Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:47, доклад
Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
1) манифест 17,10,1905 его содержание и значение
2) х-ка основных законов 23 апреля 1906
3) деятельность 1ой и 2ой гос думы
1.Манифест 17.10.1905.Его содержание и значение
Высочайший Манифест
«Об усовершенствовании государственного
порядка» (Октябрьский манифест) —
законодательный акт Верховной
Власти Российской империи, обнародованный
17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем
Витте по поручению Императора Николая
II в связи с непрекращающейся «смутою».
В октябре в Москве началась забастовка,
которая охватила всю страну и переросла
во Всероссийскую октябрьскую политическую
стачку. 12—18 октября в различных отраслях
промышленности бастовало свыше 2 млн
человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде
всего, забастовка железнодорожников,
и вынудили императора пойти на уступки.
Историческое значение Манифеста заключалось
в распределении единоличного права Российского
Императора законодательствовать между
собственно монархом и законодательным
(представительным) органом — Государственной
Думой.
Манифест, вкупе с Манифестом Николая
II 6 августа 1905, учреждал парламент, без
одобрения которого не мог вступать в
силу ни один закон. В то же время за Императором
сохранялось право распускать Думу и блокировать
её решения своим правом вето. Впоследствии
Николай II не раз пользовался этими правами.
Также, Манифест провозглашал и предоставлял
гражданские права и свободы, как то: свобода
совести, свобода слова, свобода собрания
и свобода формирования объединений.
Таким образом, манифест был предшественником
российской конституции.
Либеральная общественность встретила
манифест с огромным ликованием. Многие
либералы, тяготеющие к правому крылу,
считали цель революции достигнутой. Однако
"восторженный энтузиазм в либеральной
среде разделяли далеко не все. Один из
известнейших деятелей П.Н. Милюков находился
в момент опубликования Манифеста в Москве.
Здесь, в Литературном кружке, по получении
известия о Манифесте, восторженные посетители
подняли его на руки, принесли в центр
ресторанной залы, поставили на стол, дали
в руки бокал шампанского и заставили
произнести речь. И будущий бессменный
глава кадетской партии сказал то, чего
от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось,
война продолжается». Завершилось оформление
партии кадетов, возник «Союз 17 октября»
и другие партии.
Большевики сразу объявили Октябрьский
манифест обманом и призвали все левые
силы не признавать его.
Публикация манифеста также привела к
наиболее массовым еврейским погромам
в истории Российской империи - 690 погромов
в 660 населенных пунктах. В период с 18 по
29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч
человек, ранено около 10 тысяч.
Особенность этого манифеста заключалась
в том, что он был декларацией прав, а не
законом.
2. характеристика основных законов 23 апреля 1906
Для детального понимания
современных конституционных
Особую роль в
процессе реализации и практического
воплощения прав и свобод российских подданных,
которые были закреплены в Основных государственных
законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство
внутренних дел, которое в силу специфики
своего правового статуса обеспечивало
соблюдение этих конституционных положений.
Уроки Российского парламентаризма свидетельствуют
о необходимости, для достижения эффективного
функционирования государственного механизма,
идти на диалог и компромисс.
Кудинов С.А. считает, что назвать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных актов в Европе и Японии, которые показывают, что Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. можно поставить в один ряд с тогдашними западноевропейскими конституциями, и, во-вторых, речь
идет о формировании
именно дуалистической монархии.
Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период
политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных
законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных
манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с
государственным мнением, выработанным апрельским (1906 г) Царскосельским
Совещанием под председательством императора. Мнение это основывалось на
признании необратимости конституционных преобразований, ограничивавших
права монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф
Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников:
"Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово
"неограниченный". Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует
до того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после
17 октября помимо законодательных учреждений, Ваше Величество не можете
уже издавать законы сами. По-моему, Вам, Государь, было угодно
ограничить свою власть. В основных законах надо издать то, что ново, а
старое оставить, но слово "неограниченный" в нем не может оставаться".
Самодержавной монархии в России предстояло стать монархией
конституционной.
Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России
стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя
конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии,
а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав
человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она
знаменовала наступление конституционной эры Кутьина Г., Мулукаев Р.,
Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. М.,
2003. С. 492..
Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в себя
новые главы, посвященные
отдельным конституционным
и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и
Государственной Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те
положения старых Основных Законов, которых не коснулось время, - о
порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке и т.д.
Основные Государственные Законы 1906 г. представляли собой внушительное
нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей (в
редакции Свода Законов), охватывающее своим действием основополагающие
государственно-правовые
институты.
Основные Законы занимали самостоятельное место в системе Свода Законов,
образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные
Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой
юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке.
Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору.
Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во
время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это
право на Основные
Государственные Законы.
Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются
фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение
полномочий между
императорской властью и
октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и
Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат
Парламента был
определен особыми законами.
Основные государственные законы 23 апреля 1906 года стали первой
действующей российской конституцией, оформив изменения, происшедшие в
ходе реформ и создания Государственной думы. В этом видят результат
революции, которая, в свою очередь, явилась итогом русско-японской войны
- трагического
поражения русских армии и
флота, завершившегося в
1905 года подписанием
графом С.Ю. Витте
Можно сказать, что Япония косвенно способствовала превращению России в
конституционную монархию Куликов С. Японские корни российской
конституции // Родина.
2002. № 7..
Менее известно то, что существовало и прямое японское влияние на судьбы
российского конституционализма. Это доказывается самой историей создания
Основных законов. Автором проекта, ставшего фундаментом их окончательной
редакции, был Петр Алексеевич Харитонов, начальник Государственной
канцелярии, которая занималась кодификацией и обеспечивала
делопроизводство Государственного совета - высшего законосовещательного
учреждения, а после 1906 года - верхней палаты народного
представительства.
Получив от императора Николая II в начале ноября 1905 года поручение
составить проект новых Основных законов, П.А. Харитонов обратился к
разработкам, исходившим из лагеря оппозиции. Это были: "Проект русской
конституции", выработанный членами "Союза Освобождения" под руководством
П.Б. Струве, проект конституции, подготовленный С.А. Муромцевым и
напечатанный в "Русских ведомостях" 6 июля 1905 года, и программа
Конституционно-
съездом 12-18 октября 1905 года.
ря 1905 года.
Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть
монарха ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому
он только царствует, но не правит, и правительство ответственно не перед
ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается
в Англии.
Бюрократическая конституция вышла столь же либеральной, как и ее
источники, воплощая идею парламентарной монархии вполне недвусмысленно.
В то же время при составлении российской конституции, помимо проектов,
исходивших от оппозиции, Харитонов, как и авторы этих проектов,
использовал и иностранные конституции. "Проект Основных государственных
законов Российской империи, - признавался сам он, - составлен
применительно к таковым же законам других государств, в соответствии с
манифестом 17 октября
1905 года".
Одним из источников проекта Харитонова была именно японская конституция,
которая стала причиной не только появления отдельных статей российской
конституции, но и их отсутствия. В частности, отказ от введения в проект
постановления о
присяге монарха соблюдать
мотивировал тем, что "подобное постановление" "не имеется" в том числе и
в японской конституции.
4.Деятельность 1 и 2 гос.думы
"Усовершенствование государственного порядка". Одновременно с манифестом 17 октября 1905 г., содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе "по мере возможности" те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 г. был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления". Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, "никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров". Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись "всеподданнейшие" доклады министров царю. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю. Витте (до 22 апреля 1906 г.). С апреля по июль 1906 г. Совет министров возглавлял И. Л. Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров из-за своей бездарной предыдущей деятельности на государственных постах. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П. А. Столыпин (до сентября 1911 г.).