Социальная политика Перикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Перикл проявил себя как осторожный и дальновидный политик, блес-тящий оратор, разносторонне образованный для своего времени человек. Будучи уже признанным руководителем Афинского государства, Перикл наряду с укреплением политического могущества Афин не переставал забо-титься о том, чтобы Афинское государство стало «центром просвещения Эллады».

Оглавление

1. Введение стр. 3
2. Демократические преобразования в Афинах стр. 4
3. Государственный строй Афин стр. 4-9
4. Господствующий класс стр. 9
5. Положение свободных мелких производителей стр. 9-10
6. Из главы «Перикл» стр. 10-12
7. Диалог о Перикле стр. 12-16
8. Заключение стр. 17
9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

История социальной работы.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Ленинградский областной институт экономики и финансов

                 
 

                

        Кафедра: «Управление социальными и экономическими процессами»

        Дисциплина: «История социальной работы» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Тема: «Социальная политика Перикла» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     

Выполнила студентка  II курса

                                                                                                          3-84 группы

                                                                             Лукошкова Регина Вячеславовна                                                  
 
 
 
 
 
 

г. Гатчина

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                              стр. 3

2. Демократические преобразования в Афинах                      стр. 4

3. Государственный строй Афин                                            стр. 4-9

4. Господствующий класс                                                      стр. 9

5. Положение свободных мелких производителей                стр. 9-10

6. Из главы «Перикл»                                                            стр. 10-12

7. Диалог о Перикле                                                              стр. 12-16

8. Заключение                                                                        стр. 17

9. Список используемой литературы                                    стр. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

      Перикл  пробыл стратегом 15 лет, его избирали на эту должность жители Афин.

     По  свидетельству историка Плутарха, Перикл принадлежал к «самым знатным  родам в Афинах». Его отец Ксантипп командовал греческим флотом в битве  при Микале, мать была родственницей  афинского реформатора Клис-фена. Одним из воспитателей Перикла был  известный философ Анаксагор.

      Перикл  проявил себя как осторожный и  дальновидный политик, блес-тящий оратор, разносторонне образованный для  своего времени человек. Будучи уже  признанным руководителем Афинского  государства, Перикл наряду с укреплением  политического могущества Афин не переставал забо-титься о том, чтобы Афинское государство стало «центром просвещения  Эллады».

      В своем доме Перикл собирал наиболее выдающихся ученых, писате-лей, художников. Известно, что он поддерживал близкие  отношения с софис-том  Протагором, трагиком Софоклом, скульптором Фидием, историком Геродотом и др.

     После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АФИНАХ

      Уже в самом начале своей политической карьеры Перикл примкнул к тем  верхним слоям рабовладельческой  демократии – судовладельцам, куп-цам, средним землевладельцам, ремесленным  предпринимателям, которые были заинтересованы в усилии мощи Афин на море и, следовательно, в рас-ширении торговых связей.

      Начиная с 443 года Перикл был очень популярен  в широких кругах граждан. В течении 15 лет он ежегодно избирался на должность  стратега. Популярность Перикла объяснялась  прежде всего тем, что его политическая деятельность, направленная на укрепление демократического строя, на уси-ление  Афинской морской державы и вообще могущества Афин, отражала интересы большинства  афинских граждан.

      Последовательная  демократизация государственного строя  Афин – такова была главная задача, стоявшая перед Периклом и его  единомыш-ленниками в борьбе с  олигархами. В отличие от более  ранних единовремен-ных реформ (типа реформ Солона или Клисфена) в середине V века был предпринят ряд законодательных мероприятий, вводивших новые порядки или отменявших старые законы, ограничивавшие демократию. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН

      В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народ-ным  собранием (экклесией), которое юридически обладало всей полнотой верховной власти. Экклесия никому не передоверяла своих  верховных прав и пользовалась ими  непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было в какой-то степени возможно, поскольку  все граждане могли свободно поместиться  на площади своего города.

      Для решения государственных вопросов афинские граждане собира-лись примерно через каждые 10 дней. Наиболее важными  делами считались избрание стратегов  и других высших должностных лиц, объявление войны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том  числе заключение договоров о союзе, принятие отчетов у высших должностных лиц, издание различных постановлений.

      Все органы Афинского государства были подчинены народному собра-

нию. К  этим органам принадлежали «совет пятисот» (булэ), гелиэя, ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных  лиц, в большинстве своем избираемых с помощью жеребьевки.

      Примерно  такой же, как и при Клисфене, оставалась организация булэ. Члены  булэ избирались по жребию из граждан  не моложе 30 лет по 50 чело-век от каждой из 10 фил. Эти 50 человек составляли так  называемую прита-нию. Каждая из пританий по очереди выполняла обязанности  булэ в течение одной десятой  части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих  вопросов в промежутках между  заседа-

ниями экклесии.

