Сан-Францисский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется несколькими аспектами. Во-первых, изучение данной темы позволяет рассмотреть методы ведения дипломатии в годы Холодной войны.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Организации международного контроля над оккупационным режимом в Японии, их роль в осуществлении оккупационной политики 7
Глава 2 Этапы развития проблемы заключения мирного договора с Японией в советско-американских отношениях 9
§ 2.1 Инициативы по заключению мирного договора с Японией в 1947 году 9
§ 2.2 Вопрос мирного урегулирования с Японией в 1949-1950 годах 12
§ 2.3 Ускорение процесса разработки мирного договора с Японией и выработка окончательного варианта договора 16
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

default.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации 

Вятский Государственный  Гуманитарный Университет

Исторический факультет 

Кафедра Всеобщей истории 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Реферат на тему

"Проблема подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях в 1947-1951 годах"  

 

 

  

 

Выполнила: студентка V курса,

группа И-51, Н.В. Тиунова   

 

Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Калинин А.А. 

 

 

   

 

 

  

 

 

 

 

План

Введение 2

Глава 1 Организации  международного контроля над оккупационным  режимом в Японии, их роль в осуществлении  оккупационной политики 7

Глава 2 Этапы  развития проблемы заключения мирного  договора с Японией в советско-американских отношениях 9

§ 2.1 Инициативы по заключению мирного договора с  Японией в 1947 году 9

§ 2.2 Вопрос мирного  урегулирования с Японией в 1949-1950 годах 12

§ 2.3 Ускорение процесса разработки мирного договора с Японией и выработка окончательного варианта договора 16

Заключение 25

Список литературы 26

 

 

Введение

 

В реферате рассматривается  проблема подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях в 1947-1951 годах

 

Актуальность  темы

Актуальность темы реферата определяется несколькими аспектами. Во-первых, изучение данной темы позволяет рассмотреть методы ведения дипломатии в годы Холодной войны.

Во-вторых, динамика и характер обсуждения проблемы подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях в 1947-1951 годах отражают на региональном уровне и динамику развития конфронтационных отношений между супердержавами на глобальном уровне.

В-третьих, в настоящее  время актуальной для отношений РФ и Японии является проблема "северных территорий", которая во многом связана с условиями подписания Сан-Францисского мирного договора.

 

Обзор источников

В "Сборнике нот и заявлений правительств СССР, США, Китая, Англии и других стран по вопросу мирного урегулирования для Японии"1 собраны документы, касающиеся непосредственно мирного урегулирования для Японии.

Также документы, касающиеся подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях содержатся в сборнике "Советско-американские отношения в 1949-1952гг."2

Дж. Кеннан в своих мемуарах описывает внутреннее состояние  Японии и свои взгляды на целесообразность подписания мирного договора в 1948 году.3

 

Обзор историографии

Данная тема освещается как  в монографиях, так и в научных  статьях.

В "Системной истории  международных отношений"4 коллектив авторов представляет процесс выработки мирного договора с Японией в контексте всего комплекса международных отношений в конце 1940х-начале 1950х годов.

В учебном пособии "История международных отношений. 1945-2008"5 Богатуров и Аверков делают акцент на формировании блоковой конфронтации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кальвокресси в работе " Кальвокоресси П. Мир после 1945 г"6, описывая американский оккупационный режим, акцентирует внимание на  малом значении межсоюзнических органов контроля.

В "Истории Японии"7 показана взаимосвязь международной обстановки, внутреннего положения Японии и процесса выработки мирного договора.

Петров Д.В. в работе "Внешняя политика Японии после второй мировой войны"8 рассматривает процесс выработки мирного договора с точки зрения советской историографии. Сам Сан-Францисский мирный договор характеризуется, как сепаратный, а интересы США определяются, как агрессивные.

Более современный подход использует Сафронов В.П. в монографии"СССР – США –Япония в годы «холодной войны»"9. Автором были использованы архивные материалы как РФ, так и США, материалы западной, советской и японской прессы. Подробно рассмотрены противоречия США и СССР по вопросу выработки мирного договора с Японией.

Косвенно темы реферата в  своих статьях касаются Кошкин10 и Уймет11.

 Кошкин рассматривает  процесс выработки мирного договора  с Японией в контексте оценки  отказа СССР от подписания  Сан-Францисского мирного договора.

Уймет касается противоречий США и СССР в период выработки мирного договора с Японией в ходе рассмотрения двусторонних отношений СССР и Японии, проблемы прекращения состояния войны между СССР и Японией.

Объект и предмет  исследования

Объект исследования – процесс подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях в 1947-1951гг.

Предмет исследования – проблема  подготовки мирного договора с Японией в советско-американских отношениях в 1947-1951гг.

