В 1927 году митрополит Сергий
(Старогородский) в тяжелейших условиях
гонений и ради спасения Церкви посчитал
возможным пойти на компромисс и,
возглавив церковное управление,
издал Декларацию, в которой провозглашал
лояльность Советской власти. Эта
Декларация вызвала весьма противоречивые
оценки в церковных кругах: часть
Церкви ушла в подполье (Катакомбная
Церковь), часть - отвернулась от Сергия
Почти все они были репрессированы.Между
тем политика Советского государства
привела к массовым закрытиям
храмов, всех монастырей, учебных заведений
Церкви. Миллионы верующих не могли
получать духовное утешение и совершать
православные обряды. Их чувства и
взгляды подвергались осмеянию и
наказанию. К 1940 году митрополит Сергий
стоял во главе Церкви, в организационном
смысле бывшей лишь слабой тенью прежней
Русской Православной Церкви. Во многих
областях не насчитывалось ни одного
действующего храма.В годы Великой
Отечественной войны Сталин и
его окружение, ис ходя из политических
соображений и ради укрепления единства
народа и доверия у западных союзников,
взяли курс на ослабление гонений
на Церковь, занявшей к тому же яркую
патриотическую позицию. В сентябре
1943 года было позволено провести Собор
архиереев Русской Православной
Церкви, накотором митрополит Сергий
был избран патриархом Однако вскоре
он скончался и на Поместном соборе
1945 года на патриарший престол был
избран Алексий I (Симанский). В первое
десятилетие его патриаршества
существовали относительно благоприятные
общественно-политические условия для
возрождения церковности. Вновь открылись
тысячи приходов, были возрождены десятки
монастырей, открылись духовные семинарии
и академии,стал выходить в свет церковный
журнал. печатались календари и богослужебные
книги. Патриарх Алексий 1 посетил десятки
стран, вновь укреплял авторитет Русской
Церкви в мире. Церковь включилась в движение
сторонников мира.Время хрущёвской "оттепели"
обернулась для Церкви новыми "заморозками".
Курс на построение коммунизма, официально
провозгла шённьгй КПСС, предполагал окончательное
и скорое искоренение религии.
Возобновились массовые гонения
и дискриминация верующих, исключались
всякие проявления общественной активности
духовенства Резко сократилось
количество приходов, монастырей и
учебных заведений. Церковь была
поставлена под негласный контроль
КГБ. Существуют сведения, что за 1961
- 1964 годы в СССР по религиозным мотивам
было осуждено 1234 человека. Усилия патриарха
Алексия I встретится с руководителями
государства и остановить жёсткий
антицерковный курс не увенчались успехом.
И всё это - при внешней благожелательности
к Церкви и её патриарху: Алексий
I четырежды награждался орденами
Советско- го государства. Он скончался
в 1970 году на 93-м году жизни.Несмотря
на такую обстановку, в стране в 50-е
годы росло количество людей, соблюдавших
религиозные обряды: в 1959 году каждый
третий ребёнок в РСФСР был
крещён, за 50-е годы доходы Церкви выросли
в 4 раза, увелчивались конкурсы в семинарии,
миллионы людей посещали немного-пенные
храмы в дни великих праздников,
издаваемые Библии раскупались мнгновенно,
росло число паломников в Троице
- Сергееву Лавру. С 1971 года Церковь
возглавлял патриарх Пимен (Извеков). К
тому времени крайние проявления
жесткого курса в отношении Церкви
были заметно ослаблены, ее организационное
положение стабилизировалась. С
начала 80-х годов Церковь использовала
развернувшуюся подготовку к 900-летию
Крещения Руси для расширения форм
деятельности и более значимого
участия в общественных и духовных
процессах, происходив-в СССР накануне
начала "перестройки". По мере нарастания
кризи-коммунистической идеологии
и её институтов, в обществе нарастал
интерес к Православию. Юбилейные
торжества 1988 года напоминали общенародное
празднование. Год стал переломным во
взаимоотношениях Церкви с государством
- стали возвращать храмы приходам, открывать
монастыри и духовные школы. Волна индивидуальных
крещений детей и взрослых была столь
велика, что церковные авторы заговорили
"о втором решении".
В 1990 голу, после кончины
Пимена, Русскую Православную Церковь
возглавил патриарх Алексий II (Ридигер).
Принят новый Устав (порядок управления)
Церкви. Регулярно проводятся Архиерейские
соборы, усилилось выборное начало
на приходском и епархиальном уровне.
Патриарх Алексий II активно посещает
духовные центры России. В Церковь
прихо-дят новые поколения россиян.
Однако перед ней встал
и ряд новых и сложных проблем
: как укрепить ве-ру, чтоб она не
стала лишь модой; как возродить
в полной мере все формы со-циального
служения Церкви и катехизации
населения; как урегулировать
сложные отношения с зарубежной
Русской Церковью; как сохранить
единство церковной организации
после распада СССР; как укрепить
кадры при одновре-менном открытии
тысяч новых приходов (в 1994 - более
10 тысяч); как возро-дить былую славу
монастырей (их более 200); как остановить
религиозную экспансию в Россию
протестантских и католических проповедников;
как из-жить инерцию застоя в
рядах духовенства и другие.