Смутные времена в России 1593-1613 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства.

Файлы: 1 файл

смута.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Приближение Скопина  Шуйского и ссоры с поляками заставили  Тушинского вора осенью 1609г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда  русские тушинцы, оставшиеся без  своего царя, послали послов под  Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврвле 1610г. договор о принятии на царство  его сына, королевича Владислава.

В марте 1610 г. тушинский  лагерь был покинут всеми его  обитателями, которые разошлись  вразные стороны, и Скопин-Шуйский  торжественно вступил в освобожденную  Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и ожидала от него новых подвигов иуспехов в борьбе против неприятелей, но в апреле Скопин внезапно заболел и умер (по слухам от отравы ).

Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского; при с.Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско,бывшее под командой царского брата, князя  Дмитрия Шуйского, и приблизился  к самой Москве. С другой стороны  к Москве подходилиз Калуги Тушинский  вор. Город был в тревоге и  в смятении, царь Василий потерял  всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в  монахи.

4.Королевич  Владислав. Поляки  в Москве. Патриарх  Гермоген.

После свержения  Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась  боярская дума-"князь Ф.И.Мстиславский с товарищи" (так называемая "семибоящина"). Однако,это боярское правлениене  могло бытьдлительным и прочным. Приближение Тушинского вора, за которым  шел призраксоциального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться отвора и его притязаний бояре рещили избрать на московскийпрестол польского королевича Владислава.

После того, как  Жолкевский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как  своему будущему государю сусловием , что он обещает охранять православную веру. На последнем условии категорически  настаивал настамвал патриархГермоген, который не допускал возможности  занятия московского престола неправославным.

Лжедимитрий был  прогнан от Москвы и снова бежал  в Калугу с Маринойи казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под  Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын;посольству было поручено настаивать, чтобы королевич  Владислав принял православие и  без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского  государства.

Однако планы  Сигизмунда были другие: он не хотел  отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить  ему принять православие; он намеревался  сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому  русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и бесплодные переговоры, в которых  король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей стороны  побудили "смоленских сидельцев" к сдаче.

Между тем Москва в сентябре 1610г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского, который скоро уехал оттуда передав  команду Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и "торговй мужик" Федор  Андронов, которыеи пытались управлять  страной от имени Владислава. Летом (в июле) 1611г.был занят щведами  Новгород Великий почти без сопротивления  жителей, что дополняет печальную  картину общего морального упадка и  разложения.

Польская оккупация  Москвы затягивалась, Владислав непринимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все  большее неудовольствие, ноего терпели  как меньшее зло, ибо присутствие  польского гарнизона в столице  делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и  это событие послужило поворотным пунктом в итории Смуты. Теперь у  служилых людей, и у "земских" людей  вообще и у тех казаков, у которых  жило национальное сознание и религиозное  чувство, оставался один враг, тот, который  занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному  русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной  оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут  из Русской земли, то Владислав нам  не государь. Когда его словесные  доводы иувещания не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским  людям с прямыми призывами  к восстанию на защиту церкви и  отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри, Троице-сергиев  и Кирилло-Белозерский, рассылавшие  по городам свои грамоты с призывами  к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

5. Первое земское  ополчение.

Голос патриарха  Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в  стране. Города переписываются между  собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратнных людей и идти на выручку к Москве. "Главный  двигатель восстания... был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля".

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и  начало его осаду. В это время  король Сигизмунд прекратил бесконечные  переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита  Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконнец, взяли Смоленск, в котором  из 80.000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8.000 человек.

Значительная часть  Москвы в марте 1611 г. подверглась  разгрому и сожжению со стороны польского  гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько  тысяч жителей. Пришедшее под  Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это  были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то воремя рязанский воевода  Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские  бояре, князь Дм.Трубецкой и казачий  атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы  и ополчения договорились между  собою и 30-го июня 1611 г. составили  общий приговор о составе и  работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпуннова, которых "выбрали всею землею" для управления "земскими и ратными  делами".

Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между  дворянами и казаками и личного  соперничества между Ляпуновым  и Заруцким. Дело кончилось тем, что  казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и  напуганные казацким самосудом, дворяне  и дети боярские в большинстве  разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы  справиться с польским гарнизоном.

6. Второе земское  ополчение (Минин  и Пожарский). Освобождение  Москвы и избрание  на царство Михаила  Романова.

