Саудовская Аравия. Государство и общество во второй половине XX – нач. XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

Саудовская Аравия или Королевство Саудовская Аравия — крупнейшее государство на Аравийском полуострове. Граничит с Иорданией на севере, Ираком, Катаром, Кувейтом и Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом и Йеменом на юге. Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем на западе. Площадь - 2 149 690 км².
Датой начала существования государства принято считать 23 сентября 1932 года, когда Неджд и Хиджаз были объединены в одно образование, названное Королевство Саудовская Аравия. Абдель Азиз Ибн Сауд, возглавивший движение за объединение, стал первым монархом страны.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Саудовская Аравия при наследниках Абд аль-Азиза Ибн Сауда. Политическая система государства. 6

Глава II. Общество Саудовской Аравии во второй половине XX—начале XXI в. Демографическая ситуация в Королевстве. 16

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

саудовская реферат 2.docx

— 63.38 Кб (Скачать)

После смерти Фейсала к власти пришёл Халид, ставший одновременно и главой кабинета министров. Внешнюю и внутреннюю политику государства из-за слабого здоровья Халида стал определять назначенный первым заместителем премьер-министра наследный принц Фахд. Третьим лицом в королевстве стал командующий Национальной гвардией принц Абдалла ибн Абд аль-Азиз. При Халиде (1964-1982) не было проведено значимых преобразований, однако в годы его правления наметился всплеск оппозиционных настроений.

Бурный экономический рост обусловил  обострение проблемы рабочей силы, которая решалась с помощью мигрантов-гастарбайтеров. Тяжелые условия труда, противоречие новых реалий жизни традиционным устоям, несправедливое распределение национального дохода служили поводами социальной напряжённости в годы правления Халида. 1975 г. в Саудовской Аравии появилась новая оппозиционная сила – Коммунистическая партия, традиционно выражавшая интересы рабочих, крестьян, и демократически настроенной интеллигенции. В августе 1979 г. саудовские спецслужбы узнали, что секретные коммунистические ячейки существуют даже в армии7. Вновь были усилены меры безопасности, прошла волна арестов. Также имели место антиправительственные выступления в Хиджазе. К повстанцам примкнули бедуины из некоторых племен, чья исконная территория была захвачена Саудитами, и группа военных. 20 ноября 1979 г., в первый день XV века хиджры, повстанцы захватили крупнейшую мечеть Мекки Аль-Харам. Руководил повстанцами религиозный фанатик Мухаммед аль-Кахтани по прозвищу "Махди". Он возглавлял "Движение мусульманских революционеров Аравийского полуострова" — оппозиционную организацию, выступавшую за «очищение ислама», проклинавшую западную цивилизацию и осуждавшую продажное правительство. Террористы требовали отставки ряда министров со своих постов, на что королевская семья не могла пойти. Саудовские власти попытались подавить мятеж силой. Боевики сопротивлялись около двух недель; за это время погибло, по неофициальным данным, несколько сот человек. Террористы все же были схвачены, а их главари казнены.

Одновременно с хиджазцами взволновались шииты — религиозное меньшинство, проживающее в стратегически важном районе нефтепромыслов. «Официальное духовенство считало шиизм ересью и подвергало его последователей гонениям»8. Демонстрации в Восточной провинции также были разогнаны силой. Следствием этих волнений стала отставка ряда высокопоставленных военных и чиновников.

При Фахде (1982 — 2005), сменившем в 1982 году умершего от болезни Халида, Саудовская Аравия продолжала тесно сотрудничать с США: Америка оставалась основным импортером саудовской нефти и поставщиком оружия для королевства; вклады саудовских принцев хранились в американских банках; саудовские студенты учились в американских ВУЗах. Во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. Саудовская Аравия служила плацдармом для вооруженных сил антииракской коалиции. По окончании войны были восстановлены дипломатические отношения между Саудовской Аравией и СССР, прерванные в 1938.

Фахд в целом продолжил осторожную политику, которую он проводил при Халиде, но все же был вынужден пойти на некоторые либеральные реформы. Так еще при жизни Халида он объявил о начале работы над созданием Основного закона. В 1992 г. Фахд впервые решился на крупные реформы. Он издал Основной закон правительства (не путать с Конституцией, коей для Саудовской Аравии является Коран), утвердивший существующую структуру власти. Государство обязывалось защищать исламскую религию и своих граждан. Король был провозглашен главой правительства, верховным главнокомандующим. Судебная власть была провозглашена независимой: ее решениям должен был подчиняться даже король. Был определен порядок функционирования Консультативного совета (Маджлис аль-Шура).

Здесь мы можем видеть сильное влияние нефтяного фактора, о котором говорилось выше. Начавшееся в 1981 г. снижение мирового спроса цен на нефть привело к сокращению добычи саудовской нефти с 9 млн баррелей в день в рекордном 1980 г. до 2,3 млн баррелей в 1985 г.9 , экономический спад, определяемый в королевстве как кризис, привел к обострению многих внутриполитических, социальных и этноконфессиональных противоречий, сглаживаемых до этого предшествующей волной преуспевания. Изменение экономической конъюнктуры, необходимость трансформации страны в так называемый постнефтяной период привели к активным (особенно для традиционалистского саудовского правительства) преобразованиям, имевшим место при короле Фахде.

