Сила через слабость. Правление Елизаветы Тюдор и Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель реферата - рассмотреть роль женщины в историческом процессе, выделить особенности правления, а также определить, что было общего в правлении Елизаветы Тюдор и Екатерины II и что способствовало развитию общих черт; выявить государственную политику Елизаветы Тюдор и Екатерины II по укреплению престижа верховной власти, пути и методы ее осуществления;
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть условия восшествия на престол;
- рассмотреть личные качества монарших особ, которые позволили им взять власть в свои руки;
- рассмотреть схожие условия экономического и политического развития стран в период правления Елизаветы и Екатерины;
- выделить общие тенденции во внутренней и внешней политике;
- рассмотреть результаты правления обеих правительниц;
- проанализировать манифесты и узаконения, всенародно провозглашаемые;
- рассмотреть общественные мероприятия Елизаветы Тюдор и Екатерины II (торжества по случаю важных государственных событий, праздники, юбилеи);
- показать место системы образования в формировании «верноподданнических чувств»;
- раскрыть механизмы того, как власть добивалась поддержки населения на местах, в провинции, в отдаленных губерниях через путешествия и поездки императрицы;
- рассмотреть обширную эпистолярную деятельность монархинь и тем самым оценить их вклады в создание образа идеального монарха внутри страны и в Европе;
- выявить степень эффективности усилий власти в деле организации общественного мнения.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………...3 - 8
2. Глава 1. Правление
• Условия восшествия на престол…………………………………..9 - 12
• Условия экономического состояния страны и цели, которые поставили перед собой обе правительницы…………………......................13 - 14
• Окружение правительниц……………………………………….15 - 16
• Восстания……………………………………………………….17 - 20
• Инакомыслие в период правления Елизаветы Тюдор и Екатерины II….....21
3. Глава 2. Личная жизнь……………………………………………….22 - 25
4. Заключение…………………………………………………………..........26
5. Список использованных источников и литературы …………………...27

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим мужицким царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные, лесные, сенные, рыбные угодья. Как говориться «пожаловать крестом и бородой», освобождение от рекрутских наборов и поборов, казнить дворян, помещиков и неправедных судей.

Цель движения Пугачёва заключалась в том, что его руководители должны были занять место казненных дворян и представителей царской администрации.

Пугачёвское войско насчитывало около 15 тыс. человек. Боевое ядро войска составляли казачьи полки. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение, выплачивалось жалованье. 

Усмирение бунта поручили генерал-аншефу А.И. Бибикову. Он подтянул регулярные войска и перешел в наступление. Решающее сражение произошло у Татищевой крепости, близ Оренбурга. Восставшие потерпели тяжелое поражение. Пугачев с отрядом 500 человек укрылся в горах Южного Урала, где его войско выросло за счет "заводских мужиков" и башкир. Вновь заполыхало восстание. Оно двинулось на Казанскую, Нижегородскую, Пензенскую, Тамбовскую, Воронежскую губернии.

В Москве ввели военное положение. Вскоре Пугачев овладел Саранском, Пензой, Камышином, Саратовом, и другими волжскими городами. После неудачного штурма Царицына войско Пугачева настиг отряд Михельсона. В бою у Сальниковой ватаги восставшие потеряли большое количество людей. Пугачев с  яицкими казаками переправился на левый берег Волги. Яицкие казаки, примкнувшие ранее к восстанию, решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и, увидев, что восстание превратилось в поход бедноты против эксплуататоров и угнетателей, схватили Пугачева, а потом выдали его властям в Бударинском форпосте, в окрестностях которого год назад началось восстание.

Подводя итог, можно сказать, что Пугачевское движение, начавшееся как борьба за лучшую долю, превратилось в «бунт бессмысленный и беспощадный». Экономике страны был нанесен огромный ущерб. Движение оказалось бесперспективным как в военном, так и в политическом аспекте. Копирование восставшими государственного аппарата, титулатуры и чинов свидетельствует о намерении сменить элиту государства, а не изменить социальную структуру общества и его политическую систему.

 

5.Инакомыслие в период правления Елизаветы Тюдор и Екатерины II

В годы правления Екатерины II, как и ранее, власть вела активную и жесткую борьбу против посягательств на существующий политический строй. Инакомыслие представляло собой часть таких посягательств. Соответственно власть предпринимала ряд шагов по противодействию инакомыслию. В числе административных мер борьбы с инакомыслием на первом месте была цензура – к тому времени она уже функционировала, хотя и не была закреплена законодательно на системном уровне. В уголовно-правовом порядке действия инакомыслящих квалифицировались как государственные преступления, причем применялись нормы актов, начиная с Соборного уложения 1649 г.

