С.Ю. Витте – просвещенный администратор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Поставленной целью является представление этого периода развития России через биографию общественного и политического деятеля Сергея Юльевича Витте, исторические данные о котором практически отсутствуют в современной историографии, показать глубину того следа, который он оставил в истории России.
Задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. рассмотреть этапы и периоды развития С.Ю.Витте как личности;
3. рассмотреть личностное отношение современников к С.Ю. Витте.

Оглавление

1. Введение
2. Становление личности
3. Путь к власти
4. Реформы Витте. Курс на индустриализацию
4.1. Денежная реформа
4.2. Экономическая реформа
4.3. Разработка рабочего законодательства
4.4. Аграрная реформа
5. Мнения о Витте
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

витте реферат.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

Параллельно он попытался  активизировать частный сектор , облегчить  жизнь

акционерных предприятий . 

 

 

 

 

 

9

РЕФОРМЫ ВИТТЕ. КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ.

Оказавшись на посту министра финансов Витте направил свою энергию  на разработку и проведение ряда реформ . В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа , исследованию взглядов которого Витте

посвятил специальную  брошюру “ Национальная экономия и Фридрих Лист ”( Киев , 1889) , а  также наследием своих предшественников Н. Х .Бунге и И . А . Вышнеградского – ученых с мировым именем . Критическое  осмысление

идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики , в

основе которой лежал  принцип покровительства отечественной  промышленности , анализ с этой точки  зрения практики пореформенных десятилетий  послужил отправным моментом для  выработки Витте собственной  концепции экономической политики . Главной его задачей стало  создание самостоятельной национальной индустрии , защищенной на первых порах  от иностранной конкуренции таможенным барьером , с сильной регулирующей ролью государства , что должно по его мнению в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции  России на международной арене .

Денежная реформа .

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.

Расходные статьи бюджета  при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала  панику среди финансистов, и Витте  скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация  дефицита связывалась  им с  повышением  рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром  системы налогового

обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло  введение с 1894 года государственной  монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений  в казну.

Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей  целью 

10

введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию  конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен  имевших хождение на иностранных  рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими  процентами и более длительными  сроками погашения. Ему это удалось  сделать, расширив для размещения русских  ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные  на парижской бирже, которые позволили  осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти  на золотое обращение. Металлическое  содержание рубля было уменьшено  на 1/3 - кредитный рубль был приравнен  к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная  деятельность Государственного банка  была ограничена: он мог выпускать  кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили  укрепить конвертируемость русской  валюты на мировых рынках и облегчить  приток в страну иностранных капиталов.

Хотелось указать на то , что вопрос о денежной реформе (т . е . введение

денежного обращения) был  одним из наиболее сложных . Дело в  том, что в

финансовом комитете ни один из членов не знал как проводить  металлическую денежную реформу . Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему . Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской  войны в течение нескольких десятков лет ; все жившие в то время ( в  конце 80-ых годов ) поколения не знали  и не видели металлического обращения . Ни в университетах , ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось , по крайней мере не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине , что этого обращения не было в действительности , и по этому оно имело как бы скорее теоретический , а не практический характер .

Экономическая реформа .

Экономическая программа  Витте со второй половины 90-х годов  приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов  объединяло

11

неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий  помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная  таможенная система вела к росту  цен на промышленные товары, что  не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов  они видели также и в перекачке  средств в торгово-промышленную  сферу, что не могло не сказаться  на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось  для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность  на мировом рынке. Но больше всего  раздражали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр  и его политика подверглись в  ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь  ожесточенной, что из-за претензий  реакционно-консервативных сил, требовавших  восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком  направлении и каким путем  идти дальше России.

 В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не

раз показывал , что правительство  заботится о поместном дворянстве (помещикам были перечислены и  организация дешевого и льготного  кредита, и особая тарифная политика правительства , помещичий хлеб ограждался от дешевого сибирского зерна и т . д . ) . В одном из первых своих  совещаний Витте , отказавшись от идеи исключительности и самобытности России, заявил : ” В России теперь происходит то же , что случилось  в свое время на Западе: она переходит  к капиталистическому строю . Россия должна перейти на него , это мировой  непреложный закон . Это заявление  было смелым и весьма ответственным . Витте убеждал своих оппонентов , что решающая роль в жизни промышленности -  переход от землевладения , сельского  хозяйства к промышленности , банкам . Он считал , у дворянства есть один выход – 

12

обуржуазиться , заняться кроме  земледелия другими формами хозяйства .

