Русские народные праздники и бытовая культура крестьянства в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 12:15, реферат

Краткое описание

Цель моей работы состоит в том, чтобы на примере крестьянства XIX в. установить повседневный рацион крестьянина, выяснить обыденные жилищные условия сельской семьи, познакомиться с традициями крестьянина и определить вид традиционной деревенской одежды.

Файлы: 1 файл

Русские народные праздники и быт крестьян XIXв.docx

— 46.92 Кб (Скачать)

    Другой редкостью  на крестьянском столе был  пшеничный хлеб. Пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок и т. п. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб — для белого тела» употребляемых крестьянами в пищу, безусловное первенство принадлежало ржи. Ржаной хлеб фактически и составлял основу крестьянского рациона. Для примера, в начале ХХ в. в селах состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2 %, мука пшеничная – 2,3 %, крупы – 16,3 %.

 Рыбу употребляли в  разрешенные церковным уставом  дни. В скоромные дни на столе  появлялись щи с мясом, творог  с молоком. Зажиточные крестьяне  в праздничные дни могли позволить  себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные  блинцы и коржики из сдобного теста .Обилие праздничного стола находилось в прямой зависимости от имущественного достатка хозяев.

    Повседневным  напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками».Уровень бытовой культуры сельского населения находился в прямой зависимости от степени общественного развития села.

    Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печеным картофелем, вчерашними остатками. В девять — десять утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше . Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.

    Из вышеприведенного  обзора потребления пищи крестьянами  можно сделать вывод о том, что основу повседневного рациона  сельского жителя составляли  продукты натурального производства, в нем преобладали продукты  растительного происхождения. Достаток  пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от  Покрова до святок сменялся  полуголодным существованием в  весенне – летнюю пору.

 

    Жилище

Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи. В селах региона основным строительным материалом выступала древесина. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Исключение составляли степные районы южных уездов Курской и Воронежской губерний. Здесь преобладали мазанные малороссийские хаты.

Состояние крестьянских жилищ, в полной мере, отражало материальное достаток их владельцев. «Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствуют отсутствие скотины и мебели». По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов. Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей: «Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три – четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются 2-3 лошади, три — четыре коровы, два – три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар».

    Русские крестьяне  были весьма непритязательными  в домашнем обиходе. Постороннего  человека, прежде всего, поражал  аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX в. мало, чем отличалась от сельского  жилища века предыдущего. Большую  часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так  и для приготовления пищи. Во  многих семьях она заменяла  баню. Большинство крестьянских  изб топились «по-черному». В каждой  избе был стол и лавки вдоль  стен. Иная мебель практически  отсутствовала. Не во всех семьях  имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатьях.

    Солома служили  универсальным покрытием для  пола в крестьянской избе. На  нее члены семьи отправляли  свои естественные надобности, и  ее, по мере загрязнения, периодически  меняли.

    Постоянные работы  по хозяйству и в поле практически  не оставляли крестьянкам времени  для поддержания чистоты в  домах. В лучшем случае раз  в день из избы выметали  сор. Полы в домах мыли не  чаще 2 — 3 в год, обычно к престольному  празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха  в деревне традиционно являлся  праздником, к которому сельские  жители приводили свое жилище  в порядок. «Почти каждый крестьянин, даже бедный, — писал сельский учитель, — перед Пасхой непременно зайдет в лавку купит 2 — 3 куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок, и стены дома с мылом».

    Посуда была  исключительно деревянной или  глиняной. Деревянными были ложки, солонки, ведра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было  совсем мало: чугуны, в которых  варили пищу, ухват для вытаскивания  из печи чугунов, насаженный на  деревянную палку, ножи. Освещались  крестьянские избы лучиной.

 

Одежда

    В одежде крестьян  сохранялись традиционные, архаические  черты, сформировавшиеся в далекой  древности, но в ней отразились и новые явления характерные для периода развития капиталистических отношений. Мужская одежда была более или менее единообразной,  а женская одежда отличалась большим разнообразием. Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. Мужчины в деревне носили посконное белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом, длиною до колен и порты. Рубаха подпоясывалась тканным или сученым пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. А крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна. Основу обыденной одежды крестьянок составлял традиционный русский костюм, испытывавший в конце XIX века значительное влияние городской моды. Как отмечают специалисты, в деревне изучаемого региона происходил процесс сокращения территории распространения поневы, замены ее сарафаном. Девушки и замужние носили сарафаны. В ряде мест у селянок сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на головах «кокошники» и волосники с возвышениями или даже рогами. Привычная женская обувь «лапти» уступили место башмакам или полусапожкам «со скрипом»

    Праздничная одежда  крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос.

    Крестьянский  быт выступал не только показателем  социально — экономических и  культурных условий развития  русского села, но и проявлением  обыденной психологии его жителей. Традиционно в деревне большое  внимание уделялось показной  стороне жизни семьи. В деревне  хорошо помнили, что «встречают по одежке». С этой целью зажиточные хозяева и в будние дни носили высокие сапоги с бесчисленными сборками («в гармошку»), и в теплую погоду накидывали на плечи синие тонкого фабричного сукна кафтаны. А что не могли показать, о том говорили, что «дома у них на столе самовар и часы на стене, и едят они на тарелках мельхиоровыми ложками, запивая чаем из стеклянных стаканов». Крестьянин всегда стремился к тому, чтобы у него было все не хуже чем у соседа. Даже при небольших средствах свободные денежные средства вкладывались в строительство дома, покупку хорошей одежды, иногда мебели, в устройства праздника «на широкую ногу», чтобы в деревне создавалось впечатление о зажиточности хозяйство. Семейный достаток необходимо было демонстрировать повседневно, как подтверждение хозяйственного благополучия.

 

Заключение

В ходе работы я познакомилась с народными праздниками крестьян XIXв и  . установила повседневный рацион крестьянина, выяснила обыденные жилищные условия сельской семьи, познакомилась с традициями крестьянина и определила вид традиционной деревенской одежды.

 

Литература

 

Архив Российского этнографического музея. Ф. 7. Оп. 1.

Архив Русского географического общества. Раз. 19. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 9об.

Бржеский Н. Очерки аграрного быта крестьян. Земледельческий центр России и его оскудение. СПб., 1908.

 Буганов В.И. История России // Конец XVII-XIX век. М.,1995

Быт великорусских крестьян – землепашцев. Описание мат-лов этнограф. бюро кн. В. Тенишева. СПб., 1993.

  М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. История России. М.,2002

Орлов А. С. Полунов А. Ю. «Пособие по истории отечества для

поступающих в вузы» Москва «Простор» 2000 г.

 


Информация о работе Русские народные праздники и бытовая культура крестьянства в XIX в