Характеристика исторического источника: Салическая правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

В исторических памятниках франки начинают фигурировать лишь с 242 г. н. э., когда незначительный их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом. По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории. Существует и другая версия, согласно которой название «франки» - простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).

Файлы: 1 файл

salicheskaya.docx

— 30.51 Кб (Скачать)

Характеристика  исторического источника: Салическая правда

 

 ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ    

 Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.    

 В исторических памятниках франки  начинают фигурировать лишь с  242 г. н. э., когда незначительный  их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом. По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории. Существует и другая версия, согласно которой название «франки» - простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).5    

III – IV столетия ознаменовались  постоянными натисками варваров-франков  на территорию Римской империи.  Будучи сами теснимы сильными  соседями с севера и востока  и ощущая потребность в новых  местах для поселения, франки  не могли оставаться спокойными. Они массами врываются на территорию  Северной Галлии. Даже блистательные  победы римлян не приводили  к желанным результатам, так  как на место истребленных  варваров тот час же приходили  другие. В конце концов, римлянам  пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории  Галлии целых франкских племен  в качестве подданных и союзников  императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э. они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова.6   

 Существует мнение, что  салические франки пришли в  эту местность с юго-восточного  побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland. Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в. Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.    

 Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.   

 Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.   

 Но каково бы ни было происхождение  салических франков, важен факт, что уже к половине IV в. они твердо осели на римской территории. Салийцы отдались в подданство Римской империи и обязались защищать ее территорию от вторжения неприятелей. Впрочем, у них сохранились свои племенные короли, которые, может быть, и назначались с согласия императора, однако не всегда были покорны императорскому правительству.    

 В 481 г. к власти  приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары. С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских. Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием. Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.   

 Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в.. Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда  еще держался  варварства (народ франков),  по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие.  Салический закон был продиктован  знатными  этого  народа,   которые  тогда  были  его правителями.  Выбрали  из  многих   мужей   четырех,   а  именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно  обсудили  все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7. Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.    

 Другой, менее длинный и более  поздний пролог, прямо говорит,  что вышеназванные четыре мужа  жили «в селах, которые за  Рейном»9. Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания. Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях. Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е. и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12   

 И все-таки по вопросу  о времени и месте редакции  Правды существуют непримиримые  разногласия. Так исследователи  Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448).13Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига. Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).   

 Наиболее правдоподобной  все же выглядит версия о  создании этого памятника во  времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14    

 Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.   

 Сильнейшими обстоятельствами, подтверждающими невозможность  возникновения правды ранее правления  Хлодвига, служат усвоение франками латинского языка и своеобразная монетная единица. Латинский текст памятника варварского законодательства указывает на то, что франки успели войти в тесные отношения с гало-римлянами. А это прямо намекает на распространение франкского владычества, по крайней мере, до Луары. Далее, монетная единица, принятая в Салической правде, отличается от той, что была при Хильдерике (золотой солид был равен тогда 24 серебряным денариям (dinarios), тогда как в Правде 40 денариям). Кроме того, о составлении Правды во времена правления Хлодвига свидетельствует и эпилог документа: «Первый король франков постановил руководствоваться   в  судебных решениях титулами с 1-го до 62-го»15.   

 Из всего выше сказанного можно   сделать следующие заключения:

1) Салическая правда как  частичная запись обычаев салических  франков была редактирована по  почину верховной власти со  слов старейших представителей  племени.

2) Место  возникновения Правды – объединенное  франкское королевство, распространившееся  за Луару.

3)  Время редакции Правды – годы правления Хлодвига. 481 – 511 гг 
 САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ. 

Первоначальный текст Салической  правды, или Салического закона (Lex Salica) до наших дней не дошел. Сохранившиеся редакции уже носят компилятивный характер и являются сокращенными или же расширенными обработками исчезнувшего древнего текста. Было предпринято несколько попыток реконструировать утраченный оригинал, но все они являются спорными.   

 Имеющиеся варианты  текста можно разделить на  пять групп, состоящих из разного  числа рукописей. К первой и  второй группам относятся списки, содержащие 65 титулов. Они характерны  варварской латынью и наличием  примечаний на салическом наречии  франкского диалекта, так называемой  мальбергской глоссой, иногда чрезвычайно искаженной переписчиками.16 Именно мальбергская глосса дает некоторым исследователям основание полагать, что весь древнейший не дошедший до нас текст Салической правды был написан на германском языке.17 Данные рукописи не являются идентичными по своему содержанию. Так, например, в списках второй группы имеются некоторые дополнения, отражающие распространение среди франков христианства. Третью группу составляют списки с более пространной, оформленной в 764 г., редакцией, состоящей из 99 или из 100 титулов. К четвертой группе принадлежит лишь одна рукопись – Heroldina, названная так по имени ее первого издателя немецкого ученого XVI в. Герольда, опубликовавшего ее в 1557 г. в Базеле. По своему составу Heroldina ближе всего к спискам последней, пятой, группы, содержащей исправленный при Карле Великом текст из 70 титулов, так называемой Эмендаты (Lex Emendata), буквально, «улучшенной». Именно к этой группе принадлежит наибольшее число рукописей Салической правды (около 50 экземпляров). Язык этой редакции имеет более литературный характер.   

