Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 56 ответов на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

Экзамен по Новому времени.docx

— 193.34 Кб (Скачать)

Вопрос 54. Причины возникновения  и идейное содержания Просвещения.

Под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. Идеология П. возникла в условиях кризиса феодальной системы, появления в её недрах капиталистических производственных отношений, порождающих новые общественные противоречия и формы классовой борьбы. Западноевропейское П. многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феодальные церковные) догмы, традиции и авторитеты, Однако идеология П. возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи П. поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий. Научная деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естественных наук — физики, математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени (хотя и в его метафизической, механистической форме и только в объяснении природы). Научно-технический прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеодальной идеологии. Феодально-религиозным догмам о божественном происхождении монархической власти и всех феодальных установлений просветители противопоставили рационалистические теории общества и государства, морали и даже самой религии (деизм, идея «естественной религии», религии разума). В вопросах общественного развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о «человеке вообще», отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на «просвещённого монарха», рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политической независимости феодал-сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политического единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые буржуазные реформы, — возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, которая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи народного суверенитета и демократической республики. В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений и произвола (с П. связаны экономические теории физиократов и др. направлений классической буржуазной политической экономии).

Вопрос 55. Общественно-политические концепции британского и американского Просвещения.

В Англии просветительская мысль имела своим  истоком идеологию, рождённую Английской буржуазной революцией 17 в. Однако английское П. сложилось уже в послереволюционную эпоху, когда «героический период»  революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью земельной аристократии («Славная революция» 1688—89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился в философских и политических теориях Дж. Локка (утверждал, что государство создано путем заключения между людьми общественного договора, гораждане могут сменить правителя, если тот договор нарушает). Настаивал на необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную( в нее включал и судебную) и федеративную (внешние дела). Ученик Локка, Энтони Эшли Купер, граф Шефстбери, внес большой вклад в разработку проблем этики, стремясь разделить нравственность и религию. Создал учение об естественной морали, согласно которой человек творит добро не по расчету, а в силу природной склонности, ему свойственно быть добрым, для поддержания в обществе нравственности религия не нужна.  Г. Сент-Джон, лорд Болингброк трактовал Священное писание с позиции просветительского рационализма. Считал, что оно не выдерживает суда разума, является жалким сплетением небылиц. Христианству противопоставлял некую естественную религию. Его критиковал Д. Юм. Доказывал, что людьми правит отнюдь не разум, а привычка. В Шотландии А. Смит основным движителем человеческих поступков считал эгоизм – стремление каждого индивида улучшить собственное положение. Свобода конкуренции индивидов обеспечивает развития производства и рост общественного благосостояния, поэтому должна быть освобождена от гос вмешательства.  Общественная мысль американсткого просвещения в основном имела английские истоки, ее отличала ярко выраженная специфика. Значительная часть населений колоний – приверженцы радикальных течений протестантизма, покинувшие Англию из-за религиозных притеснений. Проблема борьбы за веротерпимость не была столь актуальна. Актуальна проблема политики, диктата Лондона. Б. Франклин – видный ученый – энциклопедист, позднее участник борьбы Североамериканских колоний за независимость. 1731 – основал первую публичную библиотеку в Филодельфии, 1720-е – издательская деятельность, 1740- Пенсильванский университет, 1743 – Американское философское общество. Особую известность принесли опыты по изучению атмосферного электричества, изобретение молниеотвода. Сформулировал теорию, по которой американцы имели исторические права на самоуправление. Развивая идеи Локка, подробно обосновал право народа на расторжение общественного договора с тираническими правителями. Во время войны за независимость его идеи нашли отражение в конституционных актах США.Т. Джефферсон – энергичный защитник интересов колоний, он оперировал не историческими правами, а естественными правами людей. Во время войны стал одним из отцов-основателей США, автор проекта Декларации независимости, в начале 19 века – 3-ий президент.

Вопрос 56. Германское и итальянское  Просвещение.

Секуляризация общественного сознания создала  предпосылки для формирования общегерманской светской культуры, не зависящей от конфессиональных различий. Общественной мысли Просвещения был преимущественно характерен интерес к общим проблемам науки, культуры, философии, а не к практическим вопросам экономики и политики. Немецкие просветители не отрицали важность церкви и охотно сотрудничали со светскими властями в проведении политики реформ. Кр. Томазий и Кр. Вольф не посягая на религию выступали за четкое разделение сфер веры и разума, философии и теологии, государства и церкви. Внесли вклад в распространение единого немецкого языка, вытеснявшего латынь из сферы научного общения. Томазий был против охоты на ведьм. Вольф создал рационалистическую теорию познания, целиком построенную на принципах математики. Доказывал, что мир познаваем и исчисляем. Под влиянием его идей – перепись населения стала регулярной, математическая основа его. И. Г. Гердер. Главная заслуга – попытка применить принцип естественной эволюции к истории национальных культур: каждая историческая стадия, пройденная нацией в своем развитии, - необходимая ступень к осуществлению идеалов гуманизма. Неприязненно относился к антирелигиозным идеям французов. В германии имела место критика просветительского рационализма, что позволили историкам утверждать о начале кризиса Просвещения в Германии. В Италии 3 центра – Милан, Флоренция и Неаполь. В Милане  - вопросы, связанные с экономикой, финансами, торговлей и землепользованием. Журнал «Иль Каффе» во главе с братьями Верри. Излюбленная тематика журнала – вопросы экономики, рационального ведения хозяйства, финансовой политики государства. Ч. Беккариа книга «О преступлениях и наказаниях»: недопустимость пыток и смертной казни, пропорциональность наказания для дворян и неблагородных. В Неаполе основана 1 в мире кафедра политической экономии, возглавил А. Дженовези, автор книги «Уроки торговли, или гражданской экономики» (1754). Он вел антиклерикальную полемику, приведшую к запрету ордена иезуитов. Труд его ученика Г. Филанжьери «Наука законодательства» (1780), включена в «Индекс запрещенных книг», что повысило ее популярность. Его туры – вершина просветительской мысли в Италии. Работы Ф. Галиани «О монете» и «Диалог о торговле зерном» занимают особое место. В 1-ой исследовал причину высокой стоимости драгоценных металлов, а во второй подверг критике некоторые идеи физиократов. Во Флоренции «Академия друзей земледельцев», основанная в 1753 имела широкую известность. Главная ее заслуга – проект реформ в экономике.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории"