР в середине 50-60х годов»
Выполнила студентка 1-го курса ЭКБ-2012
Соснина О.А
- 14 февраля 1956 года собрался XX съезд партии, на котором с отчётным докладом выступил Хрущёв, где он сформулировал ряд новых положений, в частности, о необходимости разрядки международной напряжённости и возможности мирного сосуществования, о возможном многообразии перехода к социализму в различных условиях. Однако главным на съезде было не это, а секретный доклад, прочитанный Хрущёвым на закрытом заседании, в котором он разоблачал культ личности Сталина, обвинял его во многих преступлениях, в основном в необоснованных репрессиях.
- Со временем Хрущёв сосредоточил в своих руках огромную власть, практически никем не контролируемую. Будучи натурой весьма экспансивной и увлекающейся, он довольно часто пытался проводить в жизнь совершенно нереалистичные или бессмысленные планы, как, например, посевы на огромных площадях кукурузы, увеличение в три раза заготовок мяса за короткий срок, что привело к резкому падению поголовья скота, стремление догнать и перегнать Америку, создание к 1980 году материально-технической базы коммунизма. Но не только этим характерен период правления Хрущёва. При нём заметно выросла заработная плата, пенсии, строилось много жилья. Новый устав партии, принятый на XXII съезде, был более демократичным, чем предыдущие. Советская наука осуществляет прорыв в космос - Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полёт.
- К середине 50-х годов СССР сумел в основном достичь довоенного уровня промышленного производства, хотя остро еще стояла продовольственная проблема. За 1949—1953 гг. урожай зерна составлял 81 миллион тон, что было ниже уровня 1913 г. Производство мяса чуть превысило дореволюционный уровень. Численность же населения страны к 1950 г. возросла почти на 20 млн., что естественно отражалось на уровне потребления продуктов питания в расчете на душу населения. К тому же разраставшиеся масштабы «холодной войны», безвозмездная помощь странам народной демократии, социалистические преобразования на территориях, включенных в Союз накануне и в результате второй мировой войны, значительно обедняли государственный бюджет, деформировали хозяйственное развитие, сдерживали рост благосостояния трудящихся.
Н.С.Хрущев
Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда. Период правления Хрущёва иногда называют «оттепелью»: были выпущены на свободу многие политические заключённые, активность репрессий значительно снизилась по сравнению с периодом правления Сталина.
Таким образом, необходимо было решить одновременно три проблемы:
1.Накормить и одеть людей
2.Включиться в мировой процесс НТР
3. Укрепить оборону СССР и его союзников.
- С программой социально-экономических преобразований выступил в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Председатель Совета Министров Г.М.Маленков, подчеркнув, что «у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления». Предполагалось значительно изменить инвестиционную политику — увеличить вложения средств в легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство; привлечь к производству товаров народного потребления промышленные предприятия. На оживление отраслей нематериального производства отводилось два-три года.
- Магистральные направления социалистического строительства на шестую пятилетку (1956—1960 гг.) были рассмотрены на XX съезде КПСС. В директивах в очередной раз предусматривалось преимущественное развитие тяжелой промышленности. В 1957—1958 гг. были проведены три реформы: в области промышленности, сельского хозяйства и системы образования
- Своеобразным рубежом в правлении Хрущева стал 1959 год. Внеочередной XXI съезд КПСС констатировал: «Социализм в нашей стране одержал полную и окончательную победу». По мнению партийно-административного аппарата, «советский народ под руководством партии достиг таких побед социализма во всех областях экономической и общественно-политической жизни, которые дают возможность практически осуществить задачи создания материально-технической базы коммунистического общества и планомерного перехода к коммунизму». Вместе с тем перспективные плановые задания на два последних года провалившейся шестой пятилетки были включены в новый семилетний план развития народного хозяйства страны на 1959-1965 гг. Апофеозом хрущевского курса социалистического строительства стало принятие в 1961 г. новой Программы КПСС, главной целью которой являлось построение коммунизма. Программа была рассчитана на 20 лет. Ни один из делегатов XXII съезда КПСС не обратил внимание своих соратников на недостатки и неразрешимые проблемы социально-экономического развития страны.
Изменения в системе
управления СССР
- Для реализации избранного курса в ЦК КПСС проходили совещания для партийных и хозяйственных работников, на которых ставились и разъяснялись конкретные задачи, подлежащие беспрекословному и немедленному исполнению. Таким образом, фактическое выполнение избранного курса социалистического строительства во многом зависело от партийно-административного аппарата, который все более бюрократизировался, представляя реальную власть в стране. Попытки ограничения и даже критики управленческого аппарата оканчивались трагично и для руководителей — Маленкова, Хрущева.
