Сан-Францисский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется несколькими аспектами. Во-первых, изучение данной темы позволяет рассмотреть методы ведения дипломатии в годы Холодной войны.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Организации международного контроля над оккупационным режимом в Японии, их роль в осуществлении оккупационной политики 7
Глава 2 Этапы развития проблемы заключения мирного договора с Японией в советско-американских отношениях 9
§ 2.1 Инициативы по заключению мирного договора с Японией в 1947 году 9
§ 2.2 Вопрос мирного урегулирования с Японией в 1949-1950 годах 12
§ 2.3 Ускорение процесса разработки мирного договора с Японией и выработка окончательного варианта договора 16
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

default.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

Китайская революция означала для США потерю своего самого крупного потенциального союзника на Дальнем  Востоке. Необходимо было искать нового равноценного по мощи союзника для  восстановления политического равновесия на международной арене. Таковым  могла стать только Япония. Мирный договор с Японией в конце 40-х годов не мыслился американскими политиками в отрыве от других договоренностей, призванных образовать правовую базу для американского присутствия в Восточной Азии. Япония как единственная индустриальная страна Азии считалась вероятным объектом советских посягательств, кроме того, американские должностные лица считали ее важным звеном, северным устоем островного периметра обороны США вдоль континентальной Азии.20

После образования в 1949 году Китайской Народной Республики государственный  секретарь  США Д. Ачесон в январе 1950 года открыто призвал  "восстановить Японию, как один из основных барьеров против коммунизма в Азии"21

Американское правительство  полагало, что оккупированная Япония не может по-настоящему полноценно выполнять союзническую роль. Оно  считало более приемлемым предоставить ей независимость и дать возможность  стать добровольным союзником США  на Дальнем Востоке. В.Д. Петров оценивает цели США как "для того, чтобы заставить Японию активно участвовать в агрессивных замыслах американского командования"22 в духе советской историографии. Также он отмечает, что "мирный договор был необходим и для того, чтобы ослабить народное движение за вывод американских войск из Японии"23 

Отказавшись обсудить вопрос о японском мирном договоре в СМИД, как предлагал СССР, правительство  США решило заключить мирный договор, если потребуется и без Москвы. Официальное заявление об этом последовало  осенью 1949 года после встречи (13-17 сентября 1949 года) американского государственного секретаря Д. Ачесона с английским министром иностранных дел Э. Бевином. В совместном заявлении  они указали, что США и Англия пришли к единому мнению о необходимости  в кратчайшие сроки приступить к  составлению мирного договора с  Японией. Обе страны были готовы обсуждать проект договора и в том случае, если Советский Союз не примет в нем участия.24

1 декабря года было  опубликовано заявление госдепартамента  США о том, что правительства  США и Англии изучают проект  мирного договора с Японией.  Спустя несколько дней начальник  отдела Северо-Восточной Азии  госдепартамента подчеркнул, что  оккупационная политика в Японии  вступила в новую, третью фазу  и страна готова к принятию  мирного договора.

В противовес намерениям США  заключить мирный договор, который  в Москве рассматривался, как сепаратный, и военное соглашение с Японией  советское правительство 6 ноября 1949 года вновь предложило заключить  всесторонний мирный договор, выработав  его на конференции Великих держав, включая КНР.

5 января 1950 года в Японию  прибыла комиссия по изучению  дальневосточных проблем, возглавляемая  американским послом Ф. Джессепом.  При встрече с Макартуром обсуждался  вопрос о мирном договоре в  различных аспектах, в том числе  и о возможности его заключения  без участия СССР.

На происходившей в  феврале 1950 года в Бангкоке конференции американских дипломатических представителе й на Дальнем Востоке также обсуждался вопрос о мирном договоре с Японией. Зная о сопротивлении советского правительства вовлечению Японии в военную стратегию США, вуководитель дипломатической секции штаба Макартура П. Себолд, присутсвовавший на этой конференции, выступал за "очень решительный маневр, а именно за заключение сепаратного мира с Японией без участия России"25

 

§ 2.3 Ускорение процесса разработки мирного договора с Японией и выработка окончательного варианта договора.

До середины 1950 года процесс  обсуждения мирного урегулирования с Японией шел в умеренном темпе. С началом в конце июня Корейской войны американское правительство стало форсировать вопрос о мирном договоре, стараясь как можно быстрее включить Японию в свой лагерь

В июне 1950 года советский  представитель покинул Дальневосточную  комиссию, как раз перед началом  северокорейского вторжения в Южную  Корею. Г.Фейс полагает, что страх  перед союзом США и Японии дополнительно  способствовал советской поддержке Ким Ир Сена. Через территории, находящиеся под контролем коммунистов (Китай, Северная Корея), и, сотрудничая с КПЯ, Москва хотела постепенно подорвать влияние США в Японии.26