Екатерина II в силу своих личностных качеств в первые годы царствования позволяла развиваться инакомыслию, но позже, особенно после пугачевского восстания, она поменяет свою позицию практически на противоположную. Как представляется, это объясняется, прежде всего тем, что ей, по статусу абсолютному монарху, на определенном этапе пришлось делать выбор – либо сохранение и укрепление абсолютистской власти со всеми вытекающими привилегиями, либо следование западноевропейскому либерализму, которому она питала определенные симпатии – совмещения быть не могло по определению по причине совершено разных, конфликтующих общественно-политических концепций. И выбор был сделан, причем, вполне ожидаемый, учитывая сложившиеся самодержавные отношения в России.

Глава 2. Личная жизнь.

 

1)Добиться авторитета и власти правительницам помогли, безусловно, их личные качества.

Екатерине была свойственна крайняя осмотрительность и осторожность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, она проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие талантливые и полезные государству люди оставались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги других людей. Она понимала, что её заслуги и похвалы заставят людей ещё усерднее трудиться. Такие качества присущи лишь настоящему стратегу.

«Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом... Склонная к удовольствиям и вместе с тем трудолюбивая, она была проста в домашней жизни и скрытна в делах политических. Честолюбие её было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям. Страстная в увлечениях, но постоянная в дружбе...»2

На характер Елизаветы повлияли трагические события, произошедшие в её семье. Но годы опалы пошли ей на пользу; она изощрила свой ум, усовершенствовалась в языках и науках и, по словам Вольтера, из всех талантов, какими прославилась впоследствии, приобрела здесь самый важнейший – уменье со всеми ладить, притворствовать и управлять.

Пройдя такую школу, она вступала на престол хотя и молодой, двадцатипятилетней девицей, но закалённой духом и опытной не по годам. Сдержанность и самообладание, уменье скрывать свои чувства и желания, управлять ими и подчинять их соображениям рассудка – это такие черты характера, которые она наследовала не от родителей, а воспитала в себе годами тяжело опыта.

Подобно своему отцу Елизавета обладала даром выбирать компетентных советников и понимала важность благоприятно настроенного общественного мнения. В религиозной сфере она стремилась не впадать в крайности своих предшественников. Вакансии на епископские места, открывшиеся после ее восшествия на престол, включая архиепископство Кентерберийское, позволили назначить умеренных священников, готовых сотрудничать с новой королевой.

На королевском престоле открывался теперь широкий простор для приложения к делу всех тех познаний и способностей, какие доселе успела приобрести и воспитать в себе Елизавета.

2)Нельзя не сравнить и внешность монархинь. Из различных источников мы узнаём, как описывали Елизавету и Екатерину современники.

Вот описание современника-очевидца, венецианского посланника Микеле Елизаветы: «Она была больше мила, нежели прекрасна. Высокий рост, хорошее сложение, свежий, хотя несколько смугловатый, цвет лица, золотисто-белокурые, почти рыжие вьющиеся волосы, небольшие, но тёмные, живые и проницательные глаза, крупный, немного крючковатый нос и изящная ручка, которую она любила выставлять на показ, - вот все те дары, какими наделила её природа».

А вот описание Екатерины, секретаря канцлера М.Воронцова, Фавье: «Никак нельзя сказать, что красота её была ослепительна: довольно длинная, тонкая, но не гибкая талия, осанка благородная, но поступь жеманная, не грациозная; грудь узкая, лицо длинное, особенно подбородок, постоянная улыбка на устах, но рот плоский, вдавленный; нос с горбинкой; небольшие глаза, но взгляд живой, приятный; на лице видны следы оспы. Она скорее красива, чем дурна, но увлечься ею нельзя».

Из этих описаний можно заметить, что Елизавета и Екатерина были очень похожи. Красоты у них не было, но если вообще людям свойственно ошибаться в оценке своих собственных достоинств, то  такая ошибка всего извинительнее в женщине, когда она ценит свою красоту. Екатерина и Елизавета обладали тем, что в монархине зовут красотой, а в другом сословии назвали бы благородной осанкой, соединённой с привлекательным, величественным выражением лица.

3)Также обе правительницы были творческими личностями, большими поклонницами искусства, а, в особенности, театра.

Во время правления Елизаветы драматическое искусство расцвело. Этому способствовала сама королева, которая покровительствовала театру. Она сама же и участвовала в любительских спектаклях. Кроме того, в 1582 году под патронатом Елизаветы I была создана Королевская труппа.

Екатерина выступала как драматург (комедии «О время!», «Именины г-жи Ворчалкиной», «Г-жа Вестникова с семьей», 1772; «Обманщик», «Обольщенный», 1785, «Шаман Сибирский», 1786; ряд комических опер), автор политических трактатов («Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового Уложения», 1767), издательница журналов («Всякая всячина», 1769; «Собеседник любителей российского слова», 1783—84), историк («Записки касательно российской истории»), а также как детская писательница («Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Февее», 1782).

4)Нельзя не заметить и то, что у каждой из этих женщин было множество любовников.