- 14 октября 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата». Решение партии и правительства касалось 46 общесоюзных и союзно-республиканских министерств (в 1936 г. их было 12). Документы, письма, деловые бумаги проходили множество инстанций. Решение вопроса затягивалось, процветала волокита, равнодушие, безответственность. Было упразднено около 10 тыс. главков, отделов, трестов и других бесполезных контор. Резко сократилось бумаготворчество. В то же время были расширены права директоров предприятий в планировании, капитальном строительстве, реализации материальных ценностей.
- В марте 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства». Вместо жесткой регламентации производства предлагалось планировать только конечные результаты — объемы заготовок продукции животноводства, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья. Однако самостоятельность производственной деятельности колхозов и совхозов так и не была достигнута.
- В мае 1955 г. были приняты решения по расширению функций и прав союзных республик в области планирования капитального строительства, бюджета, вопросов труда и заработной платы, в перераспределении излишков оборотных средств, образовании фондов предприятий и другие, что значительно оживляло социально-экономическое развитие.
- Вместе с тем примером бесплодных реорганизаций служило разделение Госплана СССР в июне 1955 г. на два ведомства — Госплан СССР, ведавший перспективным планированием, и Госэконом комиссию СССР по текущему планированию народного хозяйства.
- Существенной реорганизацией управления производством явился закон 1957 г., по которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством было организовано по территориальному принципу в рамках крупных административных районов, где были созданы Советы народного хозяйства — Совнархозы. Однако как только они наладили свое руководство, стали нарастать негативные последствия их деятельности — местничество, диктат и администрирование, прогрессирующая бюрократизация и «ЦУ» (ценные указания).
- Ноябрьский (1962 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о разделе организационных структур партии и Советов по производственному принципу. Одновременно произошло соединение партийного и государственного контроля в одном органе — Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР.
- Таким образом, перестройка управления затронула почти все стороны социально-экономического развития общества, за исключением его базовых социалистических основ. Двинулся, заскрипев, огромный, проржавевший маховик командно-административной системы. Люди с надеждой ожидали благоприятных перемен.
Аграрная политика СССР
в 50е годы
- Советские люди не просто ждали обещанного их поколению коммунизма, они трудились и даже боролись за звание ударника коммунистического труда. Однако все их усилия не могли обеспечить самого необходимого и прежде всего продовольственного изобилия.
- С 1953 по 1964 гг. было созвано одиннадцать специальных пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. Было проведено множество совещаний, собраний, заседаний и т.п. мероприятий словесной активности. Однако вся эта заорганизованность партийно-административного аппарата управления еще больше сковала деятельность самих крестьян. Вместе с тем были вскрыты и существенные недостатки. Важное значение имело выступление Хрущева на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС, в котором он выявил причины отставания сельского хозяйства:
- Во-первых, не способствовали росту его производительности низкие закупочные и заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию; низкая оплата трудодня колхозника, высокие налоги на личные подсобные хозяйства;
- во-вторых, нехватка в хозяйствах и МТС квалифицированных руководителей и специалистов; необустроенность деревни, отсутствие элементарных бытовых условий, подъездных дорог;
- в-третьих, недостаточная техническая оснащенность и механизация сельскохозяйственного производства;
- в-четвертых, недостаточность капиталовложений; невозможность колхозов по своему усмотрению использовать доходы сельского хозяйства, которыми распоряжались центральные партийно-государственные органы.
В целях поднятия сельскохозяйственного
производства был принят ряд
мер, которые сводились к следующему:
- 1. были укреплены руководящие кадры колхозов. По призыву КПСС и ВЛКСМ к середине 1955 г. в колхозах работали более 130 тыс. агрономов и зоотехников. Районные управления сельского хозяйства были упразднены. Наиболее крепкие колхозы были укрупнены за счет слабых хозяйств;
- 2. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в марте 1955 г. установили новый порядок планирования сельскохозяйственного производства. Государственный план заготовок сельхозпродукции колхоз должен был получить не позднее 1 сентября текущего года с заданием на предстоящий год, что давало большую самостоятельность хозяйствам;
- 3. в марте 1956 г. колхозы получили право дополнять и изменять положение Устава сельхозартели, определять размеры приусадебных участков, количество скота в личной собственности колхозника, обязательный минимум трудодней и т.д.;
- 4. большое внимание было уделено деятельности НИИ в области сельского хозяйства, приближению их к практике, пропаганде и внедрению передового опыта. С 1954 г. в Москве начала действовать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.