Взаимное раздражение  между СССР и США, в годы корейской  войны переросшее во враждебность, утвердило американскую администрацию  во мнении об уместности решений о  региональном устройстве, принятых без  участия СССР. Процесс нормализации отношений с Японией был главным  звеном в цепи усилий, призванных восполнить «потерю Китая». Хотя полностью это  было вряд ли возможно, новая Япония могла стать важным партнером  США. Поворот к партнерству с  Японией был концептуально значимым. О ялтинском порядке применительно  к региону после 1951 г. можно говорить условно, так как в том виде, как он обсуждался в Ялте в 1945 г., этот порядок базировался на идее «сильного Китая», а Сан-Францисский  порядок, каким он оказался на самом  деле, строился вокруг неугрожающей, подконтрольной в военном отношении и экономически сильной Японии.27

Таким образом, вопрос о сепаратном мирном договоре перешел в стадию конкретной разработки, руководить которой  был назначен видный деятель республиканской  партии США, советник госдепартамента  Джон Фостер Даллес.

9 сентября 1950 года помощник  заместителя государственного секретаря  опубликовал "11 принципов" программы  дальневосточной политики США,  где указывалось, что "настало  время приступить к разрешению  вопроса о мирном договоре  для Японии". 14 сентября 1950 года  президент США Трумэн заявил  прессе, что им дано указания  госдепартаменту начать неофициальные  переговоры с правительствами,  представленными в Дальневосточной  комиссии, относительно подготовки  мирного договора с Японией.

В сентябре 1950 года правительство  США, не спросив согласия других великих  держав, начало переговоры с представителями  стран – членов Дальневосточной  комиссии, присутствовавшими на пятой  сессии Генеральной Ассамблеи ООН  в Нью-Йорке. Вслед за этим США  направили специальную миссию в Англию, Францию и ряд азиатских и тихоокеанских стран с целью проведения формальных консультаций о составлении мирного договора с Японией.

Однако, поскольку США  не признавали законности правительства  КНР, то от подготовки договора была отстранена страна, понесшая наибольший урон от японской агрессии. Заключительным этапом должен был стать созыв международной  конференции, но не для обсуждения, а только для подписания согласованного предварительно мирного договора. Тем  самым правительство США старалось  до предела сократить возможности  Советского Союза оказывать влияние  на его содержание.28

Вопрос о договоре с  Японией обсуждался во время переговоров  Трумэна и Макартура на острове  Уэйк в октябре 1950 года. Президент  спросил мнения генерала относительно мирного договора с Японией без  участия  СССР и Китая. "Я хотел  бы немедленно, - ответил Макартур, - созвать конференцию и пригласить их (СССР и КНР). Если они не примут приглашение, идите дальше. После  того, как договор будет подготовлен, сообщите им проект договора, и, если они  не подпишут его, продвигайте дальше вопрос с договором".

Выработанные госдепартаментом общие принципы мирного договора с Японией в виде специального меморандума правительства США  были разосланы в октябре 1950 года странам – членам Дальневосточной  комиссии. 26 октября 1950 года меморандум был вручен Даллесом советскому представителю  в Совете Безопасности Я.А. Малику.

В меморандуме указывалось, что участниками договора должны быть все нации, находящиеся в состоянии войны с Японией. Относительно территориального вопроса в меморандуме говорилось, что Япония: а) признает независимость Кореи; б) согласится на опеку ООН и США в качестве управляющей власти над островами Рюкю и Бонин; в) примет будущее решение Соединенного Королевства, СССР, Китая и США в отношении статуса Формозы, Пескадорских островов, Южного Сахалина и Курильских островов. В случае, если никакого решения не будет принято в течение одного года с момента вступления договора в силу, решать будет Генеральная Ассамблея. Будет провозглашено об отказе от специальных прав и интересов в Китае. Предусматривалось также, что Япония будет принята в ООН. Меморандум фиксировал военные обязательства США по обеспечению безопасности Японии. Предусматривалось присоединение Японии к международным договорам о наркотиках и рыбкой ловле, возобновление по взаимному согласию двусторонних довоенных договоров, представление Японии до заключения новых торговых соглашений режима наибольшего благоприятствования.

Таким образом, в территориальном  вопросе США не намеревались признавать Тайвань и острова Пэнхуледао за КНР, оставляли статус Южного Сахалина и Курильских островов неопределенным, зато предусматривали безусловное  изъятие из-под суверенитета Японии островов Рюкю и Бонин. Также в  меморандуме был обойден вопрос о выводе из Японии оккупационных  войск.

Этот проект мирного договора не отвечал на многие вопросы и  не устраивал СССР. 20 ноября 1950 года Я.А. Малик вручил Даллесу памятную записку, где был выдвинут ряд вопросов относительно американского меморандума: о том, какие страны должны были подписать мирный договор с Японией, о статусе Тайваня, островов Пэнхуледао, Южного Сахалина и Курильских островов, а также островов Рюкю и Бонин, сроке вывода американских оккупационных войск, предполагается ли создание японских вооруженных сил и сохранение американских военных баз.

