Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники и жанровые своеобразия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Цель работы: Подробно рассмотреть и проанализировать житие Бориса и Глеба. Узнать из каких исторических источников дошло до нас это сказание и какое жанровое своеобразие оно содержит, а также узнать почему их причислили к лику святых, рассмотреть значимость их подвигов и в чем их смысл.
Задачи:
1) Донести до аудитории суть моей исследовательской работы;
2) Рассмотреть исторические источники;
3) Понять жанровые своеобразия и описать их;
4) Дать краткое описание Сказанию о Борисе и Глебе;
5) Подвести итоги и сделать вывод.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники и жанровые своеобразие................................................................................................4
1.1. Исторические источники........................................................................4
1.2. Жанровые своеобразия..............................................................................7
Глава 2. Жития Бориса и Глеба и их подвиги.............................................11
2.1. История жизни и смерти Бориса и Глеба.............................................11
2.2. Святые Борис и Глеб: в чем смысл их подвига?...................................14
Заключение......................................................................................................18
Список использованной литературы.............................................................19

Файлы: 1 файл

СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


Муниципальное общеобразовательное  учреждение (МОУ)

«Ангарский лицей №2»

 

 

 

 

 

Сказание о Борисе и Глебе:

исторические источники  и

жанровые своеобразия

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Шивякова Дарья Андреевна, учащаяся группы 8 «Б»

 

Руководитель:

учитель истории МОУ  «Ангарский лицей № 2»

Гладешева Мария Викторовна

 

 

 

Ангарск 2009

Оглавление

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники и жанровые своеобразие................................................................................................4

1.1. Исторические источники........................................................................4

1.2. Жанровые своеобразия..............................................................................7

Глава 2. Жития Бориса и Глеба и их подвиги.............................................11

2.1. История  жизни и смерти  Бориса и Глеба.............................................11

2.2. Святые Борис и Глеб: в чем смысл их подвига?...................................14

Заключение......................................................................................................18

Список использованной литературы.............................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей исследовательской  работы «Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники и жанровые своеобразия».

К выбору данной темы меня привел интерес к истории, и интерес  к уникальным личностям прошлых столетий.

Цель работы: Подробно рассмотреть и проанализировать житие Бориса и Глеба. Узнать из каких  исторических источников дошло до нас  это сказание и какое жанровое своеобразие оно содержит, а также  узнать почему их причислили к лику святых, рассмотреть значимость их подвигов и в чем их смысл.

Задачи:

1) Донести до аудитории  суть моей исследовательской  работы;

2) Рассмотреть исторические  источники;

3) Понять жанровые  своеобразия и описать их;

4) Дать краткое описание  Сказанию о Борисе и Глебе;

5) Подвести итоги и сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники  и жанровые своеобразие

1.1. Исторические источники

Один из первых и древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов - это Повесть Временных лет. Название его дано по первым словам Лаврентьевского списка летописи: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская зем(л)я, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». ПВЛ создана в самом нач. XII века, как полагают большинство исследователей, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор использовал предшествующий летописный свод, составленный в нач. 90-х гг. в том же монастыре (этот свод именуют Начальным), но существенным образом переработал его и дополнил описанием событий последних двух десятилетий. Так как ПВЛ сохранилась не в отдельных списках, а как начальная часть других летописных сводов, спорным остается вопрос, до какого года доведено было повествование самим Нестором: называют 1110, 1113 или 1115 г.

Перерабатывая Начальный свод, Нестор углубил историографическую основу русского летописания: история славян и Руси была рассмотрена им на фоне всемирной истории. Рассказу Начального свода об основании Киева Нестор предпослал обширное историко-географическое введение, повествуя о происхождении и древнейшей истории славянских народов. Он внес в летопись извлечения из «Сказания о начале славянской письменности», чтобы подчеркнуть древность и авторитетность славянской грамоты и славянской книжной культуры. Нестор укрепляет предложенную еще его предшественниками-летописцами историографическую концепцию, согласно которой род киевских князей ведет свое начало от добровольно призванного новгородцами варяжского князя Рюрика. Все события, начиная с 852 г.- первого, названного в ПВЛ,- Нестор стремится точно датировать, хотя, разумеется, к датировке событий IX - Х вв., описываемых ретроспективно, через 150-250 лет, следует подходить с большой осторожностью. Важным документальным свидетельством русско-византийских отношений в Х в. явились вставленные Нестором в текст ПВЛ договоры с Византией 907 (911) и 945 гг. Рассказывая о войнах с греками, Нестор широко пользуется византийскими источниками, повествуя же о первых русских князьях, он, как и его предшественники, постоянно воспроизводит народные исторические предания: таковы рассказы о смерти князя Олега, о том, как вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за убийство мужа, рассказы о народных героях: отроке, хитростью убежавшем из осажденного печенегами Киева и призвавшем воеводу Претича прийти на помощь находившимся в городе Ольге с внуками, о юноше-кожемяке, одолевшем в поединке печенежского богатыря, о мудром старце, сумевшем перехитрить печенежских послов и убедить врагов снять осаду с города.

