С.Ю.Витте и экономическое развитие России в 90-е годы 19вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

С.Ю. Витте родился 17 июня в Тифлисе в небольшой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета.1869году начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного состава, а через год был назначен начальником службы движения казенной одесской железной дороги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………... 3

1Денежная реформа…………………………………………… 6

2Торгово-промышленная политика………………………….. 16

Заключение………………………………………………………... 21

Список литературы……………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

история отечества К Р .docx

— 46.05 Кб (Скачать)

В представленном в Государственный  совет в марте 1896 г. законопроекте  “Об исправлении денежного обращения” С. Ю. Витте следующим образом  определял главные условия проведения и цели реформы: “Закрепить достигнутые  успехи в области финансового  хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения” . При этом реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего  потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе  покоятся все оценки, все имущественные  и трудовые интересы населения... Проектируемая  реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой  переход нашей родины от неопределенного  с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в  политическом отношениях бумаго-денежного  обращения к обращению золотой  монеты и разменных на нее знаков” .

Введение размена рубля  на драгоценный металл устанавливалось  исходя из реально сложившегося и  достаточно стабильного курсового  соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом. К первому января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных  рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном  фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен  до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания  обменной операции и введения золотой  монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время  и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке

Накопление золотого запаса государства и формирование обменного  фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире. В 1893 году всего в мире было добыто 236,662 кг. золота; из них в  России - 41,842 кг., или 17,7 % (на первом месте  находились США - 54 кг.) . В 1894 году положение  было следующим: всего добыто в мире 271,768 кг. золота, в том числе в России - 36,313 кг., или 13,4 %. В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.

В 1896 году возникла необходимость  приступить к изготовлению золотой  монеты нового образца. К тому времени  она уже несколько лет не производилась  ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что  выпускать монеты пяти- и десятирублевого  номинала, при том, что они стоили на 50 % дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и  реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении  обращения. Было решено чеканить новую  монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и  полуимпериальные - пять рублей появились  в России еще в 1755 году) . Стоимость  кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

Решающий этап реформы  денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о  выпуске в обращение золотой  империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек; 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии  кредитных билетов. Государственный  банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями  денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее  чем в половине суммы, пока общий  размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные  билеты должны обеспечиваться в пропорции  рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным) . Затем последовало  распоряжение о чеканке и выпуске  в обращение пятирублевой золотой  монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота) .

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения  его сводились к следующему. Государственной  денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая  монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к  приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала  в себе 900 частей чистого серебра  и 100 частей меди, а серебряная монета в 20,15,10, и 5 копеек - 500 частей меди. Кроме  золотой монеты в 15 рублей (империал) , десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей) , произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в  правительственные кассы: империалы  по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был  не менее трех золотников и одной  доли, а вторых - не менее одного золотника  и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также  чекана более ранних лет принимались  по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что  способствовало прекращению колебания  курса.

Очень быстро стали заметны  результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 2897 год  говорилось: “Судя по отзывам, какими она встречена повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей) , а взамен этого торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в обращение свыше 250 млн. рублей (в том числе свыше 170 млн. рублей золотом) . Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности нашего обширного Отечества, входя в повседневную практику народа” .

В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр. (17,424 доли) чистого золота, разделенный  на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки  монеты. Она изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал, равноценный сорока франкам) , в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой  в платежах служили серебряные и  медные монеты; первая изготавливалась  двоякой пробы: 900-и достоинством в рубль, 50 и 25 копеек и 500-и - в 20,15,10 и 5 копеек. Медная же монета чеканилась достоинством 5,3,2,1,1/2 и 1/4 копейки. Чеканка  серебряной монеты за счет частных  лиц не допускалась, и выпуск ее был  ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышать  суммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить  все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной  золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге.

Государственные кредитные  банкноты выпускались Государственным  банком в размере, ограниченном потребностями  денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое  обеспечение устанавливалось в  следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный  банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения  суммы. Размен билетов как государственных  денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные  билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства  кредитных билетов установлены  были в 500,100,25,10 рублей, а также в 5,3 и 1 рубль. На первое января 1900 года металлическое  обеспечение составляло 189 % суммы  кредитных билетов, а на золотую  монету уже приходилось 46,2 % всего  денежного обращения.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы  и стимулировало экономическое  развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские  страны. Этому в большой степени  способствовал широкий приток иностранных  инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С. Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального  размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица  преобладала в составе российского  денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту  тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных  рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны  России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы:свободный обмен бумажных денег на золото.                                                                

глава 2 торгово-промышленная политика

Нормативы, определявшие условие  возникновения и функционирования торгово-промышленных предприятий, предметом  особого внимания виттевского министерства. «Наше торгово-промышленное законодательство, - отмечалось в программе 1893г., - относится  большей частью к началу нынешнего  и даже к концу прошлого столетий, к тому времени, когда экономическая  жизнь страны вообще и обрабатывающей промышленности в частности стояли на степени весьма слабого развития».

