Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:52, контрольная работа
Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по
сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
РЫЦАРСТВО
Рыцарство - особый привилегированный
социальный слой средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают
с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета
средневековья к рыцарству, по
сути, относились все светские феодалы-воины.
Но чаще этот термин
употребляют в отношении средних и мелких
феодалов в противовес знати.
Зарождение рыцарства относится к тому
периоду раннего средневековья (
7-8 вв.), когда получили широкое распространение
условные формы
феодального землевладения, сначала пожизненные,
позже наследственные.
При передачи земли в феод его жалователь
становился сеньором ( сюзереном
), а получатель - вассалом последнего,
что предполагало военную службу (
обязательная военная служба не превышало
40 дней в году ) и исполнение
некоторых других повинностей в пользу
сеньора. К ним относились денежная
“помощь” в случае посвящения сына в
рыцари, свадьбы дочери,
необходимости выкупа сеньора, попавшего
в плен. Согласно обычаю, вассала
участвовали в суде сеньора, присутствовали
в его совете. Церемония
оформления вассальных отношений называлась
оммажем, а клятва верности
сеньору - фуа. Если размеры полученной
за службу земли позволяли, новый
владелец в свою очередь передавал часть
ее в качестве феодов своим
вассалам (субинфеодация). Так складывалась
многоступенчатая система
вассалитета (“сюзеренитет”, ”феодальная
иерархия”, ”феодальная
лестница”) от верховного сюзерена - короля
до однощитных рыцарей, не
имевших своих вассалов. Для континентальных
стран Западной Европы
правила вассальных отношений отражал
принцип: ”вассал моего вассала не
мой вассал”, в то время как, например,
в Англии (солсберийская присяга
1085 г.) была введена прямая вассальная
зависимость всех феодальных
землевладельцев от короля с обязательной
службой в королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла
иерархию земельных владений и
определяла принцип формирования военного
ополчения феодалов. Так, вместе
с утверждением военно-ленных отношений
шло формирование рыцарства как
служилого военно-феодального сословия,
расцвет которого приходится на
11-14 вв. Военное дело стало его главной
социальной функцией. Военная
профессия давала права и привилегии,
определяла особые сословные
воззрения, этические нормы, традиции,
культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило
защищать честь и достоинство
сюзерена, а главное - землю от посягательств
как со стороны соседних
феодальных властителей в междоусобных
войнах, так и войск других
государств в случае внешнего нападения.
В условиях междоусобицы грань
между защитой собственных владений и
захватом чужих земель была
достаточно зыбкой, и поборник справедливости
на словах нередко
оказывался захватчиком на деле, не говоря
уже об участиях в
завоевательных кампаниях, организованных
королевской властью, как
например, многочисленные походы германских
императоров в Италию, или
самим папой римским, как крестовые походы.
Рыцарское войско являло собой
могущественную силу. Его вооружение,
тактика боя отвечали военным
задачам, масштабам военных операций и
техническому уровню своего
времени. Защищенная металлическими военными
доспехами, рыцарская
конница, малоуязвимая для пеших воинов
и крестьянского ополчения играла
основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной
роли рыцарства. В условиях
феодальной раздробленности при относительной
слабости королевской власти
рыцарство, скрепленное системой вассалитета
в единую привилегированную
корпорацию, охраняло право собственности
феодалов на землю, основу их
господства. Ярким примером тому может
служить история подавления
крупнейшего крестьянского восстания
во Франции - Жакерии (1358-1359),
вспыхнувшей во время Столетней войны.
При этом рыцари, представлявшие
воюющие стороны, англичане и французы,
объединились под знаменами
наваррского короля Карла Злого и обратили
оружие против восставших
крестьян, решая общую социальную проблему.
Влияло рыцарство и на
политические процессы эпохи, так как
социальные интересы феодального
класса в целом и нормы рыцарской морали
до известной степени сдерживали
центробежные тенденции, ограничивали
феодальную вольницу. В ходе
процесса государственной централизации
рыцарство ( средние и мелкие
феодалы ) составляло основную военную
силу королей в их противостоянии
знати в борьбе за территориальное объединение
страны и реальную власть в
государстве. Так было, например, во Франции
в 14 в., когда в нарушение
прежней нормы вассального права значительная
часть рыцарства
привлекалась в армию короля на условиях
денежной оплаты.
Участие в рыцарском войске требовало
известной обеспеченности, и
земельное пожалованье было не только
вознаграждением за службу, но и
необходимым материальным условием ее
осуществления, поскольку и боевого
коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье,
меч, булаву, доспехи, броню
для коня ) рыцарь приобретал на собственные
средства, не говоря о
содержании соответствующей свиты. Рыцарские
доспехи включали до 200
деталей, а общий вес военного снаряжения
доходил до 50 кг; с течением
времени росли их сложность и цена. Подготовке
будущих воинов служила
система рыцарского обучения и воспитания.
