«Русская правда» - источник по истории социального строя древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве, но их единая классификация до сих пор отсутствует. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

Оглавление

I. Введение…………………………………………...….....3
II. Правовое положение населения………………….....4
III. Происхождение и источники………………………...7
IV. Наследственное право…………………………………8
V. Преступление и наказание……………………………11
VI. Суд и процесс…………………………………………...16
VII. Заключение……………………………………………...18
VIII. Список используемой литературы………………….19

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по  Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню  развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже  весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и  видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из  объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и  наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий  населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная  Правда сформировалась.

        В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких  списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из  Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных  отношений периодам раздробленности. 
 
 
 
 

IV. Наследственное право 

       Семейно-Наследственное право относится  к медленно изменяемой сфере.  С момента принятия христианства  основы православной семьи долгие  столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права.

       Ко времени Русской Правды  мы не встречаемся со свидетельствами  о приниженном положении женщины.  По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена  в Русской Правде в понятии «вервь», то есть коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежом «дикой виры».  Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли «вкладываться» в общую виру, не будучи родственниками. М.Косвен предложил гипотезу, согласно которой «вервь» Древней Руси - переходная форма от патриархальной  семьи к индивидуальной. с сохранением коллективных порядков (патронимия). Но отличительных черт патронимии не выделено, в ней сохранялись коллективное хозяйство, родственные связи и  обычаи. Единственный отличительный признак - меньшая численность - вообще трудно определим. Поэтому патронимия, больше похожа на чисто логическую конструкцию.

           В Древней Руси к XI в. господствовала  моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Летопись гласит: лот греховного корня злой бывает плод». Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии. Летопись оправдывает это: вне внимай злой жене: ибо мед каплет с уст ее. Жены прелюбодейки. Но мгновение это. Не путем жизни идет она, сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад».

        Христианская семья должна была  подчиняться суровым нравственным  канонам, в основе новой идеологии  лежали трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. Формирование семьи христианского типа происходило постепенно, государство относилось к язычеству достаточно терпимо, но подтвердить конкретными фактами сосуществование христианских и языческих семей невозможно.

        В глубокой древности наследование  осуществлялось на основе обычного  права, с правом всего коллектива  на какую-то часть имущества.  Ранее всего индивидуализировалось  наследование движимости (лук, копье,  топор). Возникло деление наследственной  массы на доли: часть - коллективу, часть - семье, часть по усмотрению самого лица. Ибн фадлан свидетельствовал, что к X в. имущество умерших руссов делилось на три части.

Наследование  на основе обычного права в видоизмененной форме входит в общегосударственный закон. Видимо, параллельно развивались завещательные отказы, ограниченные долями в пользу ближайшим родственников. Можно выделить две формы наследования по закону и по завещанию. Отстранение, женщин от наследования не может рассматриваться как средство не сознательного принижения. Выходя за муж за члена другого рода, они не могли забирать имущество, нажитое членами своего рода. Воевали за новые территории мужчины и обрабатывали землю мужчины, поэтому институт наследования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европейских народов.

        Право родни на долю из штрафов  в случае убийства закреплено  в ст. 4 договора с Византией  911 г. Видимо, родственники в любых  случаях могли претендовать на  часть имущества. В остальном  договор рисует картину развитого наследственного права, где действует первенство завещания над законом. Статья 13 гласит: «Если кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание». Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянских общинах обычное наследование продолжало действовать.

          Споры о наследстве возникали довольно часть, и Уставы церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание коллизий языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи. Институт наследования в Русской Правде - один из наиболее разработанных.

В XI в. брак стал церковной прерогативой, в участии в судебнй51 процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас недопило. С.В. Юшков считал, что он составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин.

         В Русской Правде речь идет  об индивидуальной семье (муж,  жена, дети)* личным хозяйством. В  статьях о «верви» подразумеваются,  возможно, коллективы родственников.  В Пространной Правде имеется  целый устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

Общий принцип  известен еще По Договорам с Византией: приоритет наследования по завещанию  с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: *Кто умирая разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда- умрет, всем детям идет имущество». Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть ст 9 3, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества принадлежащего матери (ст.94). Дети от рабыни 'не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях «двор» переладит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник-опекун. Мать, опекун-отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут «лихи» (ст. 106).

  Такой порядок  наследования обеспечивал имущественные  права всех членов семьи и  в целом просуществовал до  того момента, когда к Наследованию  стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа «доброго» отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию.  