В 2005 году после смерти Фахда королём стал Абдалла (правит по сегодняшний день). Особое внимание Абдалла уделяет развитию образования. Был построен названный в его честь Университет Науки и Технологий, запущена специальная правительственная программа выплаты стипендий молодым юношам и девушкам, желающим получить образование за рубежом. Впервые в истории страны пост в правительстве заняла женщина: в 2009 г. Нора бинт Абдалла аль-Файез была назначена заместителем министра образования по вопросам обучения девушек, а принцесса Джаухара бинт Фахд была назначена ректором Женского университета Эр-Рияда10.

Внешняя политика Абдаллы направлена на сближение с христианскими странами. В 2007 г. король посети Ватикан, где впервые в истории встретился с папой Бенедиктом XVI. В июле в 2008 г. по инициативе правительств Саудовской Аравии и Испании была проведена беспрецедентная встреча представителей разных конфессий.

Сейчас, однако, в прессе ходят слухи  о слабом здоровье монарха и спорах о назначении преемника, которые, впрочем, подтверждаются опубликованными сведениями о перенесённой королём операции.

За десятилетия, прошедшие с  момента образования Королевства, государственный механизм Саудовской Аравии вырос и модернизировался. Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Базовым правительственным документом, принятым в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абд аль-Азиза. Закон основан на исламском праве.

Главой государства является король. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. В то же время он должен учитывать интерес наиболее влиятельных слоев общества: семейного клана Саудитов, видных улемов, шейхов племен, представителей новых социальных слоев, связанных с современным сектором в экономике, бюрократическим аппаратом, вооруженными силами. Правительство страны формируется в основном из членов королевской семьи. При нем имеется Консультативный совет, состоящий из 50—70 членов, назначаемых королем. Однако самые важные решения по текущим делам принимает небольшая группа лиц ближайшего окружения короля, как правило, связанная близкими родственными узами. Члены королевской семьи заняли ключевые позиции в саудовском бизнесе, многие из них получили образование на Западе, составив группу так называемых «королевских технократов».

Исполнительная власть в виде Совета министров состоит из премьер-министра, первого премьер-министра и двадцати министров. Все министерские портфели распределены между родственниками короля и назначаются им самим.

Законодательная власть представлена в виде некоего подобия парламента — Консультативной ассамблеи (Меджлис  аш-Шура). Все 150 членов (исключительно мужчин) Консультативной ассамблеи назначаются королем на четырёхлетний срок. Политические партии находятся под запретом, некоторые действуют в подполье. Даже органы местной власти до 2005 года в стране не избирались, а назначались. В 2005 власти приняли решение провести первые более чем за 30 лет муниципальные выборы11. От участия в голосовании отстранены женщины, а также военнослужащие. К тому же избирался не весь состав местных советов, а только половина. Другая половина по-прежнему назначается правительством.

Судебная власть представляет собой  систему религиозных судов, где  судьи назначаются королем по представлению Верховного судебного  совета. Верховный судебный совет  в свою очередь состоит из 12 человек, также назначаемых королем. Законом  гарантируется независимость суда. Король же выступает в роли высшей судебной инстанции с правом амнистировать.

Законом запрещены устные или письменные обсуждения существующего политического  строя. В стране строго запрещены употребление и оборот алкоголя и наркотиков. За воровство полагается отсечение кисти. Внебрачные половые отношения караются плетьми. За убийство и некоторые другие преступления полагается смертная казнь. Однако стоит отметить, что применение всех мер наказания возможно только при соблюдении многих условий. В частности, вор может быть наказан, только если есть, как минимум, два свидетеля, воочию видевших преступление (и в их честности нет сомнений). Также если будет установлено, что совершивший воровство сделал это в случае крайней необходимости (голод и т. п.), то это также является оправданием.

 

Глава II. Общество Саудовской Аравии во второй половине XX—начале XXI в. Демографическая ситуация в Королевстве.

Рыночная капиталистическая экономика, появление которой, опять же, было спровоцировано и ускорено становлением нефтедобывающей промышленности, наложилась на традиционное феодально-племенное общество, которое не было готово к преобразованиям, не имело для них ни кадров, ни государственных и общественных институтов, ни соответствующей правовой системы. В Саудовской Аравии при сохранении одного из самых архаичных режимов на земном шаре (рабство существовало до 1962 года, по сей день имеются кочевники-бедуины) стала происходить болезненная ломка экономики, общественных отношений, права, социальной психологии.

В конце 40-х — начале 50-х годов  в Саудовской Аравии появились первые признаки того, что на политическую арену начали выходить совершенно новые  для страны общественные силы, развиваться  невиданные ранее социальные конфликты. Впервые со своими требованиями выступил молодой рабочий класс.

