Россия в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по истории России

Оглавление

1. Основные тенденции социально-экономического развития страны.
2. Внутренняя политика Александра I.
3. Внутренняя политика Николая I.

Файлы: 1 файл

контрольная история.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

         Тема9. Россия в первой половине XIX века

1. Основные тенденции социально-экономического развития страны.

2. Внутренняя политика Александра I.

3. Внутренняя политика Николая I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные тенденции политического и экономического развития страны.

 

Прежде всего правительство  Михаила Романова покончило с  польско-шведской интервенцией. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со Швецией, по которому России возвращались новгородские земли, но Швецией удерживала за собой Балтийское побережье. Таким образом, Россия лишалась выхода к Балтийскому миру. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой (то есть Польшей), по которому прекращалась польская интервенция, но Россия теряла Смоленские и Черниговские земли. Территориальное единство страны было восстановлено, хотя часть русских земель была утрачена.

К решению вопросов управления государством правительство царя Михаила  Романова активно привлекало Боярскую думу и Земские соборы. Первые 10 лет  после Смуты (1613 – 1622 гг.) Земские соборы в Москве действовали непрерывно, один состав сменялся другим. В период социальной нестабильности царь охотно опирался  на участие общественности в делах государства, а Земские соборы оказывали реальную и существенную помощь. Однако по мере развития административных органов управления –  приказов  царская власть стала больше опираться на бюрократию и роль Земских соборов стала падать. Они созывались все реже, в 1653 г. последний раз собирался Земский собор в полном составе. Таким образом, этот сословно-представительный орган в XVII в. пережил и свой наивысший расцвет, и закат. К концу XVII в. Земские соборы утратили свое значение и перестали созываться, а характер государства стал самодержавно-бюрократическим.

Органами центрального управления, на которые опиралась царская власть, были приказы. Количество их неуклонно возрастало, всего на протяжении XVII в. действовало около 80 приказов. Распределение функций между ними было запутанным, иногда они дублировали друг друга. Контроль за деятельностью приказов осуществлял приказ Тайных дел, который напрямую подчинялся царю.

На местах было введено воеводское правление. Воеводы сосредоточили в своих руках гражданскую и военную власть, что еще больше усилило центральную власть. Правительство царя Алексея Михайловича Романова продолжило тот же курс. В 1649 г. было принято Соборное уложение (новый вид законов), по которому право крестьянского перехода в Юрьев день отменялось. Это стало заключительным этапом процесса закрепощения крестьянства.

Тяжелое экономическое положение  страны после Смуты, рост налогообложения, отмена Юрьева дня, неудачные попытки правительства ввести в оборот медные деньги вместо серебряных создали почву для обострения социальных конфликтов. Разрозненные бунты переросли в крестьянскую войну под предводительством Степана Разина (1667 – 1671 гг.). Правительство жестоко подавило действия восставших крестьян и казаков. Однако основа социального взрыва – усиление крепостничества – не была ликвидирована.

Только к середине XVII в. в основном было завершено восстановление экономики страны, что позволило народному хозяйству развиваться дальше.

Основой экономики был  аграрный сектор. Его развитие базировалось на росте феодального землевладения. Владельцы вотчин и поместий использовали труд крепостных крестьян, которые несли феодальные повинности – барщину  и оброк. Сельское хозяйство развивалось на экстенсивной основе, в хозяйственный оборот втягивались все новые земли. Активно колонизовались Поволжье и Дикое поле (причерноморские степи). При этом система земледелия почти не менялась, трехполье прочно утвердилось в разных регионах. К концу  XVII в. связи феодального хозяйства с рынком усилились. Многие поместья и вотчины поставляли на рынок хлеб, кожи, виноградные вина, соль.

