Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

билеты 1-50 (столбики).docx

— 174.84 Кб (Скачать)

-укрепил авторитет ДРГ

-1я религиозная реформа.  В Киеве создавался пантион  языческих богов

-Перун (гром и молния)

-Сворог (небо)

-Даждьбог (солнце)

-Стрибог (ветер)

988- 2я религиозная реформа  - принятие християнства:

причины:

-потребности связанные  с развитием феодализма

-Фроенов: главная цель  принятия христианства-сохранение  старых родо-племенных порядков

Христианство должно было стать средством сплочения разрушенного межплеменного союза для удержания  в нём господствующих позиций  киевской верхушки

Значения

а) Хрестианская церковь запретила  у восточныз славян:

-человеческие жертвопринашения

-кровную месть

-многожёнство

б) Полит. последствия:

-завершение образования  ДРГ

-усиление власти Киевского  Князя

в) Соц. эконом. последствия:

-способность к развитию

-появление дувенства

г) Культурные и духовные последствия

-появление письменности, литература

-каменное строительство

-церкавная живопись и  музыка

д) Русь встала с другими  европейскими государствами на один уровень

е) Православие посеяло  первые семена недоверия между западом  и востоком

 

                                                                           Билет 4

Особенности политического  развития древнерусских земель в "удельный период" (XI - XIII вв.)

Основн. проблемы с-э. и полит. разв-ия др. Руси:

  882 г. –отправная точка Росс-кой истории. Процесс становления гос-ва- не единовременный акт, он занимает целую эпоху(9-10 в.). Последний акт – принятие христ-ва- 998г. – закончилось образование ДР.Рус. гос-ва.

2 Основных этапа истории  Древней Руси:

I   9 – середина 11века  Политическое единство Древней  Руси. Экономика имела переходный  характер (от родоплеменных отношений  к феодальным). Принятие христианства. Подъем культуры. Активная внешняя  политика.

II  Середина 11 – 40-е годы 13 века. Политическая раздробленность.  Дальнейшее развитие феодальных  отношений. Подъем производственных  сил и культуры. Появление новых  экономических и политических  центров (Владимиро-Суздальское,  Новгородское, Галицко-Волымское княжества).

Особ-ти полит. устр-ва Др.Р. гос-ва.

Основные звенья:

1. Князь.

2. Совет из ближ. Старш.  Дружинн. 

3. Дружина(100-1000 и более  чел.). Князь – 1 среди равных  дружинников.

4. организ-ия местного  упр-ия (княжеские сыновья).

5. Военные силы древней  Р.

Управление Древнерусским  государством: Главой Древнерусского государства является великий Киевский, а с 12 века Владимирский князь. Официально впервые титул великого русского князя принимает Святослав «Великий»  означает старший в роду, то есть престол передавался по принципу старшинства – это родовой  принцип. Князья Великие назначали  своих посадников и наместников  на места, как правило это были родичи князя, то есть местные князья.

Князья и посадники  на местах обладали высшей военной, судебной и законодательной властью. Наиболее распространенная оценка типа государственности  Древней Руси – монархия, феодальная. 2-я структура гос.  Функции  вече:

1. имело высшую законодательную  и распорядительную власть.

2. на вече решались вопросы  войны и мира 

(без вече нельзя вступать  в войну).

3. на вече решались вопросы  распоряжения земельным фондом  и финансами.

4. на вече решались все  важные вопросы текущей жизни.

В вечах право голоса и  участия имели все взрослые, свободные  мужчины. Более того каждый свободный  гражданин Киевской Руси имел право  ношения оружия. Вече – народное ополчение, поэтому оно могло  настоять на своем решении. Отсюда полновластие Древнерусского вече, то есть мы видим 2 главные тенденции политического  развития Древней Руси:

1. развитие и укрепление  княжеской власти (в будущем монархической).

2. демократическая вечевая  власть свободного населения  Руси. Характер Древнерусского войска. Ядром войска была дружина  или дружины местных князей. Во  главе войска – князь, рядом  тысяцкий – глава народного  ополчения.

