Социальная политика Перикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политик, блес-тящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек. Будучи уже признанным руководителем Афинского государства, Перикл наряду с укреплением политического могущества Афин не переставал забо-титься о том, чтобы Афинское государство стало «центром просвещения Эллады».

Оглавление

1. Введение стр. 3
2. Демократические преобразования в Афинах стр. 4
3. Государственный строй Афин стр. 4-9
4. Господствующий класс стр. 9
5. Положение свободных мелких производителей стр. 9-10
6. Из главы «Перикл» стр. 10-12
7. Диалог о Перикле стр. 12-16
8. Заключение стр. 17
9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

История социальной работы.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

      В середине V века до н.э. Афины превратились в самый крупный и цве-тущий центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Государственный строй Афин оказал сильнейшее воздействие на развитие политической жизни ряда других греческих государств, в первую очередь го-родов, которые входили в состав возглавляемого Афинами морского союза или находились в сфере его влияния.

      Отчетливо проявилось и новое направление  афинской внешней поли-тики, которое  впервые наметилось еще при Фемистокле. В середине V века Афины заключили соглашения с Керкирой, Сегестой и Леонтинами в Сици-лии, а также с Регием в Италии. Таким образом, перед афинскими торговыми кругами открылись пути назад. 

      В 443 году, стремясь укрепить свое влияние  в Италии, афиняне вывели на ее южное  побережье колонию Фурии. Этой колонии  с самого начала был придан характер общеэллинского предприятия, что должно было повысить авторитет Афин в глазах всего греческого мира.

     C целью обеспечения интересов  Афин и расширения морского  союза за счёт включения в  него причерноморских городов  около 437 года Перикл предпринял понтийскую экспедицию – большой морской поход в Чёрное море. В результате в состав союза вступили некоторые города Западного Причерноморья.

       Однако попытки Афин утвердиться  в Западном Средиземноморье и  усиление афинского влияния в  Причерноморье обострили противоречия  между Афинской архэ и городами  Пелопоннесского союза. Это привело  к крупнейшей в истории Древней  Греции войне, которая получила  название Пелопоннесской.  

     ГОСПОДСТВУЮЩИЙ  КЛАСС

     Господствующий  класс не был однородным, он делился  на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители  старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они  были слабо заинтересованы в быстром  развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и  в политической жизни выступали  как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим  устремлением основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка  имела высокий социальный престиж  и политический авторитет. Её представители, получившие хорошее воспитание и  образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли  военные экспедиции. Часть земельной  аристократии (наиболее яркий пример – афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая  историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов  и верно служила основной массе  гражданства. 

     ПОЛОЖЕНИЕ СВОБОДНЫХ МЕЛКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

         Важной мерой по поддержанию  имущественного благосостояния  беднейших граждан было обеспечение  их работой, за которую они  могли получать плату и обеспечивать свои семьи. При всей возрастающей конкуренции рабского труда такая политика государства была необходимой и социально-направленной. Вот что писал Плутарх о подобных мероприятиях в Афинах при правлении Перикла: «Перикл предоставил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших применения разных ремёсел и рассчитанных на долгое время, чтобы оставшееся в городе население имело право пользоваться общественными суммами нисколько не меньше граждан, находящихся во флоте, в гарнизонах, в походах. И, правда, там, где были материалы: камень, медь, слоновая кость, золото, чёрное дерево, кипарис; где были ремесленники, обрабатывающие эти материалы: плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотёсы, красильщики золота и т.д.: по морю – крупные торговцы, матросы, кормчие, а по земле – такелажные мастера, содержатели лошадей, кучера, верёвочники, строители дорог и т.д.: где, словно у полководца, имеющего собственную армию, у каждого ремесла была организованная масса низших рабочих, не знающих никакого мастерства, имевшая значение простого орудия, «тела», при производстве работ, - там эти работы распределяли, сеяли благосостояние во всяких можно сказать, возрастах и способностях». 