Малочисленность людских ресурсов, наличие традиционных укладов, и  прежде всего кочевников, заставила  в огромных количествах привлекать иностранную рабочую силу, как отмечалось выше. «На основе саудовцев удалось сформировать лишь наиболее привилегированные отряды нефтяников. Во всех остальных областях производства рабочие места занимали арабы из более бедных арабских стран, пакистанцы, индонезийцы и т.д. Разумеется, они не могли претендовать на гражданство и не пользовались многочисленными привилегиями местных жителей»12. Таким образом, наличие огромного количества иностранцев в стране способствовало и продолжает способствовать решению экономических проблем, но создает социально-политические проблемы.

Вторая половина XX века в Саудовской Аравии отмечена зарождением рабочего движения. Первая забастовка рабочих АРАМКО (арабо-американской компании), в основном иностранцев, была проведена в 1945 г. «Администрация компании пошла на временные уступки, в частности гарантировала 8,5-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе и ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск. Но затем иностранцы-участники стачки были высланы»13. В конце 40-х годов на нефтепромыслах произошли новые волнения рабочих. В 1952 г. рабочие АРАМКО создали комитет, который стал выполнять функции профсоюза, и в следующем, 1953 г. перешли к решительным действиям. Они потребовали гарантировать права профсоюзов, повысить заработную плату, прекратить расовую дискриминацию, предоставить рабочим новое жилье, оплачивать транспортные расходы, вести в школах преподавание на арабском языке. Администрация АРАМКО отказалась выполнить эти требования, ее фактически поддержала специальная королевская комиссия, созданная принцем Саудом (тогда еще наследником престола), а 12 членов рабочего комитета были арестованы. Их отношение к американцам (совладельцам компаний), их богатству, их образу жизни было отрицательным, враждебным.

В 1956 г., когда под воздействием революционных событий в Египте усиливалось антиимпериалистическое движение в арабских странах, короля Сауда, приехавшего в Дахран (промышленная восточная провинция), встретила массовая демонстрация под антиимпериалистическими лозунгами, участники которой требовали ликвидировать американскую базу. Королю были переданы требования рабочих: официально признать комитет, избранный ими, увеличить надбавки к зарплате на дороговизну, повысить заработную плату, сократить рабочий день, прекратить произвольные увольнения, предоставить одинаковые условия для местных и американских рабочих, ликвидировать расовую дискриминацию, издать закон, гарантирующий права и защищающий человеческое достоинство рабочих АРАМКО. Против рабочих были брошены бедуины из ихванских хиджр, личная гвардия эмира Восточной провинции, состоявшая из рабов и вольноотпущенников. Сотни человек были арестованы, подвергнуты пыткам, заключены в тюрьмы на различные сроки, высланы из страны. Рабочие волнения 1956 г, были последними крупными выступлениями саудовского пролетариата в 50—70-е годы. В 60-е годы рост заработной платы с одной стороны и систематические репрессии — с другой ослабили остроту трудовых конфликтов. «Однако недовольство рабочих, а также критика режима за рубежом вынудили правительство внести изменения в трудовое законодательство. Увеличение нефтяных доходов и экономический бум позволили властям и предпринимателям согласиться на некоторые дополнительные льготы для рабочих»14.

В 1970-е годы, когда доходы от экспорта нефти достигли пика, непосредственное воздействие на аравийское общество, опять-таки, оказала АРАМКО. Она возводила современные поселки и города, создавала вспомогательные службы и мастерские с участием иностранного капитала, строила сеть дорог. Все эти перемены, означавшие прогресс экономики и социального развития королевства, были вызваны не филантропическими целями, а необходимостью создать условия для нормального функционирования, лежащего в основе американского капитала и эксплуатации ресурсов страны.

Ещё одной характерной чертой начала трансформационного периода было то, что потребность в специалистах вынуждала правительство открывать светские школы и посылать учащихся, как правило, из состоятельных семей, за границу. Под влиянием улемов, обеспокоенных отходом части молодежи от ваххабитских норм, король Сауд издал в 1954 г. специальный указ, в котором отмечалось, что молодежь интересуется светскими вопросами больше, чем религиозными, не изучает Коран. С целью поощрения религиозных чувств указ учреждал денежное вознаграждение в 2 тыс. риалов каждому, кто выучит Коран наизусть. Опасаясь, что развитие светского образования и учеба за границей приведут к появлению в стране «подрывных идей», правительство решило запретить обучение за границей15. В апреле 1955 г. король издал декрет об отзыве на родину из-за границы всех саудовских учащихся под угрозой лишения их саудовского гражданства. Декрет не распространялся на студентов высших учебных заведений, изучавших инженерное дело, право и медицин. Это решение настолько противоречило потребностям страны, что в следующие годы оно на практике потеряло силу. Это пример очень ярко иллюстрирует столкновение новых реалий и консерватизма, традиционализма правительства саудитов, находящегося под сильным влиянием улемов-ваххабитов.

Информация о работе Саудовская Аравия. Государство и общество во второй половине XX – нач. XXI века