Русское государство 15-17 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления ряда научно-теоретических и политико-правовых проблем XIV—XV веков. Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV—XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Оно имело ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным процессом в ряде стран Западной Европы.

Оглавление

Введение….………………………………………….………………………….....…....3
1. Русское государство в XIV – XVII вв.
1.1 Предпосылки объединения великорусских земель вокруг Москвы……….….5
1.2 Государственный строй Московской Руси в XV – XVII вв. Приказная система управления……………………………………………………………………………..11
1.3 Боярская Дума и Земские Соборы……………………………………………….16
2. Схема «Преступление и наказание по Русской Правде»………………...………18
3. Задача………………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….….…...21
Список использованных источников………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Иогп варн - 5. Русское государство в XIV – XVII вв..docx

— 60.45 Кб (Скачать)

Со второй  половины XIV в. начинается  второй    этап  объединительного  процесса, основным  содержанием  которого  был разгром  Москвой своих основных политических соперников и переход от  утверждения  за  Москвой её политического  главенства на Руси к государственному объединению  вокруг  неё  русских  земель и  организации  общенародной  борьбы за свержение ордынского ига.

            Другим выдающимся  деятелем эпохи  образования централизованного  государства, возглавившим борьбу  с татаро-монголами, был Дмитрий  Иванович Донской  (1359-1389). Он родился  в 1350 г. и значительную  часть  своей молодости провел в Золотой  Орде. Дмитрий Иванович успешно  продолжал дело своего деда  Калиты - крепил  могущество Москвы. В этом огромную  поддержку  ему  оказывал  митрополит  Алексей, оставшийся верным 

московской династии и  использовавший  авторитет  церкви  для предотвращения княжеских усобиц.

         Отличительной чертой московского   князя  была  воинская доблесть. В 1362 г. одиннадцатилетним   юношей он выступил со своим  войском против недруга Москвы - суздальско-нижегородского князя,  который  вынужден  был уступить  великокняжеский стол Москве. С  той поры в период  княжения  Дмитрия Ивановича войны почти  не прекращались. Московский  князь  смело вступил в борьбу с  сильными врагами - Тверью, которая  вновь окрепла, Рязанью, Литвой. После страшного московского  пожара 1366 г.,  уничтожившего  Кремль, Посад, Загородье, Заречье,  Дмитрий   Иванович, предвидя упорную  борьбу  со своими противниками, решил  укрепить столицу. Менее чем  за два года на месте   сгоревшей крепости были воздвигнуты  белокаменные стены. Были  укреплены  и дальние подступы  разросшейся  столицы - построены крепости - монастыри. 

           Утвердив  свою  власть  над  русскими князьями, подчинив Москве  Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович  решился вступить  в борьбу  с  главным  врагом  Руси - Золотой Ордой. В 60-е годы XIV в. в Золотой  Орде  власть  захватил  темник  Мамай. Став  фактическим  правителем Орды, Мамай сумел объединить большую  часть прежней территории Золотой  Орды и отчасти восстановить  её военное могущество. Подготовка к решающему походу на Москву заняла у Мамая  два года. За это время он провел широкую мобилизацию  не только в Орде, но и в подвластных  ей землях Поволжья и Северного Кавказа, затратил большие деньги на наём воинов в генуэзских колониях в Крыму. Им была создана могучая боевая  армия с авангардом, флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для тысячевёрстного броска. Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс  образования единого государства. Первая  победа, одержанная  русскими над татаро - монголами на реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.

           Великий князь Дмитрий Иванович  заблаговременно готовился к  отражению  Мамаевых полчищ, укрепляя  единство  страны, собирая  общерусское  войско. На  его  зов  ко  всем  русским князьям собраться  у Коломны с войсками и воеводами  откликнулись, по свидетельству  летописца, 23 князя. Огромное моральное,  духовное воздействие на боевой  дух русских войск сыграло  лагословение преподобного Сергия  Радонежского – игумена Троице-Сергиева  монастыря, самого  влиятельного  церковного деятеля общерусского  масштаба.

В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-тысячная русская армия противостояла 180-тысячному  татарскому войску. Потеряв  две трети своей армии, Мамай  бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в  русской истории. Однако победа не привела  к немедленному возрождению независимости  Русского государства. Но миф о непобедимости  Орды был развеян. Кроме того, победа  общерусского войска под руководством Московского князя, благословенная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство  родилось на поле  Куликовом. Среди  сказаний и песен, сложенных в  честь  Куликовской битвы, выделяются  два  сочинения – поэма «Задонщина»  и «Сказание о Мамаевом  побоище». Оба  памятника были составлены в  монастырских  стенах и содержат наибольшее количество сведений о битве.1