 

                                                                      Билет 5

Языческие верования  восточных славян. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

 Сложной, разнообразной  была религия восточных славян. В глубине древности зарождались  представление человека о сверхъестественных  силах, которые управляли судьбой,  о его отношении к природе  и о своем месте в окружающем  мире. Религия существовавшая у  разных народов до принятия  ими христианства называется  язычеством. Во главе славянских  божеств стоял бог вселенной  – Сварог. Его сыновья – сварожичи  – солнце и огоноь. Очень почит.  бог солнца – Даждьбог. Молились  славяне Роду и роженницам  – богу и богиням плодородия. Бог Велес почитался в качестве  бога скотоводства. В 8-9 века у  славян почитался бог солнца  Хорес; бог почвы и растений  – Симаргл. Единственным крупным  женским божеством у славян  была Макошь,

которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начало великих военных походов  на первый план у славян выходит  бог молнии и грома – Перун, который затем становился главным небесным божеством. Перун был непобедим, к 9 веку он стал главным небесным божеством у восточных славян. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Были и другие сверхъестественные существа. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Славяне считали, что дом находится под покровительством домового. Верили в русалок, леших; от злых духов защищались амулетами, заговорами («оберегами»). Древние славяне отмечали праздники: Коляда (гадали, жертвоприношение на кануне нового года); День весеннего равноденств. (в марте) – славили солнце, сжигали чучело зимы – начиналась масленица; Купала (23 июня) – костры, хороводы. Сложными религиозными обрядами были рождения, свадьбы, похороны. Похоронный обычай восточных славян – хоронить вместе с прахом мужчины одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружия. Специальные святилища, куда приносили жертву, назывались капища - представлявшие собой сооружения на возвышенных местах. В центре капища располагалось изображение божества перед которым жгли жертву. Придя к власти, Владимир пытался укрепить языческую веру. По его приказу в Киеве на холме были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокаши. Но укрепить язычество не удалось. Принятие христианства. Ряд историков видят предпосылки принятия христианства в установлении к 10 веку у восточных славян феодальных отношений и государства, что настоятельно требовало соответствующей идеологии. Другие историки: принятие христианства объясняется длительной миссионерской деятельностью христианских проповедников, регулярно бывавших во всех древнерусских городах, а также торговли и дипломатическими интересами купцов и знати, понимавших, что только принятие христианства позволит языческой Руси стать равным партнером среди христианских стран Европы. Несмотря на разные позиции, все авторы признают, что Крещению 988 года предшествовали «малые крещения», когда христианство приняли князь и часть его дружины, а в Киеве была построена первая церковь. Вскоре того как Кирилл и Мефодий создали церковнославянскую азбуку. В 988 году Киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи, одним из его условий было принятие Владимиром христианства, что и было исполнено. В августе 988 состоялось массовое крещение византийскими священниками. Христианство после этого укореняется в Ростове, Новгороде Муроме и других центров Киевской Руси. Многие сопротивлялись  новой вере. Христианизация Руси сопровождалась огромным храмостроительством. Когда говорим об историч. значении, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, и то влияние на русскую жизнь: экономическое, политическое, духовное и культурное развитие, которое церковь стала со временем оказывать. Церковь выступала за единство Руси, против междоусобиц. При церкви создавались школы, церковь выступала против языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, насильственной выдачи дочерей замуж, так как церковь содействовала развитию культуры, грамотности.

                                                                        Билет 6

Новгородская земля

Не один русский город  в старину не вёл такой обширной торговли, как Новгород. Главным  источником его богатства была торговля.

В низ по Днепру новгородские купцы постоянно ездили в Киев, а из Киева вели торговлю с греческими купцами. Новгородские купцы завели торговые отношения с Югрой.Самым  большим и влиятельным торговым товариществом было «Ивановское  купечество».

 Особенно развивалась  и процветала торговля на западе  Новгорода с городом Визби  на острове Готланге. Готы приезжали  так часто и так помногу,  что завели в Новгороде свой  торговый двор. Позднее немецкие  города образовали торговый союз. Они перерубили почти всю торговлю  с Новгородом. В Новгороде немцы  держались особняком от новгородцев.  У них били свои выборные  власти, куда новгородцы не могли  вмешиваться. Немецкая контора  старалась не допустить новгородцев  до продажи русских товаров  за границей, стараясь купить  все товары на местах.

Церкви в Новгороде  имели большое значение для торговли. Из всех построек в старину одни только церкви били каменными. Поэтому  нигде нельзя было сохранить товары от пожара и разграбления, как в  церковных подвалах.

Главная власть в Новгороде  принадлежала Вече-собранию всех граждан. Всякий новгородец выйдя их под власти отца, имел право участвовать на Вече и подавать свой голос.

Кроме большого общеновгородского  Вече собирались ещё малые Вече из жителей одного конца, или жители одной улицы.

Самым важным лицом были посадники,затем  тысяцкие. Были в Новгороде и другие выборные власти: Сотские, старосты.

Все члены высшего совета, кроме архиепископа, назывались боярами. 

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1221-1263)

Князь новгородский в 1236-51, великий  князь владимирский с 1252. Сын князя  Ярослава Всеволодовича. Победами над  шведами (Невская битва 1240) и немецкими  рыцарями Ливонского ордена (Ледовое  побоище 1242) обезопасил западные границы  Руси. Канонизирован Русской православной церковью.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"