 

Хронологические рамки исследования – 1947-1951 годы

 

Цель и задачи исследования

Цель исследования: изучение советско-американских отношений по вопросу о подготовке мирного договора с Японией. Для этого необходимо решение следующих задач:

    1. Выделить этапы подготовки мирного договора с Японией
    2. Определить точки соприкосновения и противоречия в позициях СССР и США в подготовке мирного договора с Японией
    3. Определить почему США взяли на себя инициативу подготовки мирного договора с Японией
    4. Сформулировать причины неподписания СССР Сан-Францисского мирного договора

 

 

 

Глава 1 Организации международного контроля над оккупационным режимом в Японии, их роль в осуществлении оккупационной политики.

В сложных условиях решался  вопрос о мирном урегулировании на Дальнем Востоке и мирном договоре с Японией. Согласованные решения  в отношении Японии были приняты  в декабре 1945 г. на Московском совещании  министров иностранных дел СССР, США и Англии. Были созданы Дальневосточная  комиссия (с пребыванием в Вашингтоне), работавшая при соблюдении принципа единогласия СССР, США, Англии и Китая, а в Токио — Союзный совет  для Японии — на правах консультативного органа при главнокомандующем американскими  войсками. Они были призваны осуществить  требования мирного урегулирования для Японии, выдвинутые в Потсдамской  декларации и Московским совещанием министров иностранных дел. Они  заключались в полном разоружении  Японии, роспуске ее вооруженных сил, ликвидации военной промышленности, наказании военных преступников, демократизации общественной жизни, искоренении  милитаризма.

Советский Союз был крайне заинтересован и стремился способствовать превращению Японии в независимое, демократическое и миролюбивое государство. В межсоюзнических органах контроля – Дальневосточной комиссии и Союзном совете советские представители прилагали усилия к превращению их в органы международного сотрудничества. На первых порах и США действовали в том же русле, хотя и тогда уже работа контрольного механизма проходила не без сложностей. Вероятно, связано это с тем, что международные органы в США рассматривались в связи с Потсдамскими договоренностями: "Я подчеркнул, что дальневосточная комиссия обладала лишь совещательными полномочиями и то лишь в области выполнения условий капитуляции Японии (исходя из Потсдамской декларации). Но и в ней говорилось только о демилитаризации Японии и отказе ее от администрирования определенными территориями"12 Когда же эти задачи были выполнены, то роль Дальневосточной комиссии и Союзного совета в оккупационной политике стали неуклонно снижаться.

Также надо отметить, что  Кальвокоресси отмечает, что "вклад американцев в разгром Японии был настолько значительным, что Соединенным Штатам удалось низвести послевоенное сотрудничество союзников в ее оккупации до уровня не очень вежливой фикции"13

Таким образом, американский оккупационный режим был мало ограничен союзническими контрольными органами, чья роль только снижалась. Разногласия между СССР и США в японском вопросе к тому времени были очевидны. Еще с первых послевоенных лет оказалось, что все вопросы управления оккупированной Японией решались штабом американских войск независимо от союзников. Дальневосточная комиссия, состоявшая из 11 членов и заседавшая в Вашингтоне, могла давать советы Главнокомандующему, но не имела права ему приказывать. Правда, в Токио находился Союзный совет для Японии в составе США, СССР, Великобритании и Китая. Но его решения принимались консенсусом, и именно поэтому работа Совета была хронически парализована, чем пользовался Д.Макартур, действуя самостоятельно14. Создавались условия для превращения Японии в стратегического союзника США.

 

Глава 2 Этапы развития проблемы заключения мирного договора с Японией  в советско-американских отношениях

§ 2.1 Инициативы по заключению мирного договора с Японией в 1947 году.

В 1945-1947 гг. штаб оккупационных  войск под руководством Д. Макартура  инициировал демократические реформы  в Японии. Была демонтирована репрессивная машина, заложены основы парламентской  демократии, ограничена база военного производства. В 1946 г. была принята новая  конституция, закрепившая отказ  Японии от войны как средства решения  международных споров. Это повлекло за собой либерализацию политической жизни. В обществе усилились нейтралистские настроения. Символическим итогом, как бы свидетельствовавшим о завершении радикальных демократических реформ в Японии, стало предложение Соединенных Штатов участинкам Дальневосточной комиссии летом 1947 года заключить мирный договор с этой страной.

В феврале 1946 года госсекретарь США Д. Бирнс заявил о желании  заключить мирные договоры с Германией  и Японией в течение года, но оккупацию Японии сохранить "лет  на пятнадцать".  В первой из разработок американского проекта мирного  договора (март 1947) имелись положения  об одновременном заключении договора о невооруженном статусе Японии и о создании механизма длительного  контроля, включая размещение инспекционных  войск на 25 лет15.