 Большинство исследователей считает  первую группу наиболее старой  редакцией, а вторую и третью  – компиляциями из первой. Что  касается четвертой и пятой  групп, то, как уже было сказано, они содержат текст Правды, отредактированный при Каролингах. В IX в. только Эмендата имела силу закона и существовала также в переводе на франкский диалект.18   

 Салическая правда также содержит  добавления шести новых законов  – капитуляриев – изданных меровингскими королями в течение VI столетия. Капитулярии первый и шестой носят тот же архаичный характер, что и сама Правда. В них есть и мальбергская глосса и расчет различных штрафов в солидах и денариях. Параграфы 5 – 8 первого капитулярия, касающиеся семейного права, представляют собой нейстрийский закон середины VI в., в котором ясно сказывается влияние римских и вестготских законов. Не поддаются точному определению по времени капитулярии 2, 3 и конец первого. Пятый капитулярий составляет эдикт нейстрийского короля Хильперика (561 – 584 гг.). Четвертый капитулярий представляет собой «Договор о соблюдении мира» королями Хильдебертом I (511 – 558 гг.) и Хлотарем I (511 – 561 гг.).19   

 Салическая правда  сохранила германское обычное  право в почти неприкосновенном  виде. Римское влияние сказалось  здесь чисто внешним образом  – в усвоении плохого римского  языка и римской монетной единицы  – золотого солида (solidos), разделенного на серебряные динарии (dinarios). Что касается самих принципов законодательства, то они остались чисто варварскими. Вот почему можно сказать, что изучить Салическую правду это значит познакомиться с характерными чертами юридического быта древних германцев.    

 Но Салическая правда интересна не только как памятник юридический. Это прежде всего исторический источник в самом широком смысле этого слова, проливающий свет на многие стороны жизни древнегерманского общества. Например, из этого документа можно почерпнуть сведения о хозяйственной деятельности франков. Целый ряд титулов «о краже» содержит информацию, свидетельствующую о том, что франки занимались разведением мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц (II – VII), занимались также земледелием и садоводством (XXVII), пчеловодством (VIII). Источник дает нам данные о понятии собственности у франков, порядке наследования и зарождении системы передачи имущества по завещанию (XLVI).20 В Салической правде впервые появляется понятие «аллод» (LIX). Важными с точки зрения изучения социального состава франкского общества являются титулы «о переселенцах» (XLV, De migrantibus), «о краже рабов» (X, De servis vel mancipiis furatis), «о вольноотпущенниках» (XXVI, De libertis demissis) и многие другие.  

 Конечно, исторический  материал, содержащийся в Правде, далеко не полон и не удовлетворителен, так как Правда не является  таким кодексом действующего  права, который бы задавался  целью точно регламентировать  все стороны жизни варвара-франка. Являясь ни чем иным, как частичною, и даже случайною записью обычного права германцев, Салическая правда о многих сторонах жизни варвара-франка умалчивает, а о других упоминает лишь вскользь. Это и естественно, так как весь уклад внутренней жизни франкского общества для каждого его члена был очевидным, общеизвестным фактом и не нуждался в какой-либо специальной регламентации. Единственная цель Правды, вызванная практическими потребностями времени, - установить точным образом формы судебной процедуры и перечислить штрафы за преступления и проступки. Правда – это ни что иное, как судебник, притом далеко не систематический и не полный, составившийся путем возведения конкретных судебных казусов в судебный обычай.21Поэтому данные Салической правды необходимо пополнять данными других близких ей по времени и характеру памятников. Таковы все остальные варварские Правды, формулы, грамоты или акты, капитулярии, жития святых, хроники.  
ИЗДАНИЯ И  ПЕРЕВОДЫ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ  
 Правда как исторический источник  издавна приковывала к себе  внимание ученых-исследователей. Уже начиная с половины XVI в. она издавалась неоднократно. Однако до 40х гг. XIX столетия издания Правды были очень неудовлетворительны. Текст этого памятника издавался по отдельным, случайно попавшимся рукописям, причем по большей части издавалась не древнейшая, а позднейшая его редакция, Эмендата.           

Информация о работе Характеристика исторического источника: Салическая правда