Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:03, контрольная работа
Поставленной целью является представление этого периода развития России через биографию общественного и политического деятеля Сергея Юльевича Витте, исторические данные о котором практически отсутствуют в современной историографии, показать глубину того следа, который он оставил в истории России.
Задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. рассмотреть этапы и периоды развития С.Ю.Витте как личности;
3. рассмотреть личностное отношение современников к С.Ю. Витте.
1. Введение
2. Становление личности
3. Путь к власти
4. Реформы Витте. Курс на индустриализацию
4.1. Денежная реформа
4.2. Экономическая реформа
4.3. Разработка рабочего законодательства
4.4. Аграрная реформа
5. Мнения о Витте
6. Заключение
7. Список литературы
Параллельно он попытался активизировать частный сектор , облегчить жизнь
акционерных предприятий .
9
РЕФОРМЫ ВИТТЕ. КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ.
Оказавшись на посту министра финансов Витте направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ . В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа , исследованию взглядов которого Витте
посвятил специальную
брошюру “ Национальная экономия
и Фридрих Лист ”( Киев , 1889) , а
также наследием своих
идейно-теоретических
основе которой лежал
принцип покровительства
Денежная реформа .
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.
Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового
обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.
Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью
10
введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.
Хотелось указать на то , что вопрос о денежной реформе (т . е . введение
денежного обращения) был одним из наиболее сложных . Дело в том, что в
финансовом комитете ни один из членов не знал как проводить металлическую денежную реформу . Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему . Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет ; все жившие в то время ( в конце 80-ых годов ) поколения не знали и не видели металлического обращения . Ни в университетах , ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось , по крайней мере не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине , что этого обращения не было в действительности , и по этому оно имело как бы скорее теоретический , а не практический характер .
Экономическая реформа .
Экономическая программа
Витте со второй половины 90-х годов
приобретает все более
11
неприятие методов реализации
этого курса, затрагивавших коренные
интересы аграриев. Что касается претензий
помещиков, то они были и реальными,
и надуманными. Действительно, покровительственная
таможенная система вела к росту
цен на промышленные товары, что
не могло не затрагивать сельских
хозяев. Ущемление своих интересов
они видели также и в перекачке
средств в торгово-
В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не
раз показывал , что правительство
заботится о поместном
12
обуржуазиться , заняться кроме земледелия другими формами хозяйства .
Совещание приложило массу
усилий, совершенно, как оказалось,
бесплодных и безуспешных, чтобы
поддержать и восстановить прежнее
положение высшего сословия. Витте
не отказался от своей цели и неоднократно
отстаивал свой курс на индустриализацию
страны. В своих докладах он настойчиво
убеждал царя строго придерживаться
программы создания собственной
национальной промышленности. Чтобы
решить эту задачу, предлагалось, во-первых,
продолжать политику протекционизма и
, во - вторых шире привлекать в промышленность
иностранные капиталы. Оба эти
способа требовали определенных
жертв, но конечная цель, по глубокому
убеждению Витте, оправдывала эти
средства. Однако , то , что стало
очевидным для министра финансов
, почти не встретило сочувствия
у участников совещания . Но Витте
не отказался от своей идеи , и
ему не однократно пришлось свой курс
на индустриализацию страны , развивая
и дополняя его новыми элементами
. Чтобы решить программу создания
собственной промышленности , Витте
предлагал и убеждал царя в 1899
и 1900 годах ; во-первых , продолжать политику
протекцианизма и во-вторых , шире привлекать
в промышленность иностранные капиталы
. Оба эти способа требовали
определенных жертв , особенно со стороны
землевладельцев и сельских хозяев
. Но конечная цель , по убеждению Витте
, оправдывала эти средства . К
этому времени относится
Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов , внутренних накоплений , с помощью винной монополии , усиления налогового обложения , за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов , за счет активации русского экспорта .
13
Витте удалось в какой-то
мере добиться реализации своих планов.
В Российской экономике произошли
значительные сдвиги. За время промышленного
подъема 90-х годов, с которыми совпала
его деятельность, промышленное производство
фактически удвоилось, в строй вступило
40% всех действующих к началу XX века
предприятий и было построено
столько же железных дорог, в том
числе великая Транссибирская магистраль,
в сооружение которой Витте внес
немалый личный вклад. В итоге
Россия по важнейшим экономическим
показателям приблизилась к ведущим
капиталистическим странам, заняв
пятое место в мировом
Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционнейшего абсолютистского режима.
Разработка рабочего законодательства .
С ростом промышленности и
модернизацией социальной структуры
все большее место в
Деятельность ее к концу
90-х годов распространялась на 60
губерний и областей Европейской
России. В ее компетенции находился
также контроль за техническим состоянием
предприятий , точным оформлением документации
при получении их владельцами
различных ссуд из Государственного
банка и наблюдение за разумным использованием
кредитов . Фабричным инспекторам
вменялось “ следить и
14
нездоровых проявлениях и неудобства на фабриках, которые могут породить беспорядки ”.
Первоначально Витте склонен
был видеть причину стачечного движения
почти исключительно в
особом укладе русской жизни и патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в документациях министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывались с виттевской программой индустриализации страны и его новыми представлениями о путях ее развития. Рост забастовочного и
революционного движения служил достаточно убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. С участием Витте были разработаны и приняты законы об
организации рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 г.), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были при всей их ограниченности все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Витте видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.
Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою очередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции.
На местах инспектора оказались в подчинении губернаторов, что было вынужденным компромиссом. Принятые законы оказались урезанными, что, как отмечал впоследствии Витте, послужило причиной обострения социальной
15
напряженности. Витте удалось удержать за собой руководство фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии . Но на местах инспектора оказались в подчинении губернаторов , это было вынужденным компромиссом . Принятые законы оказались урезанными ; по мнению Витте это послужило причиной обострения
социальной обстановки .
Аграрная реформа.
Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств . Витте активизировал деятельность кредитных учреждений .
В крестьянском вопросе Витте
долгое время оставался сторонником
консерваторов славянофильской
закваски, полностью разделяя законодательные
акты Александра 1 по сохранению патриархально-попечительских
начал в российской деревне . Он считал,
что положение крестьянства не так
уж и тягостно, как описывалось
в литературе. Однако, в последствии
Витте понял, что тяжелое экономическое
положение деревни ведет к
падению платежеспособности крестьян
и что это, в свою очередь, подрывает
государственный бюджет и внутренний
рынок промышленности. Выход из обострившегося
кризиса он видел в ликвидации
правовой обособленности крестьян, их
имущественной и гражданской
неполноправности. Однако предложение
Витте создать специальную
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и
16
выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в “ Записке по крестьянскому делу". В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое "неустройство" крестьян,