Салічна правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:52, реферат

Краткое описание

Салічна правда» (лат. Lex Salica) — збірник звичайного права західних салічних франків. Первинний текст «Салічної правди», записаний, ймовірно, за наказом Хлодвіга або за його життя на початку VI ст., до нас не дійшов, але зберігся в численних списках VIII— IX ст. Основним змістом «Салічної правди» є тарифи вергельдів — судових штрафів — і зведення про форми судочинства. Із 66 статей, які вважаються найбільш давніми за походженням, 7 статей присвячені сімейним відносинам, власності і успадкуванню.

Файлы: 1 файл

Салічна правда доповнення.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Знать (так называемые лучшие люди). К ним относились конунг, военные предводители, старейшины и часть дружинников (“старшие”). Вергельд за их убийство определялся в 600 солидов. Степень их знатности определяется по степени близости к королю. Знать, таким образом, – это служилые лица при дворе: дружинники, приближённые короля. Иных признаков служилой знати в СП ещё нет. Титулов же, где говорится о знатных франках, ещё немного, и составляют они незначительный процент. Во всех случаях убийства знатного повышался вергельд за убийство. Ранние кодексы СП ещё не отразили дифференциации за более ответственную должность и приближенность к королю. Таким образом, мы видим, что франкское общество уже начало дифференцироваться на знать, выделение которой и закреплено в источнике. Также в СП закреплено деление на простых воинов, находящихся в походе, и воинов, находящихся в походе на службе короля. Это отражается и в вергельде за их убийство: 600 за простого общинника и 1800 за находящегося на службе у короля . Таким образом, знатность определяется лишь тем, служит ли общинник королю или нет, а иерархия королевской службы ещё не отражена в законе. Необходимо отметить, что в ранних списках СП ещё нет никаких указаний на существование церковной знати. Лишь в более поздних рукописях появляются указания на повышенный вергельд за убийство священников и епископов. Вергельд за их убийство стал довольно высокий. 300 солидов за дьякона, 600 за пресвитера, 900 за епископа . Появление этого вергельда относится к IX веку. Это говорит об увеличении связи между королевской и церковной властью. Также впервые именно в церкви появилась иерархия службы.

Отдельно СП выделяет антрустионов. О существовании их писал ещё Тацит. Это войны, которые  не живут мирной жизнью. В СП отражены прежде всего интересы государства  и королевской власти. Соответственно, королевская власть опирается на силу воинов и дружины. Дружинники занимают теперь первое место в обществе. За их жизнь устанавливается повышенный вергельд, что отделяет их от простых общинников. Больше ни о чём о жизни дружинника мы судить не можем. В СП о них больше ничего нет. Выделение этих воинов связано с тем, что простым членам общины было трудновато отрываться от хозяйства и ходить в походы. К тому же родовая община стала дробиться, из неё выделяются малые семьи, которые требовали постоянного участия в хозяйстве. Служба становится всё более обременительной, учащаются случаи неявки. Это отражено в поздних титулах СП, где вводятся наказания за неявку воина на военный сбор. Часть воинов со временем прекращала земледельческие занятия, концентрируясь вокруг короля. Они становились его телохранителями и со временем присягали ему. Антрустионы образуют как бы корпорацию, союз. Жизнь их охраняется тройной вирой. Позднейшие капитулярии СП отражают запрет на распри внутри этой группировки. Они были единственной регулярной военной силой в государстве. Кроме них было лишь народное ополчение.

Народное ополчение  постепенно слабело, ибо свободные  были не в состоянии нести службу и часто лишали себя свободы, лишь бы не служить в армии.

Свободные франки. Это  были те родичи, которые имели земельные наделы и либо обрабатывали их, либо воевали. До известного времени сюда входила и остальная часть дружины. Вергельда за них равнялся 200 солидам. Они являлись самой массовой частью общества. В СП они упоминаются в 23 титулах, что говорит об их подавляющем большинстве. . Выделение этих воинов связано с тем, что простым членам общины было трудновато отрываться от хозяйства и ходить в походы. К тому же родовая община стала дробиться, из неё выделяются малые семьи, которые требовали постоянного участия в хозяйстве. Служба становится всё более обременительной, учащаются случаи неявки. Это отражено в поздних титулах СП, где вводятся наказания за неявку воина на военный сбор. Часть воинов со временем прекращала земледельческие занятия, концентрируясь вокруг короля. Они становились его телохранителями и со временем присягали ему. Антрустионы образуют как бы корпорацию, союз. Жизнь их охраняется тройной вирой. Позднейшие капитулярии СП отражают запрет на распри внутри этой группировки. Они были единственной регулярной военной силой в государстве. Кроме них было лишь народное ополчение.

