Саудовская Аравия. Государство и общество во второй половине XX – нач. XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

Саудовская Аравия или Королевство Саудовская Аравия — крупнейшее государство на Аравийском полуострове. Граничит с Иорданией на севере, Ираком, Катаром, Кувейтом и Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом и Йеменом на юге. Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем на западе. Площадь - 2 149 690 км².
Датой начала существования государства принято считать 23 сентября 1932 года, когда Неджд и Хиджаз были объединены в одно образование, названное Королевство Саудовская Аравия. Абдель Азиз Ибн Сауд, возглавивший движение за объединение, стал первым монархом страны.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Саудовская Аравия при наследниках Абд аль-Азиза Ибн Сауда. Политическая система государства. 6

Глава II. Общество Саудовской Аравии во второй половине XX—начале XXI в. Демографическая ситуация в Королевстве. 16

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

саудовская реферат 2.docx

— 63.38 Кб (Скачать)

В 1970 г. правительственная программа  «Политика в области образования» определила в качестве основной задачи образования «обязанность познакомить человека с Аллахом и его религией и привести его поведение в соответствие с учением религии, удовлетворением нужд общества». Но требования консервативных улемов уже не принимались безусловно всеми социальными слоями. Вызванное объективными потребностями капиталистического развития бурное расширение образования бумерангом било по правящим классам, одной из основ власти которых было невежество народных масс. Рост культурного уровня, гуманитарных и технических знаний жителей Саудовской Аравии порождал увеличение общественно-политических запросов, особенно в условиях, когда учащались поездки многих саудовцев за границу, распространялись транзисторные приемники и телевизоры.

В исследуемый период произошло ещё одно важнейшее в истории страны событие. Речь об отмене рабства в Саудовской Аравии в 1962 г., правда, под давлением извне, а не изнутри, хотя в стране и раздавались требования ликвидировать этот позорный общественный институт. Фактически рабство сохранилось в Саудовской Аравии и после его отмены, но не в качестве отдельного уклада, а в виде нелегального удержания рабов и наложниц в семьях знати. И после освобождения рабы не стали равноправными гражданами Саудовской Аравии, общество которой сохраняло черты кастовости. Правда, как и раньше, в отдельных случаях они могли подниматься высоко по лестнице чиновничьей иерархии

Множество групп населения оставались вне общества, не имели политических прав. Так можно сказать про социальный статус иммигрантов, вольноотпущенников, «низших» племен, шиитов. Кстати, нехватка собственных рабочих рук в Саудовской Аравии вызывалась еще и тем, что сохранялись жесткие ограничения на женский труд. Положение женщин в обществе определялось шариатом в его самой бескомпромиссной форме, и улемы, уступая в других областях, навязывали в этом вопросе свое мнение властям. Однако, здесь на протяжение исследуемого периода происходили некоторые изменения.

К началу 70-х годов появились  училища медицинских сестер в  Эр-Рияде, Джидде и Хуфуфе. Все больше девочек посещали школы. За 60-е годы в 17 центрах развития сельских общин 5700 женщин прошли курсы по ликвидации неграмотности и подготовке хозяек или познакомились с какими-то ремеслами. Главный принцип состоял в том, чтобы направить женщин в те области и профессии, где они будут общаться почти исключительно с представителями своего пола.

До начала 1960-х большинство населения  составляли кочевники и полукочевники. Благодаря стремительному экономическому росту доля городского населения  возросла с 23,6% (1970) до 80% (2003). В конце 1990-х около 95% населения перешли на оседлый образ жизни. Большая часть населения сосредоточена в оазисах и городах16.