 

V. Преступление и наказание 

         Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся  отрасль права, сформировалось на стадии позднего феодализма и продолжало  развиваться в буржуазный период. Поэтому для более раннего времени правильнее  говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две кате, горни -  преступление и наказание. В Х-ХV вв. понятия вины, соучастия, подготовки к  совершению преступления находились в зачаточном состоянии, постепенно, на  протяжении ХV1-ХV11 вв., а формировались, и лишь в Уложении 1649 г. они находят  более или менее полное отражение.

           В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется достаточно  сведений о караемых государством криминальных посягательствах в 1Х-Х в.в. Речь  идет о кражах, в убийствах, побоях и т. д., но они не характеризуются какими-либо  особыми терминами. Преступные действия в летописях именуются злыми делами.  Главный элемент преступного действия - наказуемость. В качестве объекта нарушения  могли выступать государственный закон, обычаи, религиозно-нравственные  установления. В литературе принято считать, что первая попытка определить  преступное сделана в Русской Правде, где нанесение вреда личности именуется  «обидой». Например, при нанесении побоев следовало «платить за обиду 12 гривен».

            Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные  действия, могли быть свободные люди. Любое преступление подразумевало выплату  штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности.  Холопы и рабы, сами будучи разновидностью собственности, таковой не имели и  имущественную ответственность за них несли хозяева. Очень трудно определить  влияние «а положение субъекта сословного статуса. Мы не имеем сведений  документов о последствиях, например драки дружинника и крестьянина, хотя наиболее  правдоподобная версия возникновения Древнейшей Правды связывается именно с  побоищем между княжеской дружиной Ярослава Мудрого и. новгородскими  горожанами. Наиболее вероятно, что во времена Русской Правды при устных  привилегиях феодалов за оскорбления, бесчестье и т.д. все свободное население  отвечало за криминальные действия в отношении представителя другого сословия.  Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте  преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на  основе церковных установлений.

           Можно предполагать, что в древний период в крестьянских общинах практиковались  наказания на основе обычного права, но конкретных источников до нас не дошло. В  Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности  (убийство,  телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража,  нарушение земельных границ, не законное пользование чужим имуществом). Закон  защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы,  нуждался в охране как своей личности, таки своего хозяйства.

            В Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния  против княжеской администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще  не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред  государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей  рассматривались как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь на   месте преступления, часто - массовая. Князья в борьбе за  власть порой прибегали к  весьма недостойным приемам, но вопрос об ответственности решался в их среде.  Измена князю так же рассматривалась в княжеском окружении, ответственность  во  многом зависела от расстановки политических сил.

            В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был  довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи  государственным законодательством, порывал с морально нравственными  установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В  таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только  денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов.  Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской  доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда  является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви  устанавливались в церковных уставах.

          В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно  можно отнести к наказаниям), «поток и разграбление», смертная казнь, уголовные  штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные штрафы за  посягательства на личность носят выраженный сословный характер, при  посягательстве на имущество это проявляется менее резко.

             Об убийствах упоминается в договоре с Византией 911г. (в случае убийства кого-либо  убийца должен «умереть на месте» (кровная месть). Если же виновный успевал  скрыться, вступала в действие имущественная ответственность: имущие лица отдавали  свою часть собственности в качестве выкупа, не обладавших собственностью  родственники убитого преследовали до отмщения. Статья 1 Правды Ярослава Мудрого  также предусматривает месть родственников за убийство, если мстителей «не будет»,  выплачивается штраф в 40 гривен. В этой статье еще отсутствует социальная  дифференциация виновных при выплате штрафа, но убийство признается самым  опасным преступлением с него начинаются все редакции Русской Правды. В Правде  Ярославичей за убийство огнищан, конюхов князя, тиуна предусмотрен уже  повышенный штраф в 80 гривен, за убийство свободного человека выплачивался  штраф в 40 гривен.

             Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались денежными  штрафами. За повреждение пальца выплачивалось 3 гривны, за удары жердью, палкой,  за вырывание бороды и усов - 12 гривен. За отрубание руки полагался штраф 40 гривен.  Угроза оружием наказывалась штрафом в 1 гривну. Хотя штрафы дифференцированы в  зависимости от тяжести увечья, ясного понимания степени вреда в Русской Правде  нет, поэтому можно говорить о принципе казуальности: в кодексе перечисляются  случаи нарушения телесной неприкосновенности с конкретными штрафами, но без  попыток обобщения.

Информация о работе «Русская правда» - источник по истории социального строя древней Руси