Рыцарство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по
сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 18.24 Кб (Скачать)

РЫЦАРСТВО 
 
Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового 
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и 
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по 
сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин 
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати. 
 
Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья ( 
7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы 
феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. 
При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном 
), а получатель - вассалом последнего, что предполагало военную службу ( 
обязательная военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение 
некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная 
“помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, 
необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала 
участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония 
оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности 
сеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый 
владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим 
вассалам (субинфеодация). Так складывалась многоступенчатая система 
вассалитета (“сюзеренитет”, ”феодальная иерархия”, ”феодальная 
лестница”) от верховного сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не 
имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы 
правила вассальных отношений отражал принцип: ”вассал моего вассала не 
мой вассал”, в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 
1085 г.) была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных 
землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске. 
 
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и 
определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе 
с утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как 
служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 
11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная 
профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные 
воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности. 
 
В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство 
сюзерена, а главное - землю от посягательств как со стороны соседних 
феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других 
государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань 
между защитой собственных владений и захватом чужих земель была 
достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко 
оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участиях в 
завоевательных кампаниях, организованных королевской властью, как 
например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или 
самим папой римским, как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой 
могущественную силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным 
задачам, масштабам военных операций и техническому уровню своего 
времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская 
конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения играла 
основную роль в бою. 
 
Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях 
феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти 
рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную 
корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их 
господства. Ярким примером тому может служить история подавления 
крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359), 
вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие 
воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами 
наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших 
крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на 
политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального 
класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали 
центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе 
процесса государственной централизации рыцарство ( средние и мелкие 
феодалы ) составляло основную военную силу королей в их противостоянии 
знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в 
государстве. Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение 
прежней нормы вассального права значительная часть рыцарства 
привлекалась в армию короля на условиях денежной оплаты. 
 
Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и 
земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и 
необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого 
коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню 
для коня ) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о 
содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 
деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением 
времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила 
система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 
7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в 
качестве пажа, затем - оруженосца, наконец совершалась церемония 
посвящения их в рыцари. 
 
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать 
правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями”: 
верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, 
охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. 
 
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное 
сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой 
церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, 
ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу 
посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского 
достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою 
очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. 
Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией 
воинской выучки и храбрости.  
 
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В 
основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу 
рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, 
гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в 
помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и 
скупость, не прощалось предательство. 
 
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается 
грабительских походов в чужие земли ( например, взятие Иерусалима или 
Константинополя во время крестовых походов ), то рыцарские “подвиги” 
приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам. 
 
Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали 
рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в 
Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев возникли особые 
организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К 
ним относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), 
Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, 
Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев и 
Ливонский. Члены ордена давали монашеские обеты ( нестяжание, отказ от 
имущества, целомудрие, повиновение ), носили схожие с монашескими 
одеяния, а под ними - военные доспехи. Каждый орден имел свою 
отличительную одежду ( например, у тамплиеров - белый плащ с красным 
крестом ). Организационно они строились на основе строгой иерархии, 
возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При 
магистре действовал капитул ( совет ), с законодательными функциями. 
 
Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую 
страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и 
стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому 
аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но 
и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического 
звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о 
моем Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров и 
труверов во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( 
история любви Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую 
“куртуазную литературу” ( от французского courtois - учтивый, рыцарский 
) с обязательным культом дамы. 
 
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных 
государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства 
стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее 
ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. 
Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с 
очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно 
потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать 
конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно 
появилось в 15 в. ), рыцарство оказалось не способным. Новые условия 
эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений 
привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство 
окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав 
дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители 
старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий 
абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, 
осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, 
включая благородные принципы верности долгу и достойного служения 
отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Информация о работе Рыцарство