У Екатерины их число достигает 23. Самыми известными из них были Сергей Салтыков, Г. Г. Орлов, конной гвардии поручик Васильчиков, Г. А. Потёмкин, гусар Зорич, Ланской, последним фаворитом был корнет Платон Зубов, ставший графом Российской империи и генералом. С Потёмкиным, по некоторым данным, Екатерина была тайно обвенчана. После 1762 она планировала брак с Орловым, однако по советам приближённых отказалась от этой идеи.

Ряд фаворитов Елизаветы открывал «милый Робин», как называла она Роберта Дадли, графа Лестера. Далее шли Уолтер Рэйли, Роберт Девере (граф Эссекса), Кристофер Хаттон.

 

5).Также необходимо вспомнить  на какие идеи опирались правительницы  при восшествии на престол. 

В начале своего правления Елизавета стремилась сохранить мир между католическими и протестантскими подданными, демонстративно отказываясь продолжать Реформацию в Англии в кальвинистском духе. Однако нарастание угрозы со стороны католических держав вынудило ее жестко ограничить права католиков. В то же время она решительно пресекала попытки пуритан критиковать официальную англиканскую церковь.

Екатерина разработала перед собой точную стратегию, которая помогла ей, впоследствии, прийти к власти.

«Вот рассуждение, или, вернее, заключение, которое я сделала, как только увидала, что твёрдо основалась в России, и которое я никогда не теряла из виду ни на минуту: 1) нравиться великому князю; 2) нравиться императрице; 3) нравиться народу. Я хотела бы выполнить все три пункта... поистине я ничем не пренебрегала, чтобы этого достичь: угодливость, покорность, уважение, желание нравиться...»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Цель реферата - рассмотреть роль женщины в историческом процессе, выделить особенности правления, а также определить, что было общего в правлении Елизаветы Тюдор и Екатерины II и что способствовало развитию общих черт; выявить государственную политику Елизаветы Тюдор и  Екатерины II по укреплению престижа верховной власти, пути и методы ее осуществления достигнута, с помощью поставленных предо мной задач.

Действительно обе монархини были выдающимися политиками и непревзойдёнными стратегами, которые помогли своей стране выйти на геополитическую арену.

Рассматривая  множество внутриполитических факторов и личностных качеств, доказано, что Елизавета Тюдор и Екатерина II были очень схожи характерами и мотивациями в своих действиях.

Список использованной литературы.

  1. Карамзин Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине Второй. М.: Университетская типография, 1802. [2], - 187 с;
  2. Брикнер А.Г. История Екатерины II.СПб; Ч. 1-2. 1885. - 294с;
  3. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XIII. /История России с древнейших времен.Т.25–26 / Отв.ред.: Копцова В.В. — М.: Голос; Колокол — Пресс, 1998.  — 664 с. 
  4. Бильбасов В.А. История Екатерины II. Т. 1-2. СПб., 1890-1891. – 1358с;
  5. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796) // Екатерина II: pro et contra. СПб., 2006 – 423с.;
  6. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II./Под изд. М.М. Стасюлевича, СПб., 1898 – 65с.;
  7. Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. Люди и события. Берлин, 1931 – 307с.
  8. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2006 – 495с.  
  9. Каменский А.Б. Екатерина II // ВИ. 1989. № 3; Он же. «Под сению Екатерины». Вторая половина XVIII века. СПб., 1992; Он же. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Он же. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. М., 1999.
  10. Титков Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. /МГПУ - М., 1999 – 481с.
  11. Елисеева О. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины/Ольга Елисеева. М., 2008 – 597с.
  12. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства в последней трети XVIII в./РОССПЭН,- М., 1999, - 302с.
  13. Гросул В.Я. Русское общество XVIII-XIX веков. Традиции и новации. / В. Я. Гросул. Институт российской истории. - М.:Наука, 2003. — 517 с.
  14. Котова О.А. Государственная деятельность Екатерины II. Дис. к.и.н. М.:МПГУ, 2000 – 199с.

1 Самойлова И.В. Продовольственное положение в Англии и политика Елизаветы Тюдор :вторая половина XVI века. Автореферат диссертации. Пенза, 2003.

2 Н.С.Б. Грас., Бизнес и история бизнеса;

1 Карамзин Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине Второй. М., 1802; Брикнер А.Г. История Екатерины II. Ч. 1-2. 1885; Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XIII. История России с древнейших времен. Москва. М., 1994; Бильбасов В.А. История Екатерины II. Т. 1-2. СПб., 1890-1891; Ключевский В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796) // Екатерина II: pro et contra. СПб., 2006; Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб., 1898; Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. Люди и события. Берлин, 1931.

2 Бильбасов В.А. История Екатерины II. Т. 1-2. СПб., 1890-1891.

3 Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. Люди и события. Берлин, 1931. С. 7-16.

1 Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2006.  

2 Каменский А.Б. Екатерина II // ВИ. 1989. № 3; Он же. «Под сению Екатерины». Вторая половина XVIII века. СПб., 1992; Он же. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Он же. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. М., 1999.

Информация о работе Сила через слабость. Правление Елизаветы Тюдор и Екатерины II