Скоморохи в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:07, реферат

Краткое описание

Скоморошество как один из важнейших элементов народной культуры является основополагающим, фундаментальным для становления различных видов современного искусства, в первую очередь на формирование театра. Скоморошеские действия сопровождались песнями, былинам. Поэтому в данной работе более подробно мне бы хотелось остановиться на рассмотрении вклада скоморохов в театр и фольклор.

Оглавление

1. Введение
2. Скоморохи и театр
3. Скоморохи и фольклор
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Скоморохи.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

              Первые упоминания о славянской народной культуре относятся к VII – IX векам. В обзоре славянской народной поэзии В. Ягич цитирует Эрменриха (IX в.): «не бери инструмент у стоящего возле дверей мима и у славянина танцующего». Следовательно, тогда у славян были музыканты и танцоры, совмещавшие музыку и танец, – веселья молодцы. Сведения о категориях певцов очень скудны: в письменных источниках имеются немногочисленные упоминания (о Баяне, об Оре и других мастеров «слов»).

              Время эпических певцов закончилось вместе с домонгольской эпохой. «Развитие государства, – говорит А. Н. Веселовский, – расширило горизонт, пришли христианские идеалы и классическая культура. Дружинным певцам нет места в новой среде… Дружинные певцы забыты, как забыт и Баян». К XII веку на Руси существовал значительный по тому времени класс князей, бояр, дружинников и богатых купцов. Рост торговли, городов, боярских вотчин создавал все более увеличивающуюся потребность в профессиональных певцах и музыкантах. Они выделялись, в зависимости от таланта и способностей, из всех существовавших социальных групп древнерусского общества. В XI веке, когда в письменных источниках впервые упомянуты скоморохи, уже достаточно интенсивно шел процесс слияния доморощенных веселых потешников с захожими из Византии и Европы скоморохами и шпильманами. Обмен опытом создавал особую школу скоморохов. «На Руси им особенно посчастливилось, – заметил Веселовский. – Они любовно проникли не только в разгульные песни и пословицы, но и в более строгую былевую поэзию, несмотря на то, что церковь неустанно преследовала их». Они взяли на себя функции кудесников и знахарей, перенимали тайное знание и специализацию волхвов. По меткому выражению В. А. Колтуялы, они скоро «национализировались» - без них не обходились ни свадьбы, ни похороны, ни братчины.

              В продолжении многих веков скоморохи заинтересованно сохраняли, совершенствовали и развивали все виды фольклора. Приглашение к княжеским дворам давало им материал для наблюдений.

              Первые певцы из скоморошьей среды находились под безусловным влиянием, а также воздействием древней эпики на стиль и язык. Еще существовали прославленные песнетворцы, которые должны были задавать тон и влиять на вкусы и оценки. Момент встречи известного певца-импровизатора, мастерски аккомпанирующего себе на гуслях, со скоморохами на пирах Владимира (или другого князя) зафиксирован в былинах. Когда играют выдающиеся мастера, воспевая свои похождения, скоморохи замолкают, внимательно слушая. Это одновременно и момент перехода эпического репертуара к скоморохам, которые, в свою очередь, несли услышанное, с необходимыми добавлениями и переделками в свою пространную аудиторию. Поэтическую традицию скоморохов А. А. Мороз считал особой по отношению к общей эпической; они должны были занимать особую позицию не только в обработке былинных сюжетов, «они вырабатывали свою исполнительскую манеру, отличную от манеры певцов-рапсодов, складывающих старину. Где было бродячему скомороху воспевать длинную старину? Скоморохи должны были стремиться к тому, чтобы представить слушателю чеканный, законченный и, по возможности, короткий текст, свободный от случайностей и неловкостей поэтической импровизации…

              Импровизация у скоморохов носила несколько иной характер и была как бы подчинена исполнительскому заданию, ибо их мастерство основывалось на сценическом начале».

              Существенные изменения в художественных представлениях произошли, как показывают наблюдения исследователей, в период татаро-монгольского нашествия и последующие за ним столетия. Выразителями изменений, происходивших во взглядах и вкусах культурной среды, должны были стать скоморохи. Им в первую очередь мы обязаны сохранением значительной части национального эпоса, хотя многое другое следует признать утраченным. На судьбе эпических текстов можно наблюдать частичные изменения традиционных элементов и замену эпических компонентов. Возникает многослойность, присущая только русскому национальному эпосу. Из древней эпики по устной традиции могли перейти в скоморошью мастерскую формулы пословиц и заговоров, устойчивых эпитетов, метафор и сравнений, повторы и параллелизмы. В скоморошьей среде, вероятно, прошла окончательную отшлифовку композиция многих былин и близких к ним в художественном отношений исторических песен.

              К признакам скоморошьего авторства принято относить тексты с небыличным типом сюжета. Особенностью таких текстов было то, что созданные при участии скоморохов тексты как бы не успели обрасти вариантами и достаточно широко разойтись в народе, когда интерес к ним был пресечен угрозами наказаний. Они сохранились в местах, где была жива память о пребывании в крае скоморохов и их выступлениях. Другой причиной неширокой их популярности стало само содержание. Оно было понятно и интересно для людей, живших, как правило, столетием раньше. Подобные песни становятся раритетами и доходят до потомков в том случае, если попадут на карандаш собирателю. Сам жанр песни не был единым: подразделялся на различные категории, о которых будет изложено ниже.