      Определенную  роль в законодательной деятельности играла гелиэя (суд присяжных), которая  в Афинах занималась не только обычными судеб-

ными  делами. Гелиэя состояла из 6 тысяч избранных  по жребию присяжных судей. Судьи  были разделены на 10 палат (так называемых дикастериев), в среднем по 500 человек  в каждой. 100 присяжных в каждом дикастерии счи-талась запасными.

      Подкуп  судей был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому ди-

кастерию  будет поручено рассмотрение их дел. Во время заседания гелиасты выслушивали  обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, когда суть дела ста-новилось им ясной, без предварительного совещания  между собой приступа-ли к голосованию  судебного постановления.

      В Афинах не было специальных государственных  обвинителей. Любой из граждан мог  возбуждать и поддерживать обвинение, в том числе в тех слу-

чаях, когда  оно касалось интересов государства  или охраны существующего

правопорядка. Не было на суде и защитников – каждый подсудимый должен был защищать себя сам. Если подсудимые не чувствовали  себя достаточно подготовленными, они  заучивали наизусть заранее написанные для них речи.

      Если  по ходу дела требовались свидетельские  показания рабов, их под-

вергали пыткам, так как считалось, что  добровольным показаниям раба дове-

рять  нельзя.

      Наибольшим  политическим весом из всех выборных государственных органов Афин обладала коллегия десяти стратегов. Должность  стратега не оплачивалась и при Перикле. Таким образом, на нее могли претендовать только богатые граждане. Между тем  в руках афинских стратегов сосредото-чивались наиболее важные государственные функции.

      Во  время войны стратеги командовали  армией и флотом, ведали всей внешней  политикой Афинского государства  и распоряжались значительной частью государственных финансов. Обладая  такими широкими полномочия-ми, стратеги в то же время были подотчетны экклесии и постоянно контроли-ровать ею.

      Каждому афинскому гражданину было предоставлено  своеобразное право контроля государственной  системы: он мог заявлять жалобу на проти-

возаконие (графэ параномон). Гражданин мог  также обжаловать любое из поступавших  в народное собрание предложений  или уже принятых постанов-лений  и законов.

      Если  после рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она приз-навалась справедливой, обжалованное постановление  или закон отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответствен-ности. С другой стороны, если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной, то жалобщик подвергался крупному штрафу.

      Таков был в общих чертах установившийся в середине V века до н.э. государственный строй Афин. Это был период относительно высокого разви-тия античной демократии, ограниченной, однако, рабовладельческой осно-вой. Как и полностью бесправные рабы и лишенные политических прав метэ-ки в Афинах женщины также не имели прав.

      Количество  полноправных граждан, которые могли  принимать участие в экклесии, составляло весьма незначительную часть  населения Аттики. К то-му же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были

в состоянии  реально им пользоваться. Прежде всего  это относилось к учас-тию граждан  в народном собрании, которые в  годы правления Перикла не оп-лачивалось. Для граждан, живших трудом своих  рук, не так-то просто было бросать работу и каждый десятый день проводить  на Пниксе (холм в Афи-нах), где собиралась экклесия.

      Крестьянам  Аттики, особенно тем, которые жили далеко от Афин, при-ходилось тратить  два-три дня на посещение экклесии. В горячую пору сельс-ких работ  сделать перерыв было чрезвычайно  трудно, поэтому количество присутствующих в экклесии (при общей численности  афинских полноправ-ных граждан  примерно 35 тысяч, преимущественно  жителей самого города. Только в  исключительных случаях, например при  остракизме, требовалось, чтобы за постановление  голосовало не менее 6 тысяч человек.

      Утвердившийся в Афинах демократический строй  вызвал острое недо-

вольство  со стороны олигархических элементов, которые группировались вокруг одного из политических деятелей – Фукидида из Алопеки. Однако борьба с олигархами закончилась победой Перикла  и остракизмом Фукидида в 443 году до н. э.

      Оппозиционные настроения существовали и в среде  самой демократии. Городская беднота  стремилась к более радикальным  преобразованиям и была недовольна умеренностью проведенных реформ. Правительство  Перикла пы-талось ослабить рост оппозиционных  настроений рядом мероприятий. Нап-ример, в Афинах затрачивались значительные средства на строительство об-щественных зданий. Одна из целей такого строительства–дать заработок необеспеченным афинсим  гражданам.

      Расходы на общественные нужды покрывались  не только за счет госу-дарства, но и  путем привлечения частных средств. В Афинах издавна сущест-вовали литургии–особыеповинности, налагавшиеся только на богатых лю-дей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т.п. После  победы над олигархами литур-гии  в Афинах применялись довольно часто.

      Наконец, в это время значительно шире, чем раньше, выводятся клеру-хии  на земли союзников. Этим достигались  сразу три цели. Наиболее важные в политическом и экономическом  отношении пункты на территории Афин-ской архэ оказывались под постоянным контролем метрополии. Неимущие афинские граждане – в клерухии в основном выводились феты – обеспе-чивались участками земли. Выселение бедноты  ослабляло радикальную оп-позицию  в экклессии.

Информация о работе Социальная политика Перикла