Небывалое присутствие на родине ислама сотен тысяч иноверцев (включая женщин) вызвало далеко идущие последствия. Все 1990-е гг. наблюдалась крайняя поляризация общества. С одной стороны, новые, возникшие в результате постнефтяной трансформации общества, группы населения (промышленная буржуазия, интеллигенция, студенты) потребовали демократических свобод, введения конституции, ослабления наиболее стеснительных религиозных и бытовых ограничений. С другой стороны, ваххабитские улемы и ведомые ими традиционалисты начали наступление на вестернизацию режима и либеральные круги. Последних они называли отступниками и практически подстрекали к их уничтожению. «Неверные» должны были расплачиваться за размыв устоев страны. Не в первый раз между двух огней оказалось правительство. Каждая из сторон пыталась заручиться поддержкой короля и в то же время не скупилась на критику. «В той политической ситуации Фахд предпочел не экспериментировать и объявил себя приверженцем довоенных консервативных порядков. В частности, он отменил разрешение на открытие в городах кинотеатров, потому что верхушка богословия пригрозила покинуть страну, если в ней появится «хотя бы один дом дьявола (т.е. кинотеатр)». Два основных течения в общественной жизни королевства — исламских (ваххабитских) фундаменталистов и прозападных либералов — усиливали на протяжении 90-х годов свою критику власти и свои притязания влиять на власть».

Что касается сегодняшней ситуации, можно сказать, что Саудовская Аравия в 2000-е гг. превратилась в самую населенную страну Аравийского полуострова. Согласно оценке экспертов ООН (UN`s Population Division), в королевстве в 2010 г. проживало 27,7 млн. чел. Среднегодовые темпы роста численности населения Саудовской Аравии в течение последних четырех десятилетий являлись одними из самых высоких в мире и составляли 4%. Прогнозируется, что, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению рождаемости в этой стране, к 2050 г. число ее жителей увеличится до 45 млн. чел17. Это означает, что руководству королевства предстоит обеспечить рабочие места растущему числу молодых саудовцев (как мужчин, так и женщин), а работающим гражданам – достойное существование в старости. Даже для Саудовской Аравии с ее огромными нефтяными ресурсами это непростая задача.

Актуальна по сей день проблема мигрантов и связанной с этим безработицей местного населения. Начиная с конца 1970-х гг., в стране в рамках политики «саудизации» делались попытки установить ограничения на наём мигрантов, чтобы осуществить постепенный переход с иностранной на национальную рабочую силу. Однако пока они оказались малоэффективны.

Политические беспорядки в арабских странах, в т.ч. и в самой Саудовской Аравии, заставили правительство активизировать усилия по расширению занятости местного населения. С этой целью Министерство труда в июне 2011 г. ввело в действие систему Nitagat, которая предусматривает штрафные санкции против частных фирм, нанимающих иностранных работников свыше установленных квот. Поскольку на мигрантов приходится до 90% рабочей силы частного сектора Саудовской Аравии18, то некоторые аналитики опасаются, что применение данной системы может привести к прекращению деятельности значительного числа малых и средних предприятий.

Подобная ситуация на саудовском рынке  труда во многом обусловлена сложившейся  в стране системой образования, которая  не отвечает современным требованиям  экономического развития королевства  и не способствует решению такой  острой социальной проблемы как высокий  уровень безработицы среди молодежи19.

 

Заключение.

В реферате рассмотрено правление  пяти наследников первого короля Саудовской Аравии — Сауда (1953-1964), Фейсала (1964-1975), Халида (1975-1982), Фахда (1982-2005) Абдаллы  (с 2005). Каждого из этих политических деятелей можно отнести к консерваторам и традиционалистам, однако под действием вызовов времени, изменения экономической и внешнеполитической конъюнктур, им приходилось проводить необходимые внутриполитические преобразования (отмена рабства, принятие трудового законодательства, легализация таких проявлений западной культуры, как телевидение и радио, реформирование статуса женщины в обществе).

В 2003 г. в Саудовской Аравии были созданы  две правозащитные организации, а в 2005 г. впервые были проведены  выборы в местные органы власти. Несмотря на проведенные реформы, Саудовская Аравия является одной из наиболее закрытых и консервативных стран мира. Вся полнота власти находится в руках короля, он же является духовным лидером страны. Власть его ограничена лишь нормами шариата. Это делает Саудовскую Аравию наряду с Ватиканом единственной абсолютной теократической монархией в мире. Борьба за власть, что продемонстрировали события конца 50-х — начала 60-х годов, может иметь место лишь внутри клана Саудитов. Среди рассмотренных монархов были как более, так и менее талантливые политические деятели, но их объединяет одно: практически каждому приходилось сталкиваться с проблемой внутриклановой борьбы за власть. Правда, эти разногласия, не добавляя, впрочем, устойчивости политической системе, не грозят ей крахом, так как власть королей-наследников Ибн Сауда, как уже упоминалось, не ставится под вопрос.