Неудача первого  земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения  и похода на Москву. На этот раз исходным пунннктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с  его знаменитым земским старостою  Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в нижегородской земской  избе с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея  никаких средств и никаких  жертв. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил  начальными шагами - сбором средств  и призывом ратных людей. Начальником  земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий  Михайлович пожарский, способный военачальник и человек с незапятноной репутацией; хозяйственную и финансовую часть  взял на себя "выборный человек всей землею" Кузьма Минин. В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего  сначала к Костроме, а потом  к Ярославлю, куда оно прибыло  к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее сочувствие и поддержку  со стороны населения.

Узнав о движении нижегородского ополчения, Мих.Салтыков со своими приспешниками потребовали  от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением  нижегородцам идти к Москве. "...Он же рече им:"да будет им от Бога милость  и от нашего смирения благословление; на вас же изменниках да излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем веце и в будущем"; и оттоле начаша его гладом томити и умре от глада в 1612 году февраля  в 17 день, и погребен в Москве в  Чудове монастыре".

Земское ополчение  оставалось в Ярославле около 4-х  месяцев; это время прошло в напряженной  работе над восстановлением порядка  в стране, над созданием центральных  правительственных учреждений, над  собиранием сил и средств для  самого ополчения. Вокруг ополчения  объединилось больше половины тогдашней  России; в городах работали местные  советы из представителей всех слоев  населения, а из Ярославля назначали  в города воевод. В самом Ярославле  образовался земский собор, или  совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к Москве, пока не соберет  достаточно сил. В коннце июля ополчение  Пожарского двинулось из Ярославля  к москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекши с собой  несколько тысяч "воровских" казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а  Трубецкой с большинством казацкого  войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько  дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому  гарнизону в Москве, но был отражен  и вынужден отступить.

В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью  и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать  и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и вские дела делать заодно, а  грамоты от единого правительства  писать отныне от имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского.

22-го октября  казаки пошли на приступ и  взяли Китай-город, а через  несколько дней сдались, обессиленные  голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения торжественно  вступили в освобожденную Москву  при звоне колоколов и ликовании  народа.

Временное правительство  Трубецкого и Пожарского созвало  в Москву выборных из всех городов  и из всякого чина людей "для  земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением  холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко договорились о  том, чтобы "литовского и шведского  короля и их детей и иных некоторых  государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство  не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных  споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились  на кандидатуре 16-летнего Михаила  Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так  как они не знали, как отнесется  к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде  плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское  избрание проведывати, кого хотят государем  царем на Московское государство  во всех гродех. И во всех городех  и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве  Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении  посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте  было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне  всего Московского государства", а с другой стороны были указаны  его родственные связи с прежней  царской династией: новый царь - сын  двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федоа Никитича Романова-Юрьева, а  царю Федору Ивановичу - племянник...

7. Общий ход Смуты,  ее характер и  последствия.

"В развитии  московской Смуты ясно различаются  три периода. первый может быть  назван династическим, второй - социаным  и третий - национальным. Первый обнимает  собою время борьбы за московский  престол между различными претенндентами  до царя Василия Шуйского включительного. Второй период характеризуется  междоусобной борьбою общественных  классов и вмешательством в  эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается  успех в борьбе. Наконец, третий  период Смуты обнимает собою  время борьбы московских людей  с иноземным господством до  создания национального правительства  с М.Ф.Романовым во главе".

Борьба за власть и за царский престол, начатая  московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое  выраженние в тушинских "перелетам" и в тех диких и бессмысленных  зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей".

Нет сомнения, что  в середине Смутного времени (начиная  с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой  борьбы", или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое  одна из ярославских грамот второго  земского ополчения характеризует  в следующих словах: "собрався воры изо всяких чинов учинили  в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и  многое кровопролитие христианское учинилося".

Современнники точно  и правильнно пишут:"воры из всяких чинов", т.е. из всех сословий и классов  общества. Тушинский лагерь второго  Лжедмитрия считается характерым "воровским" лагерем, а между тем "у Вора были представители очень высоких  слоев московской знати". "Воровские  люди" - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных  устоев и правовых принципов, а таковых  нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство  населения. А кто были те "земские  люди", которые поднялись против домашних "воров" и иноземных  неприятелей и восстановили разрушенное "ворами" и внешними врагами  национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных  и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских  казаков, - союз весьма пестрый в  классовом отношении.

Информация о работе Смутные времена в России 1593-1613 гг.