              Первый, довольно распространенный жанр – это, так называемые, антиклерикальные песни, в которых глуму подвергались и священные тексты, и служители церкви. «Не было такого жанра, молитвы, изречения, которые не получили бы пародийного эквивалента, – писал М. Бахтин. – До нас дошли пародийные литургии пьяниц, игроков, денежная литургия, многочисленные пародийные евангельские чтения…, содержавшие иногда весьма непристойные рассказы. До нас дошло громадное количество пародийных молитв и гимнов». Скоморохи высмеивали монастырский разгул, разврат, лень, алчность, скупость и другие пороки. Не были обойдены их внимания и жадность, ханжество, показное благочестие, а также сексуальная распущенность. В качестве примера можно вспомнить песню про монаха, который просит у людей «честные милостыни», ему выносят овощей: свеклы, капусты, а он прячет в мешок девушку (служанку), вынесшую милостыню, но по пути встречает неких шустрых ребят Десятильников. Они проверяют содержание мешка острыми шильями, и раскрывают обман «Горька редька рыхнула, белая капуста крикнула, из красной свеклы росол пошел». Монах обещает им богатые дары, приглашает по одному прийти в келью. Вместо подарков они были жестоко убиты.

              Также упоминаются «удалые» (по В. Г. Белинскому) песни, которые вышли из разбойничьей среды, и были отличны от тюремных песен. Основная черта удалых песен – вольнолюбие. Сатира скоморохов была направлена на отрицательные явления общественного и семейного быта, нередко ее объектом служили и социальные явления. Веселый тон песен, скрытое за ним неприятие действительности  было залогом искренних и честных стремлений к другой жизни, ясной и светлой. Удалые песни вносили надежду в любую среду своим веселым и бодрым тоном, открытым признанием плохого в сущем и верой в его быстротечность. В качестве примеров можно привести «Усы» и «Поп Емеля».

              В отдельную группу выделяют глум бытовой, который принято относить к наследию скоморохов по уровню художественного мастерства, особой композиции в отношении к изображаемому и отчасти по характеру поэтической системы произведения. Глум скоморохов, посвященный темам бытовым, частным, может быть даже мелкий на первый взгляд, имел важное общественное значение, познавательное и воспитательное. Он возник из глубинных корней фольклорной поэтики, был связан с ритуальным смехом и постепенно переосмыслял его, десакрализуя и сохраняя лишь живые и существенные элементы древнего фольклора. Разнообразные, но далеко не все, смеховые формы можно найти в фольклоре, записанном через два столетия после исчезновения института скоморохов. Но период XV – XVII веков сосредоточенность на комическом возрастала и постепенно стала их профессиональной чертой. Они замечали, умели оценить, подчеркнуть и передать комизм бытовых ситуаций, неожиданность их развязки. В плясовых песенках-небылицах улавливались смешные стороны человеческих конфликтов, алогизм мысли и поступков. Популярные скоморошьи формулы имеют нередко реальный подтекст, живо напоминая о мастерстве актерского перевоплощения:

Слепой поглядывал, Глухой подслушивал.

Безрукой зыбку качал, Безглазой огонь зажигал.

              Стоит также упомянуть непосредственное влияние скоморохов на сказки. Влияние их на сказку в процессе развития и формирования русской сказочной традиции отмечали многие исследователи. По верному наблюдению Пыпина, «серьезная сатира требует известной сознательности, а это редко наблюдается в народе». К тому же в науке существует мнение, что окончательное становление сказочной формы происходило с XI по XVII века именно в русской устной словесности, то есть в период, известный активным участием скоморохов. Поэтому к созданию сатирической сказки как таковой причастны, скорее всего, скоморохи.

Подводя итоги главы можно сказать, что художественное богатство в различных видах устного поэтического творчества в значительной степени объяснимо многовековым влиянием скоморошьего искусства, служившего в качестве образца для народных талантов и содействовавшее сбережению и совершенствованию словесно-мелодического материала. В народной лирике, по мнению ряда специалистов, границей дальнейшего развития становится XVIII век, когда окончательно исчезает мастерство скоморохов, что сказалось на прекращении возникновения народно-поэтических сюжетов в русле традиции и усиление литературно-музыкального влияния другой культуры, западноевропейской, со временем все более увеличивающейся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Народ в песнях сохранил память о скоморохах, их выступлениях, различных действиях на игрищах, городских площадях и в кабаке, направленных на организацию игры, веселья, пляски. Песня запечатлела их нарядными и в шутовском платье, бесприютными путниками, ищущими ночлег. Также отмечается доброе и сочувственное отношение к скоморохам.

Веселое искусство скоморохов помогало сохранить живой душу народа. В устойчивости их традиций, в способности к трансформации убеждает использование творческого опыта скоморохов в различных видах искусства в XIX веке: в театре Петрушки, народной драме, в эпическом наследии, свадьбе, песнях и сказках, в формировании основ театрального искусства и фольклора.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1.      Белкин А. А. Русские скоморохи. – М.: Изд-во «Наука», 1975;

 

 

2.      Власова З. И. Скоморохи и фольклор. – СПб.: Алетейя, 2001;

 

 

3.      Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет – СПб.: Юна, 1999.

19

 



Информация о работе Скоморохи в Древней Руси