Если аграрный сектор основывался полностью на феодально-крепостнической системе, то в развитии ремесла стали заметны ростки капиталистических отношений. Повсеместно ремесло перерастало в мелкотоварное производств, что усиливало приток товаров на рынок. Кроме того, в основном сложилась хозяйственная специализация районов. Так, центром металлургии стали Тульско-Серпуховский и Московский район, текстильное производство сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Ярославле, Москве.  Центром производства соли стали такие города, как Соликамск, Солевычегодск, Солигалич. Во второй половине XVII в. в стране появились мануфактуры - крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Мануфактуры были проявлением капиталистических отношений, однако в условиях господства феодализма они были вынуждены использовать не наемный, а крепостной труд. В условиях нехватки свободных рабочих рук правительство стало приписывать крестьян к мануфактурам. Заводская барщина стала их обязанностью, по 3-4 месяца крестьяне работали на предприятиях. Количество мануфактур  в XVII в. было невелико (около 30), часть из них принадлежала государству (Печатный двор, Монетный двор, Литейный двор), а часть – предпринимателям. Таким образом, в развитии ремесла произошли существенные изменения, что позволило расширить сферу ремесленного производства.

Успехи в развитии сельского хозяйства и ремесла  способствовали формированию всероссийского рынка. Через крупные ярмарки, такие  как Макарьевская, Свенская, Ирбитская, регионы обменивались друг с другом продукцией. Однако сезонный характер ярмарочной торговли, большие расстояния  отсутствие хороших дорог сдерживали развитие внутренней торговли.

Внешняя торговля осуществлялась через Архангельск (с европейскими странами) и Астрахань (с восточными государствами). Россия вывозила пушнину, лес, пеньку и др. товары. В структуре российского экспорта преобладало сельскохозяйственное сырье. Из Англии и Голландии, которые стали главными торговыми партнерами завозились изделия из металла, шерстяные ткани, из восточных страны – Индии и Персии – привозились чай, пряности, шелка, драгоценности. Развитие внешней торговли сдерживалось отсутствием прямого выхода к Балтийскому и Черному морям.

К концу XVII в. Россия стала  крупнейшим государством в мире. В  результате постоянной колонизации ее границы раздвинулись от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до верхнего течения реки Амур берегов Охотского моря на Дальнем Востоке. В XVII в. окончательно утвердилось само название страны - Россия. И именно тогда страна определилась как евроазиатская держава. Евразийская сущность России определяла всю ее последующую историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внутренняя политика  Александра I

 

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1777—1825 гг.). Обладая незаурядным умом, изысканными манерами,  он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма.

Александр считался с «духом времени», с влиянием французской революции на умы. Он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. В начале  царствования Александр I  провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Он приблизил к себе друзей юности - П.А.Строганова, Н.Н.Новосильцева, В.П.Кочубея, А.А.Чарторыйского, составивших летом 1801 г. так называемый Негласный комитет, в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России в конституционную монархию

Задуманную в первые годы царствования Александра I программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере, носили непоследовательный и противоречивый характер. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. До конца царствования Александра I отпущено на основании указа 0,5% ко всему крепостному населению.

Был принят ряд мер по ограничению  произвола помещиков. Указы 1808—1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.

Уступкой новым экономическим    процессам явилось издание в  1801 г. указа о покупке земли недворянами — купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий менее 3% своей земли.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты.

В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел. Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата.

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М.Сперанский (1772—1839 гг.). Выходец из семьи бедного сельского священника, Сперанский, благодаря своему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру. В 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В 1809 г. М.М.Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам «среднего состояния» (купечеству, государственным крестьянам). Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором. Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако он выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности ни одно лицо не могло быть наказано без суда. Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против его реформаторских замыслов, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения была изложена Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж. Большое значение она имела для развития внутренней ситуации в России. Победа укрепила позиции самодержавной власти в стране, позволив ей стать более независимой от социального давления снизу, что заметно ослабило реформаторский пыл государственной  власти.

В 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия  усиливаются  консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. По поручению Александра I Н.Н.Новосильцев приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты.  А.А.Аракчеев разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии. Создание военных поселений позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Вся их жизнь подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась.

Информация о работе Россия в первой половине XIX века