Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:57, контрольная работа
Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи.
1. Источники раннефеодального права Западной Европы.
2. Регулирование имущественных отношений.
3. Обязательственное право.
4. Брачно-семейные отношения и наследственное право.
5. Уголовное право и процесс.
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский
Юридический факультет
Кафедра «Истории отечества, государства и права»
Специальность 03050.65 «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Тема 9. «Салическая правда»
Выполнила: студентка группы Юзу-2
Заочно ускоренной формы обучения (1 год)
Брижатова Мария Игоревна
Домашний адрес: г. Арсеньев,
Ул. Октябрьская 82-52.
Хабаровск
2013
План.
1. Источники
раннефеодального права
2. Регулирование имущественных отношений.
3. Обязательственное право.
4. Брачно-семейные отношения и наследственное право.
5. Уголовное право и процесс.
Список используемой литературы
Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи.
Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность, эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и рабовладельцев. Право есть также явление культуры, это выражается, прежде всего, в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях. Право выраженное в законах, вбирает в свои формализованные положения целый мир. При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, каковы должны быть поступки людей, они призваны наперед регламентировать поведение людей, определять, что «можно», а что «нельзя», причем с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновение интересов, страстей.
“Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Сохранилось придание, что текст Салической Правды был составлен путем опроса старейших представителей четырех регионов королевства относительно древних обычаев франков в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Первоначальный текст до нас не дошел. Состояла Салическая Правда из Пролога, 65 титулов (глав) и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салическая правда представляла
собой не свод законов Франкского
королевства, а судебник, предназначенный
для непосредственного
Непосредственной областью
распространения действия
«Варварские правды» не являются
единственным источником раннефеодального
права. В связи с укреплением
власти короля появляются королевские
повеления, распоряжения, которые служили
дополнением к правдам, а впоследствии
были выделены в отдельный судебник.
Также к источникам раннефеодального
права можно отнести
Основным же источником права в этот период являются обычаи, которые опираются на понятиях чести, клятвы, возмездии, примирении, коллективной ответственности и пр.
Большое значение в развитии права германцев имеет церковь. А именно благодаря огромному количеству церковных канонов, соборов, декретов и пр. Церковь издала на основе Библии большое количество «уложений о наказаниях». Христианские заповеди так же можно встретить и в англосаксонской Правде Альфреда ( IX в.). Церковь оказывала влияние на «народное право», в свою очередь и «народное право» имело воздействие на церковное право, что привело к изменению и того, и другого. Наряду с традиционными правовыми санкциями в судебники включаются церковное покаяние и штрафы в пользу духовенства и т.д.
В эпоху варварских королевств
германских народов регулирование
отношений внутри германских племен
строилось, помимо королевского законодательства,
на обычном праве, как уже говорилось
ранее. Основы общественно-юридического
быта германских народов были в главном
едиными, поэтому формирующееся
право к середине I тыс. составило
целостную систему особого
германского типа. Это
германское право стало вторым по
важности, наряду с римским правом,
источником всей позднейшей европейской
юридической культуры. «Варварские
правды» сложились под
Варварские правды — важнейший,
а в некоторых случаях и
единственный источник для изучения
общественного строя
Для Варварских правд
характерна внутренняя
По мере упрочения
феодального строя Варварские
правды утрачивали своё
2. Регулирование имущественных отношений.
Ознакомление с
У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды, поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени. В «Салической Правде», одной из наиболее архаичных записей варварского права, нет единого и общего постановления о наказании за кражу имущества; зато во многих титулах со всеми подробностями разбираются случаи кражи свиней, рогатых животных, овец, коз, собак, птиц, пчел, рабов, лодок, дичи, изгороди и т.д. Различаются кражи, совершавшиеся свободными и рабами; предусматриваются случаи, когда крали одно или нескольких животных, учитывая при этом, оставались ли еще другие или нет, и т.п. Привлекает внимание большое количество имущественных преступлений, отмеченных в Салической правде. В частности, указаны отдельно штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя, журавля, коня, крупного рогатого скота. Интересно, что красть свиней или рогатый скот стадом было «выгоднее», чем в одиночку. Так, за кражу одной коровы штраф составлял 15 солидов, а за стадо из 12 коров - 62,5 (а не 180, как можно было бы ожидать).
Земля находилась в индивидуальном
владении семьи. Выделенные ей участки,
как пахотного поля, так и лугов
считались "огороженным листом".
Различные посягательства на чужое
поле или луг были или преступлениями,
или вообще противоправными, хотя и
с разной мерой ответственности.
Леса и некоторые другие угодья рассматривались
только как совместная собственность
общины, и их использование
3. Обязательственное право.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Среди разного рода сделок особое место уделим займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на 3 солида. Конфискация имущества должника производилась графом.
4. Брачно-семейные
отношения и наследственное
Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Семья патриархальный характер, но власть отца не была безграничной. Она напоминала более строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.