Для активизации частного предпринимательства настоятельно необходимым признавался пересмотр  устаревшего, в большинстве своем  еще дореформенного, промышленного  и торгового законодательства. Предполагалось, в частности, упростить оформление документов при учреждении фабрик и  заводов, избавившись от всевозможных утрясок, согласований и проволочек со стороны не только местных, но порой  и центральных административных органов; модернизировать законы, определяющие порядок акционерного учредительства; заменить разрешительную систему этого  учредительства явочной, реформировать  биржевое законодательство. Однако большинство  законопроектов, выработанных различными комиссиями для реализации этих намерений, были отвергнуты или волынились бюрократическими инстанциями, без каких-либо надежд на их одобрение.

В начале декабря 1896г. Витте  получил разрешение царя на разработку  законопроекта о нормировании рабочего дня. Было создано очередное межведомственное совещание с участием представителей от промышленности, проект закона для  которого разрабатывался комиссией  под председательством В.И. Ковалевского. Законом, который был принят 2 июня 1897г., максимальная продолжительность  рабочего времени была определена в 11,5 часов, в ночное время и накануне праздников - не более 10 часов.

Кроме этого закона, в  Министерстве финансов были подготовлены еще ряд законопроектов, предусматривающих  некоторое улучшение положения  со страхованием рабочих от несчастных случаев, в связи с болезнью, по старости, а также  об обеспечении  детей рабочих школьным обучением, об улучшении врачебной помощи. В 1901г. Витте высказался за учреждение на крупных предприятиях института  фабричных старост, избираемых от рабочих  специально для разрешения конфликтов с предпринимателями, что должно было в какой-то мере узаконить рабочее  представительство. Так же была расширенна функция и численность фабричной  инспекции созданной еще при  Бунге 1882г. С целью надзора за соблюдением фабричного законодательства.

Упорядочение и перестройка  железнодорожного хозяйства страны оставались одним из главных направлений  деятельности Витте и после того как он покинул Министерство путей  сообщений. Прежде всего он продолжил  политику централизации тарифного  дела, добиваясь не только повышения  рентабельности железных дорог, но и  упорядочения перевозок, так или  иначе влиявших на многие стороны  развития экономики империи.8 марта 1889г. Было издано Временное положение  о железнодорожных тарифах позже  ставшие законом, которым тарифное дело было поставлено под государственный  контроль. Все тарифы отныне должны были публиковаться в особом издании-«Сборнике  тарифов российских железных дорог».Искусно  маневрируя тарифными ставками, Витте  добивался крупного направления  грузопотоков, поощряя, например, экспортные перевозки хлеба или ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкуренции иностранных товаров.

Другим направлением его  политики было продолжение выкупа в  казну убыточных железных дорог, за просчеты которых правительство  должно было доплачивать гарантийные  суммы. За время его министерства в процессе огосударствления  железнодорожной  сети произошел существенный сдвиг. К 1902г. Из 53,3тыс. верст действовавших  железных дорог  уже2/3(35,5тыс.верст) принадлежали казне только1/3-частным обществам. В результате мер по упорядочению тарифов и перевозок удалось значительно снизить убыточность ряда линий, а затем и добиться рентабельности большинства дорог.

Новым  было то, что правительство  теперь большее внимание уделяло  строительству так называемых второстепенных линий и подъездных путей, имевших  тем не менее важное народнохозяйственное значение: они не только уплотняли  железнодорожную сеть, но и делали ее более разветвленной, соединяющей  крупнейшие транспортные артерии, приближая  их к городам, крупнейшим предприятиям, связывая старые и новые экономические  районы. Новым было и строительство  ряда крупнейших железнодорожных линий, связывавших Центральную Россию  с колониальными окраинами, среди  которых важнейшими были Среднеазиатская  магистраль, линии Пермь-Котлас, Вологда- Архангельск и ряд Закавказских веток, которые открыли для хозяйственного освоения огромные богатейшие районы империи. Огромную роль сыграл Великий  Сибирский путь.

Информация о работе С.Ю.Витте и экономическое развитие России в 90-е годы 19вв