С.Ю.Витте и экономическое развитие России в 90-е годы 19вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

С.Ю. Витте родился 17 июня в Тифлисе в небольшой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета.1869году начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного состава, а через год был назначен начальником службы движения казенной одесской железной дороги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………... 3

1Денежная реформа…………………………………………… 6

2Торгово-промышленная политика………………………….. 16

Заключение………………………………………………………... 21

Список литературы……………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

история отечества К Р .docx

— 46.05 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Санкт-Петербургский государственный университет

______________________________________________________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа

по дисциплине «Отечественная история»

 
 
тема: С.Ю.Витте и экономическое  развитие России в 90-е годы  19вв. 
 
 
 
 

Выполнила студентка:

Институт:

 

Специальность:

Курс: 1        
 
Проверил:

Оценка ____________________

Дата проверки: _____________ 2012 г.

Подпись преподавателя ___________________

Санкт-Петербург            

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...      3    

1Денежная реформа……………………………………………          6     

2Торгово-промышленная политика…………………………..           16      

Заключение………………………………………………………...      21    

Список литературы………………………………………………..       22     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

С.Ю. Витте родился 17 июня в Тифлисе в небольшой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского  университета.1869году начал службу в  канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного состава, а через  год был назначен начальником службы движения казенной одесской железной дороги.

Бюрократическая карьера  С.Ю.Витте началась в 1889г. Когда ему  был предложен важный пост директора  департамента железнодорожных дел  Министерства финансов. В феврале 1892г. С.Ю.Витте стал министром путей  сообщений, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив  министерство финансов, в компетенцию  которого входили все вопросы, торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Монетный двор.

Экономическая политика правительства, которую проводил Витте в 1890–1905 гг., обеспечила не только интенсивное  экономическое развитие России, но и повышение благосостояния ее населения. Эта политика осуществлялась по тщательно  разработанному плану, который учитывал насущные потребности страны и одновременно объективные возможности. При вступлении Витте на пост министра финансов Россия испытывала значительные экономические  трудности вследствие аграрного  кризиса, большого внешнего долга, медленного прогресса промышленности и сельского  хозяйства, нестабильного рубля, крепостнических  пережитков в деревне. Витте правильно  и глубоко понял социально–экономические  проблемы страны, нашел адекватные средства их решения и сумел провести их в жизнь

Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания Витте  во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десятилетии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квартирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые прямые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохозяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были уменьшены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета  стала введенная при Витте  винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также  производились на частных заводах, но только по заказу казны и под  строгим наблюдением акцизного  надзора. Продажа же этих напитков становилась  государственной монополией, но она  не касалась изготовления и продажи  пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и ослуживавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой  эффективной, но не единственной мерой  для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных  цен на товары повседневного массового  потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких  товаров акцизы повышались неоднократно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава1 денежная реформа.

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших  валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой  программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем  помогли народнохозяйственному  организму выдержать тотальные  потрясения русско-японской войны и  революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства  преодолеть очевидную архаическую  замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный  с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его  предшественников на посту главы  финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени успех  невиданного в истории России начинания обеспечивала несомненная  и однозначная поддержка, которую  получали конкретные предложения и  проекты Витте на самом верху  иерархической пирамиды. Без покровительства  же императора Николая II некоторые  принципиальные предложения Витте  не могли бы материализоваться. Сама идея укрепления рубля переходом  на золотой паритет отвечала в  первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору  подобное преобразование не сулило в  обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение  ее курса неизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными же продуктами российского вывоза исстари  служили продукты сельского хозяйства, и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев, давно “правивших бал” в имперских коридорах власти, оказывая существенное влияние на курс государственной политики.

Весьма влиятельные силы, в первую очередь из кругов Государственного совета, неоднократно пытались блокировать  их, умышленно тормозя обсуждение намеченных мер, и по старой бюрократической  традиции старались если и не отвергнуть сразу же нежелательное предложение, то похоронить его в бесконечных  обсуждениях и согласованиях. Реализация узловых пунктов виттевской программы, превращение идей в законоположения  происходило в большинстве случаев  вопреки мнению “государственных старцев” , прямыми царскими указами, что и  гарантировало успех.

Ко времени занятия  должности министра финансов С. Ю. Витте  уже не сомневался в целесообразности и необходимости ускоренного  промышленного развития России, в  чем видел залог государственной  стабильности. Для осуществления  этой стратегической цели необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить  инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В  деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных  результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.

Рубль кредитный, ставший  основой денежного обращения  еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных  манипуляций за границей, а в Берлине  даже существовала специальная “рублевая  биржа” . Здесь в 1888-1890 гг. (благоприятные  годы) курс был довольно высоким  и составлял 81,8 % номинала (за 100 рублей давали 265,2 марки) , но уже в 1891 г., вследствие сильного неурожая, упал до 59,3 % (за 100 рублей давали уже менее 200 марок) . Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны. В 70 - 80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.

Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент, которым  уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена “второго благородного металла” в силу ряда причин неуклонно падала и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и  с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось - 1175 млн. руб. Между тем за эти 15 лет население  увеличилось на 29 млн. человек, производство зерновых поднялось с 248 до 335 млн. пудов, добыча нефти возросла с 40 до 344 млн. пудов, производство чугуна поднялось  с 29,9 до 80 млн. пудов, стали - с 14,2 до 38,5 млн. пудов, протяженность железных дорог  увеличилась с 21 195 до 345 000 верст и  т.д. Налицо был несомненный экономический  прогресс. Однако количество дензнаков  было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны  были решительные действия, чтобы  изменить подобное аномальное положение.

Первоначально Сергей Юльевич  был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного  контроля. Ему казалось, что ужесточение  надзора за обращением денег и  усиление ответственности отечественных  финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей) , запрещены  сделки, основанные на курсовой разнице  рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в  России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания  курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4 %, то в 1892 г. - 8,8 %, а в 1893 г. - 5,3 %. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо. Формировались и внушительные золотые  авуары.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два  основных положения: всякие дозволенные  законом письменные сделки могут  заключаться на российскую золотую  монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой  монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В  последующие месяцы правительство  предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и  отделениям Государственного банка  покупать золотую монету по определенному  курсу, а столичным - продавать и  производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой  монеты на текущий счет. Вскоре эта  же операция вводится и в частных  коммерческих банках, объявивших, что  они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Несмотря на указанные  меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного  платежного средства. Это объяснялось  и отсутствием привычки к ней  у населения, и очевидным неудобством  золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы  с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали  по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов) . Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1: 1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным рублем и кредитным устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.

Вся реформа денежного  обращения была рассчитана на будущее  индустриальное развитие России, и  ему она служила. Но неизбежно  вставал вопрос о том, как девальвация  и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной  деятельности и в первую очередь  на положении основной части подданных  российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения  оправдались полностью) , что ни к  каким заметным общественно-экономическим  пертурбациям реорганизация финансового  обращения не приведет. Система конвертации  валюты затрагивала главным образом  внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических  и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и  производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в  массе своей оставались вне системы  мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась  контролю со стороны государства.

Информация о работе С.Ю.Витте и экономическое развитие России в 90-е годы 19вв