Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - рассмотрение особенностей системы государственного управления в Дальневосточном крае во второй половине XIX века.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общие административно-территориальные особенности Дальневосточного региона в эту эпоху;
2. Определить правительственную политику по управлению краем;
3. Защита интересов Дальневосточного края в Тихоокеанском пограничном пространстве во второй половине XIX вв.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Административно-территориальные особенности Дальневосточного края во второй половине 19 ………….7
2. Правительственная политика по управление краем………….……...…13
3. Защита интересов Дальневосточного края в Тихоокеанском погра-ничном пространстве во второй половине XIX.15
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра истории и культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История государственного управления России»
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ КРАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Хабаровск 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Административно-
2. Правительственная политика по управление краем………….……...…13
3. Защита интересов Дальневосточного края в Тихоокеанском погра-ничном пространстве во второй половине XIX …………………….….15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Во второй половине девятнадцатого века заметно возросла роль Дальнего Востока в связи с международной ситуацией, сложившейся в тихоокеанском регионе в результате обострившейся борьбы передовых капиталистических держав за передел мира. Это вызвало озабоченность правящих кругов России за судьбу дальневосточной окраины, ускорило постройку Транссибирской железной дороги.
В итоге сложились предпосылки, обусловившие более высокие, чем в целом по стране, темпы социально-экономического развития Дальнего Востока в начале XX в., "подтягивание" региона до общероссийского уровня. Капитализм, осуществляя свою прогрессивную миссию, способствовал изживанию черт, характерных для дальневосточной окраины как "колонии в экономическом смысле". Однако более интенсивное развитие капитализма при сохранении до- и раннекапиталистических форм хозяйствования, т. е. многоукладность экономики, становится основой обострения социальных противоречий и распространения на Дальний Восток революционной ситуации, сложившейся в стране в 1905 и 1917 гг.
Несмотря на высокие темпы экономического развития в пореформен-ный период, Россия продолжала отставать от таких капиталистических госу-дарств, как Англия, Франция, Германия, США, Япония. Этот фактор, а также нехватка финансовых ресурсов, слабость вооруженных сил и морского флота, отсутствие развитых путей сообщения особенно негативно сказывались на ее положении на Дальнем Востоке. В силу этого дальневосточная политика царизма во второй половине XIX в. была направлена на сохранение статусного. Русская дипломатия занимала традиционно доброжелательную позицию в политических отношениях с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Кореей, стремясь мирными средствами разрешать спорные вопросы.
Недостаток сил и средств для защиты дальневосточных земель при их отдаленности и бездорожье не только ослаблял оборону тихоокеанских владений России, но и вел к территориальным потерям. В 1867 г. царское правительство продало Аляску и Алеутские острова США, что было прямым следствием военного ослабления самодержавия, его неспособности защи-щать свои владения на Американском континенте и эффективно управлять ими. Слабостью России воспользовались США.
Условия договора 1867 г. были исключительно выгодными для них: за огромную территорию площадью 577 390 кв. миль было заплачено всего 7,2 млн долл. золотом. На протяжении второй половины XIX - начала XX в. административно-
На этом фоне ослабления Дальневосточных границ России возникают попытки упорядочить и систематизировать государственное управление в данном регионе. Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей моделью реформ и спецификой социохозяйственного комплекса здесь наиболее обострены. Поэтому проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальневосточного экономического региона волнуют не только население данного региона, но и жителей всей России, а также целый ряд тихоокеанских государств, которые заинтересованы в сотрудничестве.
Включение в состав Российской империи новых территорий поставило перед самодержавием целый ряд задач, определивших основные направле-ния дальневосточной региональной политики. Установив на первых порах военно-административный режим, правительство затем стремилось опре-делить значение присоединенного региона в военном, политическом и эко-номическом отношениях, наметить пути и средства его освоения. Как правило, вновь вошедшие в состав империи окраины административно обособлялись, местная высшая власть получала значительную управленческую автономию, центральные же ведомства должны были ограничиваться правом определения основных направлений региональной политики и контролем за действиями местного государственного аппарата. Система регионального управления на окраинах складывалась в условиях сложных противоречий, порожденных как нерешенностью общих проблем государственного управления, так и спецификой той или иной окраины. На формирование регионального типа власти влиял целый комплекс условий: размеры территории, ее удаленность от центра страны, плотность населения, его социальный и национальный состав, уровень социально-политического и экономического развития, состояние путей сообщения, внешнеполитические обстоятельства и даже климат. Все эти положения вполне применимы к определению региональной политики самодержавия на Дальнем Востоке.