Обстоятельно рассказывается в ПВЛ о крещении Руси при Владимире. К сожалению, действительный ход событий установить по летописи оказывается весьма трудным: здесь изложена одна из версий (крещение Владимира в Корсуни), которая не подтверждается другими источниками; чисто литературным приемом является и рассказ об испытании вер - знакомстве Владимира с представителями различных религий. В ПВЛ читается пространная «речь» греческого философа, поведавшего Владимиру об истории человечества и церкви в христианской интерпретации. Сам эпизод беседы Владимира с философом - литературный вымысел, но эта «речь» (ее именуют в науке «Речь философа») имела большое богословское и познавательное значение для читателей летописи, в сжатой форме излагая основные сюжеты Священной истории. В статье 1015 г. повествуется об убийстве сыновей Владимира - Бориса и Глеба - их сводным братом Святополком. Эти события помимо летописной версии отразились и в древнейших агиографических памятниках о Борисе и Глебе (см. Жития Бориса и Глеба). Повествуя о княжении Ярослава Владимировича, летопись сообщает о развернувшейся при этом князе книгописной и переводческой деятельности, о создании на Руси монастырей, об интенсивном церковном строительстве. В статье 1051 г. читается обстоятельное «Сказание, чего ради прозвася Печерский монастырь», в котором излагается одна из версий об истории создания этого авторитетнейшего в Киевской Руси монастыря. Принципиальное значение имеет рассказ ПВЛ под 1054 г. о завещании Ярослава Мудрого, определявшего на многие десятилетия принципы политического уклада Руси: в завещании подчеркивалась главенствующая роль Киева и устанавливалось, что Киевский стол должен принадлежать старшему в роде из потомков Ярослава (т.е. старшему его сыну, затем внуку от старшего сына и т.д.), которому “как отцу” должны подчиняться все прочие удельные князья.

В 1061 г. на Русь впервые  напали половцы. С этого времени  ПВЛ уделяет большое внимание борьбе со степняками: летописцы подробно описывают трагические последствия  половецких набегов, прославляют совместные походы русских князей в Половецкую степь, сурово осуждают князей, которые используют половцев как союзников в междоусобной войне. Особое место занимает в ПВЛ введенный в статью 1097 г. рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского киевским князем Святополком Изяславичем и волынским князем Давыдом Игоревичем. Написанная независимо от летописи (хотя, возможно, и предназначенная для включения в нее) участником событий, неким Василием, эта повесть имела своей целью выставить в самом неблагоприятном свете зачинщиков очередной междоусобицы и оправдать решительные действия Владимира Мономаха, выступившего против преступных князей. Основная мысль рассказа о Васильке Теребовльском выражена в обращении киевлян (вероятно, сформулированном летописцем или автором повести): “Если вы начнете воевать друг с другом, то обрадуются поганые (т.е. язычники-половцы) и захватят землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью”; княжеские междоусобицы распыляли силы, необходимые для решительного отпора кочевникам.

          Таким образом, ПВЛ содержит изложение древнейшей истории славян, в том числе она повествует и о житии Бориса и Глеба. Однако ПВЛ не только историческая хроника, но одновременно и выдающийся памятник литературы. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора ПВЛ, по словам Д. С. Лихачева, явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

Как уже сказано, с  ПВЛ начинались многие летописные своды. Древнейшие списки ПВЛ находятся  в составе Лаврентьевской летописи (1377 г.), Ипатьевской летописи (1-я  четв. XV в.), Радзивиловской летописи (XV в.).

 

1.2. Жанровые  своеобразия 

 

Жития - жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление Житий являлось непременным условием канонизации, т.е. признания святости.