Исходя из Потсдамского соглашения об учреждении Совета министров иностранных  дел, советское правительство считало, что подготовка этого договора по аналогии с мирными договорами с  европейскими сателлитами Германии должна быть возложена на СМИД в  составе представителей США, СССР, Великобритании и Китая. От имени этих держав были подписаны условия капитуляции  Японии, а особая их заинтересованность в вопросах послевоенного положения  Японии была подтверждена Московской конференцией министров иностранных  дел в декабре 1945 года. По мнению советского правительства, при подготовке договора должны были быть приняты  во внимание интересы тех государств, которые внесли свой вклад в дело общей победы над Японией и  входили в состав Дальневосточной  комиссии.

Однако, США стремились при  подготовке мирного договора обойти СМИД, поскольку буква потсдамских  договоренностей играла им на руку: процедура мирного урегулирования с Японией не была оговорена, равно  как не была оговорена роль СМИД в таком урегулировании. Такая  роль была предусмотрена только для  подготовки мирных договоров с европейскими сателлитами Германии. При желании, конечно, можно было опираться не на букву, а на дух потсдамских  договоренностей, что предпочитала Москва, и распространить полномочия СМИД и на Азию. Но против подобного прочтения был Вашингтон. К середине 1947 года в рамках СМИД наметился тупик в мирном урегулировании для Германии и Австрии, где СССР активно использовал принцип единогласия и права вето для блокирования предложений США и Ангии и ввиду этого американцы решили, что СМИД не является подходящим местом для мирного урегулирования с Японией. Выход они видели в созыве большой конференции всех участников Дальневосточной комиссии, где не требовалось единогласие, можно было обойти вето СССР и провести нужные решения большинством голосов.16

11 июля 1947 года американский  посол в Москве Смит сообщил  советскому правительству, что  США предлагают созвать 19 августа  1947 года конференцию по составлению  мирного договора с Японией  из представителей 11 держав, являющихся  участниками Дальневосточной комиссии. Не дожидаясь ответа СССР и без консультации с Англией и Китаем, США начали подготовку к мирной конференции, вступив в переговоры с представителями держав – членов ДВК.

22 июля 1947 года советское  правительство заявило, что оно  не согласно с предложенным  США порядком подготовки мирного  договора. Оно потребовало предварительного рассмотрения вопроса в рамках СМИД в составе СССР, США, Китая и Англии.17 Американское правительство, опираясь на букву Потсдамских соглашений, настаивало на своем предложении. В то же время другие члены Дальневосточной комиссии согласились с американской позицией, выдвинув лишь некоторые оговорки.

Советское правительство 27 ноября 1947 года предложило созвать  в январе 1948 года СМИД для рассмотрения вопроса о подготовке мирного договора с Японией. Это предложение было отвергнуто Соединенными Штатами. На Парижской сессии СМИД в мае-июне 1949 года советская делегация вновь подняла вопрос о созыве специальной сессии с участием Китая, посвященной подготовке мирного договора с Японией. Но присутствовавший на сессии американский государственный секретарь Ачесон отрицал право и целесообразность обсуждения этого вопроса в СМИД. Англия поддержала США.

Таким образом, мирный договор  с Японией в 1947-1948гг. не был заключен по причине противоречий между СССР и США по вопросу о процедуре  его подготовки и принятия. В это время обозначились различия в американском и советском подходах к процессу выработки мирного договора с Японией.

§ 2.2 Вопрос мирного урегулирования с Японией в 1949-1950 годах

Как отмечает в мемуарах Джордж Кеннан, занимавший пост начальника Управления внешнеполитического планирования, в конце 40-х годов в США стали  с тревогой думать о том, что после  вывода американских войск слабая Япония может попасть под влияние  СССР, если экономическая ситуация в стране будет удручающей: "Картина, вырисовывавшаяся в результате изучения обстановки в Японии, полностью подтвердила наши опасения, возникшие еще прошлой осенью. Не было, по сути дела, ни одной позиции, по которой страна могла бы взвалить на себя бремя ответственности за независимость, что неминуемо возникло бы после подписания мирного договора… Вполне очевидно, что подобная обстановка, даже в случае быстрой ликвидации оккупации, порождала благоприятные условия для усиления коммунистического влияния"18. В 1948 г. Дж. Кеннан совершил поездку в Токио, по возвращении из которой представил госсекретарю доклад, в котором изложил обстановку, сложившуюся в Японии. По вопросу о подписании мирного договора его позиции была такова: " В ближайшее время не следует торопиться с подписанием мирного договора, обратив основное внимание на создание условий, при которых японцы будут в состоянии взять на себя груз независимости. К началу переговоров о мирном договоре должен быть составлен его новый проект — весьма кратко, в общих чертах и без карательных мер"19

Информация о работе Сан-Францисский договор