Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:05, реферат
В исторических памятниках франки начинают фигурировать лишь с 242 г. н. э., когда незначительный их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом. По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории. Существует и другая версия, согласно которой название «франки» - простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).
Характеристика исторического источника: Салическая правда
ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.
В исторических памятниках
III – IV столетия ознаменовались
постоянными натисками
Существует мнение, что
салические франки пришли в
эту местность с юго-
Стоит оставить также и
Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.
Но каково бы ни было
В 481 г. к власти приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары. С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских. Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием. Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.
Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в.. Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда еще держался варварства (народ франков), по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7. Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.
Другой, менее длинный и более поздний пролог, прямо говорит, что вышеназванные четыре мужа жили «в селах, которые за Рейном»9. Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания. Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях. Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е. и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12
И все-таки по вопросу
о времени и месте редакции
Правды существуют
Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14
Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.
Сильнейшими обстоятельствами,
подтверждающими невозможность
возникновения правды ранее
Из всего выше сказанного
1) Салическая правда как
частичная запись обычаев
2) Место возникновения Правды –
3) Время редакции Правды – годы
правления Хлодвига. 481 – 511 гг
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА:
ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
Первоначальный текст
Имеющиеся варианты
текста можно разделить на
пять групп, состоящих из
Большинство исследователей
Салическая правда также
Салическая правда
сохранила германское обычное
право в почти
Но Салическая правда интересна не только как памятник юридический. Это прежде всего исторический источник в самом широком смысле этого слова, проливающий свет на многие стороны жизни древнегерманского общества. Например, из этого документа можно почерпнуть сведения о хозяйственной деятельности франков. Целый ряд титулов «о краже» содержит информацию, свидетельствующую о том, что франки занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц (II – VII), занимались также земледелием и садоводством (XXVII), пчеловодством (VIII). Источник дает нам данные о понятии собственности у франков, порядке наследования и зарождении системы передачи имущества по завещанию (XLVI).20 В Салической правде впервые появляется понятие «аллод» (LIX). Важными с точки зрения изучения социального состава франкского общества являются титулы «о переселенцах» (XLV, De migrantibus), «о краже рабов» (X, De servis vel mancipiis furatis), «о вольноотпущенниках» (XXVI, De libertis demissis) и многие другие.
Конечно, исторический
материал, содержащийся в Правде,
далеко не полон и не
ИЗДАНИЯ И ПЕРЕВОДЫ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
Правда как исторический
Информация о работе Характеристика исторического источника: Салическая правда