Церковно-служебным назначением Жития обусловливалось требование строгого соблюдения основных принципов жанра: герой Жития должен был служить образцом подвижника во славу церкви, во всем походить на других святых. Традиционной была композиция Жития: рассказ о детстве святого, избегающего игр с детьми, истово верующего, затем рассказ о его жизни с подвигами благочестия и творимыми чудесами, рассказ о кончине и о посмертных чудесах. Агиографы охотно заимствуют из других Житий и сюжет, и отдельные коллизии. Однако героями Житий были, как правило, реальные люди (за исключением Житий первых христианских мучеников), и поэтому именно в Житии ярче, чем в других жанрах древнерусской литературы, отразилась и реальная жизнь. Особенно сильно эта черта Жития проявлялась в обязательном для них разделе чудес. Большинство житийных чудес представляет собой протокольно-деловую запись об исцелениях больных и страждущих людей от мощей святого или по молитве к нему, о помощи святого людям в критических ситуациях, но немало среди них жизненно ярких остросюжетных рассказов. В свое время Ф. И. Буслаев писал: «В статьях о чудесах угодников иногда в замечательно ярких очерках выступает частная жизнь наших предков, с их привычками, задушевными мыслями, с их бедами и страданиями».

В житийных рассказах о подвижниках-монахах нашли отражение устные монастырские легенды, черты монастырского быта, обстоятельства взаимоотношений монастыря с миром, мирскими властями, реальные исторические события. Жития основателей монастырей отражают подчас весьма драматические столкновения основателя монастыря с местным населением. В ряде случаев за традиционными житийными коллизиями скрываются живые человеческие чувства и взаимоотношения. Весьма характерен в этом отношении эпизод Ж. Феодосия Печерского, посвященный традиционному житийному положению - уходу юноши, будущего святого, из дома в монастырь. Противодействие матери Феодосия его богоугодному стремлению оставить мир и посвятить себя служению Богу трактуется автором как проявление вражьей воли, как результат дьявольских наущений, но описывается им эта ситуация как жизненно яркая, драматическая картина материнских чувств. Мать любит сына и восстает против его желания уйти в монастырь, но она человек сильного, непреклонного характера, и из-за любви к сыну и стремления настоять на своем эта любовь превращается в жестокость - не добившись своего уговорами и угрозами, она подвергает сына жестоким истязаниям.

По типу сюжетов Жития могут быть разделены на несколько групп. В Житиях-мартириях рассказывалось о смерти святых, пострадавших за приверженность христианству. Это могли быть первые христиане, замученные и казненные римскими императорами, христиане, пострадавшие в странах и землях, где исповедовались иные религии, погибшие от рук язычников. В Житиях-мартириях почти непременным сюжетным мотивом являлось подробное описание мучений, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от христианских воззрений. Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам, подвижники, оставив города, уходили в пустыни, жили там в полном одиночестве (отшельники), страдая от лишений и проводя все дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - святой обитал долгие годы на вершине каменной башни (столпа), в монастырях подвижники могли «затворяться» в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти.

Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - князья, цари, императоры, деятели церкви (основатели и игумены монастырей, епископы и митрополиты, патриархи, известные богословы-проповедники). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого, и под этим числом входили в Прологи, минеи (сборники житии, расположенных в порядке месячного календаря), в сборники устойчивого состава. Как правило, Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь (а иногда словами на обретение его мощей, перенесение мощей в новую церковь и т д.). В древнерусской книжности известны сотни Ж., при этом переводные (византийские, реже болгарские и сербские) Ж. имели распространение не меньшее (а в XI—XV вв. и значительно большее), чем оригинальные русские Ж., так как в равной мере почитались православные святые, независимо от того, кто были они по национальности и в какой стране они жили и подвизались.

Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев Житий: княжеские Жития, Жития церковных иерархов, Жития строителей монастырей, Жития подвижников во славу церкви и мучеников за веру, Жития юродивых. Конечно, эта классификация весьма условна и не имеет четких границ; многие князья, например, выступают в Житиях как мученики за веру, создателями монастырей выступали самые разные люди и т.д. Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу - по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и севернорусские, псковские, ростовские, московские и др.). По большей части имена авторов Житий, как и вообще письменных памятников Древней Руси, остались нам неизвестны, но в ряде случаев мы узнаем имена сочинителей Житий из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Наиболее прославленные среди авторов русских Житий - Нестор (XI-нач. XII в.), Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV-1-я четв XV в), Пахомий Логофет (XV в.).

Информация о работе Сказание о Борисе и Глебе: исторические источники и жанровые своеобразия