     ИЗ  ГЛАВЫ «ПЕРИКЛ»

         Хотя в Афинах для занятия  общественных должностей и не  требовалась быть богатым, бедняк  не мог заниматься государственной  деятельностью, так как всё  его время уходило на то, чтобы  заработать себе и своей семье  на пропитание. По предложению  Перикла, была введена плата  за выполнение государственных  обязанностей. Сперва присяжным  суда, а потом и другим должностным  лицам стали выдавать деньги  за каждый день, потраченный на  общественные дела.

         Однако оплачиваемые должности  достались не всем. И Перикл  предожил ежегодно отправлялись  в море 60 триер, экипаж которых  набирался из граждан, получавших за это плату в течение шести месяцев. Всё это время молодые люди изучали морское дело, знание которого необходимо в случае войны.

         Кроме того, на земле государств, входивших в афинский союз, создавались  военные поселения (клерухии), где  афиняне мог получить участок  земли. Этим решались сразу  две задачи: создавались гарнизоны  за пределами Аттики и облегчалось  положение простого народа.

         Перикл часто устраивал всенародные  угощения, праздничные шествия и  театральные представления. По  предложению Перикла в праздничные  дни беднякам раздавалимь деньги, чтобы дать им возможность  посетить представление.

         Позаботился Перикл и о том,  что доставило Афинам наибольшую  славу, а у жителей других  городов вызвало одновременно  и зависть, и восхищение. Афинский  акропль был украшен замечательными  произведениями скульптуры и  архитектуры.

         Из всех государственных мероприятий  это строительство вызвало больше  всего нападок со стороны врагов  Перикла. «Афинский народ –  кричали они, - теряет уважение  союзников! Союзники ругают нас  за то, что мы перенесли общегреческую  казну с о. Делоса в Афины,  но раньше мы могли хоть  оправдаться тем, что она находилась  здесь в большей безопасности. Теперь Перикл лишил нас этого  оправдания. Деньги, собранные для  ведения войны, мы рассчитываем  для того, чтобы украсить город  золотом и драгоценными камнями».

         Перикл отвечал обвинителям: «Мы  не обязаны давать отчёт в  расходовании союзных денег. Мы  часто выполняем наши обязательства  по отношению к союзникам, защищая  их от варваров. Ведь каждому  ясно, что деньги, отданные за  охрану, принадлежат не тем, кто  их заплатил, а тому, кто их  получил, если он выполняет  всё, что обещал. Мы ни разу  не отступили от своих обязательств. Государство достаточно обеспечено  всем, что нужно для войны, и  мы правильно делаем, используя  поступающие от союзников деньги  на то, что даст нашему городу вечную славу, а жителей обеспечит средством к существованию. При том строительстве, которое ведётся в Афинах, ни одна специальность не остаётся без применения, ни одни руки – в вынужденном бездействии.

         Ведь не граждане, которые способны  к военной слкжбе, получают во  время походов и обучения из  общественной казня средства  к существованию. Но ремесленники, не несущие военную службу  тоже имеют право на поддержку государства.1 Чтобы они не получали деньги бездельничая, и надо было провести такие работы, где любой мастер нашёл бы применение своим способностям». 

     ДИАЛОГ  О ПЕРИКЛЕ

         «Именем Перикла назван его  век… Это, несомненно, великая  честь, если она заслужена», - читаем  у А.Боннара в главе «Перикл  Олимпиец» книги «Греческая цивилизация» (т. 1). Нам важно понять, заслужил  ли эту честь Перикл, а для  этого ответить на заданные  исследователем вопросы: «Какова  же доля Перикла в этом бурном  расцвете афинского гения во  всех областях и особенно в  пластическом искусстве? Какую  цену заплатили граждане и  союзники Афин, какую цену заплатила  вся Греция и её цивилизация  за эти плоды века Перикла?»

         Слово Фукидиду (460-396 годы до н.э.). Он называет Перикла «первым среди Афин». «В его лице сочетаются четыре добродетели, связанные одна с другой, они-то и образуют великого государственного мужа. Он умён, т.е. способен оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них действием. Он одарён красноречием, умением склонять на свою сторону слушателей, так что его действия поддерживает весь народ. Всякий раз, как он говорит в народном собрании, можно подумать, что он слагает к его ногам свой венок вождя, чтобы вновь возложить его на себя лишь с общего согласия. Про него говорят, что на языке у него молнии. Его третьей добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и честь афинского полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.»