Народное ополчение  постепенно слабело, ибо свободные  были не в состоянии нести службу и часто лишали себя свободы, лишь бы не служить в армии.

Свободные франки. Это были те родичи, которые имели земельные наделы и либо обрабатывали их, либо воевали. До известного времени сюда входила и остальная часть дружины. Вергельда за них равнялся 200 солидам. Они являлись самой массовой частью общества. В СП они упоминаются в 23 титулах, что говорит об их подавляющем большинстве. Полусвободные (литы) - те, кто вышел из рабского состояния, но оставался в зависимости. Их фигура очень обособлена, то есть они не относятся ни к свободным, ни к рабам, так как имеют хозяина и могут быть отпущены на волю. Но за них уплачивается вергельд в 100 солидов, когда за раба лишь штраф, равный стоимости. Литы защищены большим штрафом, чем рабы, в случае ограбления. Их фигура иногда приравнивается к фигурам римлян. Они не владеют землей, не состоят при особе короля. Не совсем понятно их происхождение. Вероятно, это варвары, завоёванные франками при вторжении в Галлию. Нефранкское происхождение сближает их с римлянами. У литов было имущество и свой дом, согласно СП. Скорее всего, это человек, сидящий на земле, за что отдающий часть своего урожая. В отличие от рабов у литов есть свои права, например, право выступать в суде. Лит также имеет право выступать в поход с хозяином. Постепенно происходит процесс закрепощения лита. По СП он мог иметь самых разных хозяев – от короля и крупных земельных магнатов до небогатых людей. Литы стоят ближе всех несвободных к группе свободных. Литов можно было отпускать на волю. Рабы. Рабство было патриархальным, временным. Рабы, по числу упоминаний в СП, стоят первыми после свободных общинников. Все титулы говорят, что раб бесправен, подлежит покупке и продаже. Вергельд за него устанавливается штрафом в 30 солидов. В пользу хозяина. Раб не имеет семьи и собственности. Всё это принадлежит хозяину. Брак со свободным приводит свободного в рабское состояние. Рабы со специальностью ценятся дороже – до 75 солидов. Рабы используются в основном в крупных хозяйствах и не являются основным производителем. Нигде рабы не упоминаются как простые пахари, а масса их неоднородна: одни имеют специальность, получают высокие должности, а другие нет. С раба не снимается материальная ответственность за преступление, следовательно, у них есть имущество. Их можно было отпускать на волю, как и рабов. Подобные люди назывались вольноотпущенниками, статус которых нигде не охарактеризован. Со временем статус раба изменяется: из бесправного человека он превращается в физическое лицо, отвечающее за свои поступки. Наряду с франками в их государстве жило прежнее, галло-римское население. Отдельно можно выделить пункты СП о римлянах. Его тоже причисляли к свободному, но вергельд за убийство римлянина был лишь 100 солидов . Существует во франкском обществе и группа римской знати, сохранившей свои привилегии от старой эпохи. Это связано с тем, что римляне не потеряли своих законных владений во франкском обществе, ибо в нём привилегии были связаны с близостью к королю и владении землёй. В СП есть прямые указания на то, что римляне являлись единственными плательщиками податей. К тому же в ней как о землевладельцах говорится лишь о римлянах. Также упоминаются рабы со специальностью, обслуживающие эти хозяйства, кража которых наказывается. Соответственно можно предположить, что среди римлян были владельцы крупных земельных наделов (латифундий). А главные труженики латифундий – рабы. СП не делает никаких различий между римской знатью и знатью. Она очень часто упоминает об очень крупных хозяйствах, которые, скорее всего, в начальный период принадлежали римлянам. Но, скорее всего, они со временем видоизменялись.

