В период так называемого
междуцарствия (1610-1613 гг.) положение
Московского государства казалось
совершеннно безвыходным. Поляки занимали
Москву и Смоленск, шведы - Великий
Новгород; шайки иноземных авантюристов
и своих "воров" разоряли несчастную
страну, убивали и грабили мирное
население. Когда земля стала "безгосударной",
политические связи между отдельными
областями порвались, но все же общество
не распалось: его спасли связи национальные
и религиозные. Городские общества
центральных и северных областей,
возглавляемые своими выборными
властями, становятся носителями и
проповедниками национального сознания
и общественной солидарности. В своей
переписке города призывают одни
других "быти в любви и в
совете и в соединении друг с другом",
и "в том крест целовати меж
себя, что нам с вами, а вам
с нами и ожить и умереть
вместе", и за "истинную христианскую
веру на разорителей нашея християнские
веры, на польских и литовских людей
и на русских воров стояти крепко",
а потом "выбрати бы нам на Московское
государство государя всею землею Российской
державы". Вожди нижегородского ополчения,
со своей стороны, призывают города
соединиться, "чтоб нам, по совету всего
государства, выбрати общим советом
государя, чтоб без государя московское
государство до конца не разорилося"...,
"и выбрати б нам государя
все Землею...всемирным советом".
Смутное время
было не столько революцией, сколько
тяжелым потрясением жизни Московского
государства. Первым, непосредственным
и наиболее тяжелым его следствием
было страшное разорение и запустение
страны; в описях сельских местностей
при царе Михаиле упоминается
множество пустых деревень, из которых
крестьяне "сбежали" или "сошли
безвестно куды", или же были побиты
"литовскими людьми" и "воровскими
людьми". В социальном составе
общества Смута произвела дальнейшее
ослабление силы и влияния старого
родовитого боярства, которое в бурях
Смутного времени частью погибло
или было разорено, а частью морально
деградировало и дискредитировало
себя своими интригами, "шалостью"
и своим союзом с врагами государства.
В отношении политическом
смутное время - когда Земля, собравшись
с силами, сама восстановила разрушенное
государство, - показало воочию, что
государство Московское не было созданием
и "вотчиною" своего "хозяина"
- государя, но было общим делом и общим
созданием "всех городов и всяких чинов
людей всего велкого Российского Царствия".