Таким образом, цель данной работы - рассмотрение особенностей системы государственного управления в Дальневосточном крае во второй половине XIX века.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общие административно-территориальны
2. Определить правительственную политику по управлению краем;
3. Защита интересов Дальневосточного края в Тихоокеанском пограничном пространстве во второй половине XIX вв.
§1. Административно-территориальны
На протяжении второй половины XIX в. административно-
В середине XIX в. дальневосточная окраина входила в состав Восточносибирского генерал-губернаторства, включавшего Енисейскую и Иркутскую губернии. Якутскую область, Охотское и Камчатское приморские управления. В 1849 г. в связи с переносом основного тихоокеанского порта России из Охотска в Петропавловск самостоятельное Охотское управление было упразднено, а Охотский округ подчинен Якутской области. После посещения Н.Н. Муравьевым в 1849 г. Охотска и Камчатки последовало образование 10 января 1851 г. Камчатской области во главе с военным губернатором, подчиненным напрямую генерал-губернатору. Причем Охотский округ отошел к Якутской области. 11 июля 1851 г. была образована Забайкальская область, что было подчинено преимущественно решению дальневосточных задач. М.А. Бакунин свидетельствовал, что идея создания Забайкальской области, "как точки отправления и опоры для завоевания Амура", родилась у Муравьева еще в 1849 г. во время поездки на Камчатку[1]. Действительно, направляясь на Камчатку, он подготовил и направил царю при рапорте 15 мая 1849 г. "пространную записку" по поводу Забайкальского края. В ней специально подчеркивалось, что поддержать российское влияние относительно Китая удобнее всего в Забайкальском крае, прибавив при этом, "который вместе с тем прилегает и к Амуру"[2]. В 1851 г. административные преобразования коснулись Забайкалья, территория которого состояла из Верхнеудинского и Нерчинского округов и входила в состав Иркутской губернии. Эти округа были отделены и образовали самостоятельную Забайкальскую область, положение о которой утверждено 11 июля 1851 г. Торжественное «открытие» Забайкальской области состоялось 22 октября 1851 г, что было подчинено преимущественно решению дальневосточных задач. М.А. Бакунин свидетельствовал, что идея создания Забайкальской области, "как точки отправления и опоры для завоевания Амура", родилась у Муравьева еще в 1849 г. во время поездки на Камчатку[3]. В этот день в ранг города была переведена и Чита, объявленная столицей области. Камчатское приморское управление получило статус самостоятельной области по Положению, утвержденному 10 января 1851 г. В ведении камчатского военного губернатора в начале 50-х гг. XIX в. находились районы, прилегавшие к устью Амура.
Для связи Забайкалья с принадлежавшей России приморской территорией (включая низовья Амура) по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева в 1856 г. была создана так называемая «Амурская линия», которая располагалась по левому берегу Амура между Усть-Стрелочным караулом и Мариинским постом и предназначалась под заселение казаками: Забайкальского войска. Для управления линией и командования войсками, вдоль нее расположенными, вводилась особая должность начальника линии с непосредственным подчинением губернатору Забайкальской области.
По окончанию Крымской войны и смещения главного правительственного внимания на Амур, из Петропавловска в Николаевск были переведены все гражданские и военные учреждения. Очередная ликвидация Камчатской области[4] сопровождалась учреждением 31 октября 1856 г. В связи с образованием Приморской области «Амурская линия» 25 июня 1857 г. была разделена на два отделения: от Усть-Стрелочного караула до Хинганского хребта и от последнего до Мариинского поста. Первое подчинено забайкальскому губернатору, второе передано в ведение приморского губернатора.