         В Перикле воплощён, по Фукидиду, дух Афин, он угадал роль своего  народа, объединил его, указав  ему высокую цель, отвечающую  интересам всех полисов Греции, которые страдали от междоусобиц.

         Фукидид считает, что именно  Перикл хотел превратить Афины  в «школу Греции» (политическую, судя по контексту), в горячее  сердце политической жизни всей  Греции, сердце, вдохновлённое самой  пламенной любовью к свободе,  претворенной в делах. «Это  было по имени демократией,  а фактически – правлением, осуществляемым  первым из граждан»2.

         «В молодости Перикл очень  боялся народа…» Плутарх сообщает о внешнем сходстве Перикла с тираном Писистратом, о принадлежности Перикла к древнему аристократическому богатому роду, о его страхе перед остракизмом, что отдаляло его от общественных дел, «но в походе он был храбр и искал опасностей».

         Слово Периклу. Перикл не написал книг о себе, он почти не вёл пере-писки, но сохранились записанные друзьями его речи, некоторые высказы-вания. Так, Фукидид приводит речь Перикла над могилами воинов, которые первыми пали в начале Пелопонесской войны.3

         «Наш государственный строй не  подражает чужим учреждениям;  мы сами скорее служим образцом  для некоторых, чем подражаем  другим. Называется этот строй демократическим… По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех…

         Мы живём свободною политической  жизнью в государстве и не  страдаем подозрительностью во  взаимных отношениях повседневной  жизни… Свободные от всякого  принуждения в частной жизни,  мы в общественных отношениях  не нарушаем законов главным  образом из страха пред ними  и повинуемся лицам, облечённым  властью в данное время; в  особенности же прислушиваемся  ко всем тем законам, которые  существуют на пользу обижаемым  и которые, будучи неписанными,  влекут (за нарушение их) общественный  позор…

         Государство наше мы предоставляем  для всех, не высылаем иноземцев,  никому не препятствуем ни  учиться у нас, ни осматривать  наш город, так как нас нисколько  не тревожит, что кто-либо из  врагов, увидев что-нибудь не скрытое,  воспользуется им для себя; мы  полагаемся не столько на боевую  подготовку и военные хитрости, сколько на присущую нам отвагу  в открытых действия…

         Мы любим красоту, состоящую  в простоте, и мудрость без  изнеженности; мы пользуемся богатством  как удобным средством для  деятельности, а не для хвастовства  на словах, и сознаваться в  бедности у нас не постыдно, напротив, гораздо позорнее не  выбиваться из неё трудом…

         Превосходство наше состоит также  в том, что мы обнаруживаем  и величайшую отвагу и зрело  обдумываем задуманное предприятие;  у прочих, наоборот, неведенье вызывает  отвагу, размышление же – нерешительность…  друзей мы приобретаем не тем,  что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем…

         Говоря коротко, я утверждаю,  что всё наше государство –  центр просвещения Эллады; каждый  человек может, мне кажется,  приспособиться у нас к многочисленным  родам деятельности и, выполняя  своё дело с изяществом и  ловкостью, всего лучше может  добиться для себя независимого  положения…

         В борьбе за такое государство  положили свою жизнь эти воины,  считая долгом чести остаться  ему верными, и каждому из  оставшихся в живых приличествует  желать трудиться ради него»  (Там же. – С. 447-448).

         Убеждая греков в необходимости встать на защиту отечества, Перикл говорил в речи: «Убеждённые в том, что счастье – в свободе, а свобода – в мужестве, смело смотрите в лицо опасностям войны». Мысль эта цитируется Фукидидом.4

         Умирающий Перикл, слушая слова  друзей о своих деяниях, которые  они вспоминали у его ложа, думая, что сознание покинуло  его, неожиданно сказал о том,  что он считал главным итогом  своей жизни: «Я никогда… никогда,  обладая большой властью, никому  не завидовал, никого не считал  своим непримиримым врагом и  ни разу не дал волю гневу  своему. Вот моя наиважнейшая  и первая заслуга… А вторая: вы не отыщете в Афинах ни  одного человека, кто бы по  моей вине надел чёрный траурный  плащ… Ни одного… Ни одного…  »

Информация о работе Социальная политика Перикла