Кроме старой римской  знати, теряющей свои силы, в СП отмечаются и средние римляне, ибо в ней  отделяются платящие налоги римляне  от неплатящих. Всё это свидетельствует  о том, что во франкском обществе того периода существовали как знатные  франки, так и знатные римляне, как средние франки, так и средние римляне. По СП все эти группы имели одинаковые права в отношении владения аллода. Втрое меньшая сумма вергельда объясняется тем, что римляне не входили в общину, в пользу которой обычно платилась часть вергельда.

Таким образом, социальная структура франкского общества была двойной. Количество рабов постепенно сокращалось, преобладали лично  свободные люди, которым очень  трудно было вести хозяйство самостоятельно. Поэтому они стремились получить поддержку и защиту у богатых и знатных людей. Это было выгодно, так как вместе с поддержкой и защитой можно было получить и землю.

На протяжении VI - VII вв. франкское общество постепенно менялось. Свободные родичи начали группироваться вокруг местной знати. Таким образом, стали возникать крупные хозяйства, в которых за счет углубления разделения труда достигался экономический рост. В этих хозяйствах 60% населения было полностью свободными людьми и только 40% - в разной степени зависимыми . В основном такие хозяйства организовывала церковь. Постепенно возникли крупные хозяйства, в которых быстрее развивалось сельское хозяйство и ремесло. Государственная власть была недовольна появлением таких крупных хозяйств и пыталась остановить этот процесс, так как жители вотчин выходили из-под власти государства, а, следовательно, переставали платить налоги и участвовать в ополчении. Борьба государства с крупными землевладельцами часто приводила к конфискациям имущества, особенно церковного (так как самый высокий уровень производства был в церковных хозяйствах). Но центральная власть не могла остановить процесс формирования крупных хозяйств. В результате она потеряла доходы и, чтобы заставить подчиниться, оказалась вынужденной раздавать земельные наделы, получатели которых были обязаны выставлять военный отряд и участвовать в походах правителя.

На протяжении VI - VIII вв. происходило постепенное углубление разделения труда, в результате которого за каждой социальной группой закреплялся  определенный вид деятельности и  образ жизни. В Европе постепенно формировались три сословия: молящиеся; воюющие; lavoratores (труженики, трудящиеся).за юридичною природою Салічна правда є досить складним документом: більшість її норм належить до звичаєвого права, та деякі з них змінені чи доповнені королівським постановами. Тож основними джерелами Салічної правди стали правові звичаї салічних франків, королівські укази та римське право. Структурно Салічна правда поділяється на титули, що мають назву (в найстарішому списку (507-511 рр.) таких титулів 62, а в найпізнішому (за Карла Великого (768-814)) - 70), а титули поділяються на параграфи. Деякі з них мають доповнення, зроблені за допомогою королівських указів. Одним з провідних завдань, яке вирішувала Салічна правда, був захист приватної власності, що прийшла на зміну колективній власності. Незважаючи на те, що Салічна правда використовувалась у тогочасних судах, вона не була збіркою систематизовано викладених правових норм, які стосуються всіх аспектів життя суспільства.  
Для цього збірника були характерні: надзвичайно велика казуїстичність, неповнота, фрагментарність, безсистемність, формалізм і партикуляризм. Зміст Салічної правди свідчить про те, що це був збірник ранньофеодального права. Після розпаду Франкської держави, завершення феодалізації та утворення на їїтери-торії багатьох народностей Салічна правда втратила своє значення.

I. О вызове на  суд 

  § 1. Если кто  будет вызван на суд (ad mallum) по законам короля, и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов. 

  § 2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится, и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.

  § 3. И тот,  кто вызывает другого на суд,  в сопровождении свидетелей должен прийти к его дому и, если последний окажется в отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они известили его о вызове на суд.

  § 4. Если же (ответчик) будет занят исполнением  королевской службы, он не может  быть вызван на суд.

  § 5. Если же  он будет вне волости по  своему личному делу, он может  быть вызван на суд, как выше  упомянуто.