Окончательное воссоединение приамурских территорий с Россией обусловило необходимость дальнейших административных преобразовании. 8 декабря 1858 г. были расширены пределы Приморской области (за счет возращения в ее состав Охотского и Удского округов) и образована новая Амурская область. Амурским военным губернатором с местопребыванием в г. Благовещенске был назначен Н.В. Буссе. В рапорте Муравьева председателю Амурского комитета вел. кн. Константину Николаевичу о создании Амурской области подчеркивалось: "Айгуньский договор, утвердив за нами Приамурский край, положил начало новой деятельности правительства - административного устройства сего обширного края и заселения его"[5]. В состав Приморской области вошел Охотский округ. «Амурская линия» и ее отделения упразднялись. Все три области Дальневосточного региона — Забайкальская, Амурская и Приморская — были подчинены генерал-губернатору Восточной Сибири. В 1871 г. правительство приняло решение перенести главный военно-морской порт на Тихом океане из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Одновременно во Владивосток были переведены административные и культурные учреждения, перевезено оборудование механического завода, склады и др.
В начале 80-х гг. XIX в. в связи с успехами в освоении дальневосточных земель, увеличением численности населения, развитием хозяйства, а также усилением экспансии западных держав на Тихоокеанском побережье Азии, правительство России признало необходимым укрепить аппарат управления на востоке страны. В 1884 г. 16 июня было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области, а также Владивостокское военное губернаторство (последнее существовало с 1880 по 1888 г.), административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 г. в город Хабаровск. Одновременно Восточносибирский военный округ был разделен на Иркутский и Приамурский. Такое административное деление сохранялось до начала XX в. Процесс поиска оптимального управленческого центра региона только начался при Муравьеве-Амурском и Николаевск-на-Амуре через 16 лет, как выразился К.К. Куртеев, был "брошен" ради Владивостока[6]. Другой доpеволюционный исследователь H.В. Слюнин писал по этому же поводу: "Пеpенося с места на место свой базис из Охотска в Петpопавловск, из Петpопавловска в Hиколаевск, потом во Владивосток и, наконец, в Поpт-Аpтуp, мы не делали самого существенного, не закpепляли кpая... Мы все вpемя чего-то искали, не имея пpочной оседлости и напоминая местных кочевников"[7]. Присоединение амуpских земель повлекло за собой смещение оси освоения дальневосточных теppитоpий с линии Иpкутск - Якутск - Охотск – Петpопавловск – Ново-Архангельск, южнее - на линию Иpкутск - Чита - Благовещенск - Hиколаевск - Хабаpовск - Владивосток - Порт-Артур. Главный смысл миграции центра политической и административной власти на Дальнем Востоке заключался в переменах политического курса и поиске удобного морского порта, который бы обеспечивал дальнейшую имперскую экспансию. Составной частью регионального варианта имперских процессов стало изменение административно-
Что касается социального состава населения Дальнего Востока, так же как и в России в целом, безусловно, преобладало крестьянство: по переписи 1897 г[8].— 70% от общей численности населения (включая казачество). Долю крестьянского сословия можно считать более высокой, причислив сюда и аборигенов, занятия которых были близки к крестьянским. Из других сословий наиболее многочисленными были мещане — 14—15% населения. Дворяне составляли 1,7%, их удельный вес был выше, чем в среднем по Сибири и России, что являлось следствием феодального принципа сословности в управлении регионом, хотя сословное деление сохранялось до 1917 г., под влиянием капитализма социальная структура населения восточных областей России претерпевала значительные изменения, шел процесс формирования новых классов — буржуазии и пролетариата.
Население областей Приамурского генерал - губернаторства по данным переписи 1897 г.
Области |
Население Муж. пол. |
Население Жен. пол. |
Обоего пола |
Население на 1 кв. версту | Пространство в кв. верст, без значительных внутренних вод |
Амурская
|
64 016 |
48380 |
112396 |
0.3 |
393315.6 |
Приморскя
|
147669 |
67271 |
214940 |
0.1 |
1688456.6 |
Забайкаль-cкая
|
341335 | 328386 |
669721 |
1.3 |
522339.1 |