            После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход  Тохтамыша   в 1382г., не смогла  восстановить  в  прежнем  объёме власть  над русскими землями. Она была  вынуждена признать политическое  главенство Москвы на Руси. Перед   смертью Дмитрий Донской передал   своему  старшему сыну Василию  I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию  великое княжество Владимирское  как «отчину» московских князей, не признавая тем самым право  хана выдавать ярлык. Процесс  слияния Владимирского княжества  и Московского завершился. С этого  момента  Москва утвердила  за собой роль и значение  территориального и национального  центра формировавшегося  русского  государства.  Ещё при Дмитрии  Донском были  присоединены Дмитров,  Стародуб, Углич и Кострома, обширные  территории в Заволжье. В конце  XIV в. потеряло независимость   Нижегородское княжество. Поражение  удельных  князей  создало условия  для перехода к завершающему  этапу объединения.

____________

1 Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. М., 2008. 

1.2 Государственный строй Московской Руси в XV – XVII вв. Приказная система управления

 

 

           Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственного домена. Отношения с боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу московскими князьями.

          Но уже с середины XV в. происходят серьезные изменения, и великий князь московский превращается в самодержавного монарха, л вассалитет сменяется подданством. С падением Византии (1453 г.) московский князь становится главой крупнейшего в мире православного государства и рассматривает себя в качестве преемника византийских императоров. На Русь переходит византийская государственная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог укрепила международный престиж Московской Руси. С этого времени он стал добавлять к своему титулу «великого князя» слово царь. Тогда же появилась и формула Божьей милостью - указание на теократический источник власти (из воли Божией). Не случайно на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога».

       Иван IV принял в свой титул слово «царь» окончательно (после венчания на царство 16 января 1547 г.), а чуть позже новый титул был утвержден грамотой цареградского патриарха. В XVI в. вместе с титулом «царь» стал вводиться в оборот и титул самодержец, сначала от лица подданных при обращении к государю, а со времени Лжедмитрия I и в официальных актах. В середине XVII в. титул российского монарха звучал так: «Божией милостью великий князь, царь, государь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и всех земель, северных, восточных, западных и южных отчич, дедич, наследник, господарь и обладатель».

       Передача престола, начиная с Ивана Грозного, осуществлялась по праву первородства (до этого имело место и завещательное право, когда, к примеру, Иван III «пожаловал» престолом сына от второго брака в обход внука от первого). В условиях династического кризиса конца XVI - начала XVII вв. имело место избрание монарха. Венчание на царство осуществлялось в московском Успенском соборе, сопровождалось возложением венца - короны, вручением скипетра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.

        В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в их владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.

В практической политике в  интересах государства действия монарха, тем не менее, согласовывались  с аристократическими кругами общества. Являясь верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и  иных функций, русский монарх широко использовал в качестве совещательного органа Боярскую думу, выросшую из прежнего совета бояр.

Органом сословного представительства  стали Земские соборы, действовавшие  в России чуть более ста лет (первый - в 1549 г., последний - в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного согласия всего  населения страны. От его имени  Земский собор принимал решения  по важнейшим проблемам текущей  жизни, а затем цари приводили  эти решения, как бы санкционированные  всеми сословиями, в исполнение.

В развитии соборной деятельности в России можно выделить 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного достичь  общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его  малолетства, и закапчивается с  пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главным  назначением Собора становится «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием  царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. - третий период, в котором монархия и Земский собор выступают  единым фронтом в ликвидации последствий  смуты. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные  вопросы. Ряд исследователей помимо Земского собора 1653 г., принявшего решение  о воссоединении Украины с  Россией, считают последним Собор 1682 г., принявший решение об уничтожении  местничества.

        Структура Земского собора. Земский собор состоял из трех частей: Освященного Собора, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярской думы - верхней палаты Собора - и выборных или естественных представителей служилого дворянства, городских посадов и частично черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

        Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

        Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора, и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

        Прерогативы Земского собора: утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

        Органы центрального управления. Дворцово-вотчинная система управления не отвечала потребностям единого государства, но она явилась основой формирования новых органов центрального управления. В дворцовом ведомстве, находившемся под руководством дворецкого и его тиунов, казначеев, дьяков, выделились поначалу особые хозяйственные комплексы (или пути): сокольничий, конюший, стольничий, чашничий, ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли путные бояре. Естественно, они распространяли свои властные полномочия и за пределы дворца.

       Кроме «путей» уже в XV в. стали выделяться особые отрасли управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались (приказывались) какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы - новые органы управления. Уже Судебник 1497 г., говоря об особых людях, которым «люди приказаны ведати», свидетельствует об их существовании. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название «приказов». (Казенный - ведавший личным имуществом великого князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный; Посольский - ведомство иностранных дел и пр.).

Информация о работе Русское государство 15-17 век