Социальная стабильность, а вместе с ней и спокойная ситуация внутри правящей верхушки, напрямую связана  с материальным благополучием страны, которое, в свою очередь, непосредственно  зависит от нефтяных доходов. Это  проиллюстрировал рост оппозиционных  настроений в обществе начале 1980-х  годов (период падения цен на нефть, экономического спада).

В целом, говоря о традиционной культуре саудовского общества, отягощенного средневековыми представлениями мусульманской  религии и племенной психологии, следует подчеркнуть его незначительный социальный динамизм. Официальные власти пытаются законсервировать отживающие нормы, препятствуют проникновению  новых идей, представляющих, по их мнению, опасность для устоев теократического  режима. Традиционная (основанная на исламе в его ваххабитском варианте) культура саудовского общества испытывает мощное западное влияние, как и весь облик королевства.

«Широкие автострады и небоскребы, построенные лучшими архитекторами западного мира; цветное телевидение и здания университетов с облицованными керамикой фасадами; миллионы тонн «черного золота» и супертанкеры контрастируют с призывами к молитве, пятикратно в день повторяемыми пронзительным голосом муэдзина, с закутанными в черные покрывала женщинами; публичными казнями на городских площадях и строжайшим запретом на деятельность политических партий и профсоюзных организаций»20.

 Саудовская Аравия, вступая в XXI в., остается крайне своеобразной страной и по своему укладу, и по образу жизни большинства граждан, и по общественно-политическому устройству.

 

Список использованной литературы.

  1. Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 — конец XX в.) / А.М. Васильев. — М.: Классика плюс, 1999. — 672 с.
  2. Георгиев, А. Г. Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития / А.Г. Георгиев, В.В. Озолинг. — М.: Наука, 1983. — 224 с.
  3. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран / В.Б. Луцкий. — М.: Наука, 1966. — 371.
  4. Прошин Н. И. Саудовская Аравия: историко-экономический очерк /Н.И. Прошин. —  М.: Наука, 1964. — 301 с.
  5. Раковский,С.Н. Население мира в конце XX — начале XXI веков. Социально-географические показатели //География в школе.  — М: №2. — 2003.
  6. Симмонс М.Р. Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики. /М.Р. Симмонс. — М.2007. — 496 с.

1 Симмонс М.Р. Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики.— М.2007. — С. 31.

2 Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 — конец XX в.) — М.: Классика плюс, 1999. — С.401.

3 Прошин Н. И. Саудовская Аравия: историко-экономический очерк . — М.: Наука, 1964. С. 245.

4 Васильев А. М. История Саудовской Аравии. — С.412.

5 См. об этом 2. Георгиев, А. Г. Озолинг А.В. Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития М.: Наука, 1983. — С. 189.

6 Васильев А. М. История Саудовской Аравии. — С. 460.

7 См. об этом: Васильев А. М. История Саудовской Аравии. — С. 481.

8 Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. — С. 321.

9 Георгиев, А. Г. Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. — 201.

10 Раковский,С.Н. Население мира в конце XX — начале XXI веков. Социально-географические показатели //География в школе.  — М: №2. — 2003. — С.34.

11 Васильев А. М. История Саудовской Аравии — С. 629.

12 Васильев А. М. История Саудовской Аравии. — С. 510.

13 Симмонс М.Р. Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики. С. 310.

14 Симмонс М.Р. Закат арабской нефти. Будущее мировой экономики. С. 540.

15 Васильев А. М. История Саудовской Аравии. С. 546.

16 5. Раковский,С.Н. Население мира в конце XX — начале XXI веков. Социально-географические показатели //География в школе.  — М: №2. — С. 43.

17 Раковский,С.Н. Население мира в конце XX — начале XXI веков. Социально-географические показатели //География в школе.  — М: №2. С. 45.

18 Там же.

19 Там же, С. 46.

20 Васильев А. М. История Саудовской Аравии. С. 662.

 


Информация о работе Саудовская Аравия. Государство и общество во второй половине XX – нач. XXI века