Приб. 2-е. Если кто  сочетается преступным браком с дочерью  сестры или брата или какой-либо дальнейшей родственницы, или с женою  брата или дяди, он подлежит наказанию в том смысле, что разлучается от такого супружества. Даже если у него родятся дети, они не будут считаться законными наследниками, но обесчестными по рождению (незаконнорожденными).

§ 3. Если кто ударит другого по голове так, что обнаружится мозг и выпадут 3 кости, лежащие поверх самого мозга, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.

§ 4. Если же кто будет  ранен между ребер или в  живот, причем окажется, что появится рана и проникнет до внутренностей, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол., помимо 5 сол. на лечение.

XXXI. О заграждении  пути 

§ 1. Если кто собьет или столкнет с пути свободного человека, присуждается к уплате 600 ден., что  составляет 15 сол.

§ 2. Если кто собьет или столкнет с пути свободную женщину, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.

Приб. 1-е. Если кто  нападет на другого в пути и  ограбит его, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.

Приб. 2-е. Если кто  заградит дорогу, ведущую к мельнице, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

5. О женщине, которая  соединится (браком) с рабом 

§ 1. Если какая-либо женщина соединится браком со своим  рабом, все ее имущество подлежит отобранию в казну, а сама она  объявляется вне закона.

§ 2. Если кто из родственников ее убьет, никто никоим образом не должен взыскивать за ее смерть - ни родственники, ни казна. А раб тот должен быть предан жесточайшим пыткам, именно, колесованию. И если кто из родственников или кто-нибудь другой даст этой женщине хлеб или приют, повинен уплатить 15 сол.

О вдове, если она  захочет вторично выйти замуж 

§ 1. Если какая-либо вдова захочет по смерти своего мужа вторично выйти замуж, тот, кто пожелает взять ее, предварительно должен дать следуемый по закону reipus, а затем  женщина, если у нее есть сыновья от первого мужа, должна удовлетворить родственников детей своих. И если она получила в качестве приданого 25 сол., то должна дать 3 сол. в качестве achasius'a ближайшим родственникам умершего мужа, именно: если нет отца и матери, то achasius поступает брату умершего или племяннику, сыну старшего брата. Если же не окажется таковых, тогда она (должна предстать) в судебном собрании перед судьей, т.е. перед графом; и он, спросивши о ней, должен принять ее под покровительство короля, и achasius, который она должна была дать родственникам умершего мужа, получает казна. Если же она получила в приданое 63 сол., в качестве achasius'a поступают 6 сол., так, чтобы с каждых 10 сол. 1 сол. шел в качестве achasius'a. Следует однако, чтобы приданое, полученное от первого мужа, шло по смерти матери - его сыновьям, без всякого соучастия кого бы то ни было. И из этого приданого мать ничего не смеет ни продать, ни дарить. Если же женщина не имеет сыновей от первого мужа и вместе с приданым хочет уйти к другому мужу, то, как выше сказано, платит achasius. И вот затем пусть покроет скамью, украсит постель подушками и в присутствии 9 свидетелей, пригласивши родственников умершего, скажет: «Вот знайте, свидетели, что я уплатила achasius, чтобы иметь мир с родственниками (умершего мужа), и вот я оставляю здесь постланную постель, приличные подушки, покрытую скамью и стулья, которые я взяла из дома отца моего». И тогда пусть с двумя частями приданого своего идет замуж за другого; а если она этого не сделает, то теряет две части приданого, и, кроме того, повинна уплатить 63 сол. фиску. О девицах министериалках и литках закон этот надлежит соблюдать в половине.

8. О мужьях, которые  вторично вступают в брак.

§ 1. Если кто потеряет жену и захочет взять вторую, нельзя ему передавать этой второй приданое, которое он дал первой жене. Если при этом останутся несовершеннолетние дети, то надо в целости хранить имущество первой жены и приданое до их совершеннолетня, и ничего из этого нельзя ни продавать, ни дарить.

§ 2. А если у него не будет сыновей от первой жены, то две части приданого получают ближайшие родственники умершей женщины. Но они должны оставить две постели, две покрытых скамьи и два стула. Если этого не сделают, то получают только треть приданого, если только раньше не было соглашения о передаче имущества.

9. О человеке, убитом  между двумя селениями (виллами) 

Информация о работе Салічна правда