В Западной Европе мальчики до
7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались
при дворе сеньора в
качестве пажа, затем - оруженосца, наконец
совершалась церемония
посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим
в вопросах религии, знать
правила придворного этикета, владеть
“семью рыцарскими добродетелями”:
верховой ездой, фехтованием, искусным
обращением с копьем, плаванием,
охотой, игрой в шашки, сочинением и пением
стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари символизировало
вхождение в привилегированное
сословие, приобщение к его правам и обязанностям
и сопровождалось особой
церемонией. Согласно европейскому обычаю,
рыцарь посвящающий в звание,
ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу,
произносил формулу
посвящения, одевал шлем и золотые шпоры,
вручал меч - символ рыцарского
достоинства - и щит с изображением герба
и девиза. Посвященный, в свою
очередь, давал клятву верности и обязательство
соблюдать кодекс чести.
Ритуал часто заканчивался рыцарским
турниром (поединком) - демонстрацией
воинской выучки и храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические
нормы складывались веками. В
основе кодекса чести лежал принцип верности
сюзерену и долгу. К числу
рыцарских достоинств относили воинскую
отвагу и презрение к опасности,
гордость, благородное отношение к женщине,
внимание к нуждающимся в
помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению
подлежали скаредность и
скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.
Что же касается
грабительских походов в чужие земли (
например, взятие Иерусалима или
Константинополя во время крестовых походов
), то рыцарские “подвиги”
приносили горе, разорение, поругание
и позор не одним простолюдинам.
Крестовые походы способствовали становлению
идей, обычаев, морали
рыцарства, взаимодействию западных и
восточных традиций. В ходе их в
Палестине для защиты и расширения владений
крестоносцев возникли особые
организации западноевропейских феодалов
- духовно-рыцарские ордены. К
ним относятся орден Иоаннитов (1113), орден
Тамплиеров (1118),
Тевтонский орден (1128). Позже в Испании
действовали ордены Калатрава,
Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен
орден Меченосцев и
Ливонский. Члены ордена давали монашеские
обеты ( нестяжание, отказ от
имущества, целомудрие, повиновение ),
носили схожие с монашескими
одеяния, а под ними - военные доспехи.
Каждый орден имел свою
отличительную одежду ( например, у тамплиеров
- белый плащ с красным
крестом ). Организационно они строились
на основе строгой иерархии,
возглавляемой выборным магистром, утверждаемым
папой римским. При
магистре действовал капитул ( совет ),
с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в области
духовной культуры открыло ярчайшую
страницу средневековой литературы со
своим особым колоритом, жанром и
стилем. Она поэтизировала земные радости
вопреки христианскому
аскетизму, прославляла подвиг и не только
воплощала рыцарские идеалы, но
и формировала их. Наряду с героическим
эпосом высокого патриотического
звучания ( например, французская “Песнь
о Роланде”, испанская “Песнь о
моем Сиде”) появились рыцарская поэзия
( например, лирика трубадуров и
труверов во Франции и миннезингеров в
Германии ) и рыцарский роман (
история любви Тристана и Изольды ), представлявшие
так называемую
“куртуазную литературу” ( от французского
courtois - учтивый, рыцарский
) с обязательным культом дамы.
В Европе рыцарство теряет значение основной
военной силы феодальных
государств с 15 в. Предвестницей заката
славы французского рыцарства
стала так называемая “битва шпор” (11
июля 1302 г.), когда пешее
ополчение фландрских горожан разгромило
французскую рыцарскую конницу.
Позже неэффективность действий французского
рыцарского войска с
очевидностью проявилась на первом этапе
Столетней войны, когда оно
потерпело ряд тяжелейших поражений от
английской армии. Выдержать
конкуренцию наемных армий, использовавших
огнестрельное оружие ( оно
появилось в 15 в. ), рыцарство оказалось
не способным. Новые условия
эпохи разложения феодализма и зарождения
капиталистических отношений
привели к исчезновению его с исторической
арены. В 16-17 вв. рыцарство
окончательно утрачивает специфику особого
сословия и входит в состав
дворянства. Воспитанные на военных традициях
предков представители
старых рыцарских родов составляли офицерский
корпус армий
абсолютистского времени, отправлялись
в рискованные морские экспедиции,
осуществляли колониальные захваты. Дворянская
этика последующих веков,
включая благородные принципы верности
долгу и достойного служения
отечеству, несомненно, несет в себе влияние
рыцарской эпохи.