Совещание приложило массу  усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы  поддержать и восстановить прежнее  положение высшего сословия. Витте  не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной  национальной промышленности. Чтобы  решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и , во - вторых шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти  способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому  убеждению Витте, оправдывала эти  средства. Однако , то , что стало  очевидным для министра финансов , почти не встретило сочувствия у участников совещания . Но Витте  не отказался от своей идеи , и  ему не однократно пришлось свой курс на индустриализацию страны , развивая и дополняя его новыми элементами . Чтобы решить программу создания собственной промышленности , Витте  предлагал и убеждал царя в 1899 и 1900 годах ; во-первых , продолжать политику протекцианизма и во-вторых , шире привлекать в промышленность иностранные капиталы . Оба эти способа требовали  определенных жертв , особенно со стороны  землевладельцев и сельских хозяев . Но конечная цель , по убеждению Витте , оправдывала эти средства . К  этому времени относится окончательное  складывание его концепции индустриализации страны , политика министерства финансов приобрела целенаправленный характер – в течение примерно десяти лет  догнать более развитые в промышленном отношении страны , заняв прочные  позиции на рынках стран Ближнего , Среднего и Дальнего Востока .

Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал  обеспечить за счет привлечения иностранных  капиталов , внутренних накоплений , с  помощью винной монополии , усиления налогового обложения , за счет повышения  рентабельности народного хозяйства  и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов , за счет активации  русского экспорта .

13

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли  значительные сдвиги. За время промышленного  подъема 90-х годов, с которыми совпала  его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий и было построено  столько же железных дорог, в том  числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге  Россия по важнейшим экономическим  показателям приблизилась к ведущим  капиталистическим странам, заняв  пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись  с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и  особенно по душевному потреблению  оставалось еще весьма значительным.

Вместе с тем следует  отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива  в своей основе, ибо он использовал  для индустриального развития страны средства и условия, порожденные  феодальной природой существовавшей в  России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял  и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционнейшего  абсолютистского режима.

Разработка рабочего законодательства .

С ростом промышленности и  модернизацией социальной структуры  все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Правительством был издан  ряд законов, регулировавших отношения  между фабрикантами и рабочими, создан орган по контролю за соблюдением  этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно  реорганизована.

Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской  России. В ее компетенции находился  также контроль за техническим состоянием предприятий , точным оформлением документации при получении их владельцами  различных ссуд из Государственного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов . Фабричным инспекторам  вменялось “ следить и своевременно доводить до министерства финансов... о 

14

нездоровых проявлениях  и неудобства на фабриках, которые  могут породить беспорядки ”.

Первоначально Витте склонен  был видеть причину стачечного движения почти исключительно в подстрекательстве  антигосударственных элементов, которые  якобы искусственно стремились внести рознь в отношения между трудом и капиталом. Он считал, что в промышленности преобладает патриархальных склад  отношений между хозяином и рабочим. Вскоре, однако, рассуждения об

особом укладе русской  жизни и патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в документациях министерства финансов. Это и понятно: они никак  не увязывались с виттевской программой индустриализации страны и его новыми представлениями о путях ее развития. Рост забастовочного и

революционного движения служил достаточно убедительным доказательством  несостоятельности его прежних  представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. С участием Витте были разработаны  и приняты законы об

организации рабочего времени  на предприятиях (2 июня 1897 г.), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах института  фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые  были при всей их ограниченности все  же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Витте видимо, рассчитывал  установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная  от технического состояния предприятий  и кончая сферой социальных отношений.

Политика эта встречала  упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою очередь, полностью подчинить  себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции.

На местах инспектора оказались  в подчинении губернаторов, что было вынужденным компромиссом. Принятые законы оказались урезанными, что, как  отмечал впоследствии Витте, послужило  причиной обострения социальной

15

напряженности. Витте удалось  удержать за собой руководство фабричными инспекторами и председательство в  Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии . Но на местах инспектора оказались в подчинении губернаторов , это было вынужденным компромиссом . Принятые законы оказались урезанными ; по мнению Витте это послужило  причиной обострения

социальной обстановки .

Аграрная реформа.

Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного  сектора экономики, хотя полностью  возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии  дворянских претензий к правительству  он предпринял немало усилий по обеспечению  помещиков средствами для реорганизации  их хозяйств . Витте активизировал  деятельность кредитных учреждений .

В крестьянском вопросе Витте  долгое время оставался сторонником  консерваторов славянофильской  закваски, полностью разделяя законодательные  акты Александра 1 по сохранению патриархально-попечительских начал в российской деревне . Он считал, что положение крестьянства не так  уж и тягостно, как описывалось  в литературе. Однако, в последствии  Витте понял, что тяжелое экономическое  положение деревни ведет к  падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает  государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской  неполноправности. Однако предложение  Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом . Причиной этого была иллюзия прекрасного  положения во всех сферах . Разразившийся  финансовый и промышленный кризис показал , что все не так хорошо и явился причиной создания ряда комиссий и  комитетов по пересмотру крестьянского  законодательства.

Разразившийся финансовый и  промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать  ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и 

16

выработке мер по подъему  сельского хозяйства. Один из важнейших  таких органов - Особое завещание  о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И  опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в  ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными  кругами. Основные положения своей  программы Витте изложил в  “ Записке по крестьянскому делу". В ней он утверждал, что главным  тормозом развития деревни в настоящее  время является правовое "неустройство" крестьян,

Информация о работе С.Ю. Витте – просвещенный администратор