В записке Даллеса от 27 ноября 1950 года большинство вопросов оставлены без ответа. Утверждалось, что каирские, ялтинские и потсдамские соглашения "подлежат окончательному мирному урегулированию, где должны быть рассмотрены обстоятельства всех этих проблем". Подтвердив намерения США оставить за собой контроль над островами Рюкю и Бонин, Даллес признал также вероятность того, что американские войска будут оставлены на японской территории.

Неудача зимнего наступления  американских войск в Корее подхлестнула американскую дипломатию. Под её нажимом 9 января 1951 года конференция премьер-министров  стран Британского содружества  наций приняла резолюцию о  скорейшем заключении  "великодушного  мира" с Японией.

По поручению Трумэна  Даллес совершил поездку в Японию, на Филиппины, в Австралию и Новую  Зеландию.

Правительство США 29 марта 1951 года разослало свой предварительный  проект мирного договора с Японией  членам Дальневосточной комиссии. В  проекте наиболее важными и спорными, по мнению В.П. Сафронова, были вопросы, касавшиеся послевоенной территории Японии, обеспечения безопасности, а также  японской собственности на других территориях. Этот американский проект29 свидетельствовал о том, что США под давлением требований советской стороны внесло некоторые изменения в первоначальный проект. Они подтверждали возвращение СССР Южной части Сахалина и Курильских островов, хотя определения Курильских островов дано не было.

Одновременно США категорически  не хотели удовлетворять требований КНР о признании за ней исконных китайских территорий – Тайваня, островов Пэнхулелао, ссылаясь на букву  Каирской декларации 1943 года, где правопреемником  этих территорий называлась Китайская  Республика, которую в годы войны  и в 1951 году формально представляло гоминьдановское правительство  во главе с Чан Кайши. Но главное, Вашингтон категорически отказывается признавать как КНР, так и её правопреемственность по отношению к Китайской республике 1928-1949гг. Формула, предложенная американцами в предварительном проекте мирного договора, об отказе Японии от "прав и правооснований" на эти китайские территории без указания о возвращении их конкретному владельцу означала, что сохраняется их фактический статус на тот момент, то есть недосягаемость для властей Пекина.

Ответ советского правительства  на предварительный американский проект мирного договора с Японией от 29 марта 1951 года был дан в "Замечаниях по поводу проекта США мирного договора с Японией"30, которые 7 мая 1951 года были направлены правительствам США, Англии и другим странам.

В "Замечаниях" отмечен  сепаратный характер подготовки мирного  договора с Японией: "Следует отметить, что последнее неверно, так как  Советское правительство еще  в начале марта сего года опубликовало заявление об отказе от сепаратных переговоров с представителями  США относительно подготовки мирного  договора с Японией. При этом Советское  правительство исходило из того положения, что подготовка мирного договора с Японией не может являться делом  одного какого-нибудь правительства  и производимого им опроса мнений других заинтересованных правительств, а должно быть совместным делом всех этих правительств, как это предусмотрено соответствующими международными документами"31

В ноте подчеркивалось грубое игнорирование международных соглашений о послевоенном устройстве Японии, что выражалось в изъятии из-под  суверенитета Японии островов Рюкю и  Бонин, отсутвии гарантий против восстановления японского милитаризма: "… никаких  ограничений вооруженных сил  Японии не содержится в американском проекте… Из этого видно, что Япония сама будет решать вопрос о размерах ее вооруженных сил для так  называемой "самообороны". Советское  правительство считает, что это  равносильно разрешению Японии восстановить милитаризм"32

Советское правительство  опять высказалось за созыв сессии СМИД, чтобы приступить к подготовке мирного договора, имея в виду, однако, привлечь к подготовительной работе представителей всех государств, участвовавших  своими вооруженными силами в войне  против Японии, чтобы проект мирного  договора был представлен для  обсуждения на мирной конференции. Также  надо отметить, что предусматривалось, что Япония не вступит ни в какие  коалиции, направленные против держав, воевавших против нее и с ее территории будут выведены все войска и военные базы иностранных государств. СССР предлагал, чтобы государства, подписавшие мирный договор, поддержали вступление Японии в ООН.

В ответ на советский меморандум  19 мая 1951 года государственный департамент  США направил ноту советскому правительству. В этом документе указывалось, что "Замечания" свидетельствуют о  наличии основных разногласий по вопросу процедуры. Однако, что касается существа, то правительство СССР выдвигает  возражения лишь в отношении предложений, касающихся: а) Формозы и Пескадорских островов; б) островов Рюкю и Бонин; в) безопасности Японии в будущем. В  заключении  ноты правительство  США отвергало предложения Советского Союза.33

Информация о работе Сан-Францисский договор