Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:13, реферат
XIX век начался под знаком Великой Французской революции. Хронологические рамки Великой Французской революции в 40-е гг. XX в. были определены: 1789—1794 гг. В настоящее время исследователи склоняются к тому, чтобы расширить эти рамки и выделить два этапа:
1) восходящая линия революции — 1789—1794 гг.;
2) нисходящая линия революции — 1794—1799 гг. Это было событие мирового значения, которое оказало большое влияние на ход мирового развития, в том числе и на Россию.
Россия в первой четверти XIX века
XIX век начался под знаком Великой Французской революции. Хронологические рамки Великой Французской революции в 40-е гг. XX в. были определены: 1789—1794 гг. В настоящее время исследователи склоняются к тому, чтобы расширить эти рамки и выделить два этапа:
1) восходящая линия революции — 1789—1794 гг.;
2) нисходящая линия революции — 1794—1799 гг. Это было событие мирового значения, которое оказало большое влияние на ход мирового развития, в том числе и на Россию.
Каковы главные итоги революции?
1. Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. Появилась современная индивидуализированная частная собственность.
2. Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Введение принципа равных возможностей способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству людям из разных слоев. Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их еще не было.
3. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789—1791 гг.), Законодательное собрание (1791—1792 гг.), Конвент (1792—1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.
4. Революция породила парламентскую республику.
5. Новое государство, родившееся в ходе революции, обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан. Государство получило возможность более активно вмешиваться в жизнь граждан для обеспечения равенства возможностей, стабильности и социального порядка. Социально значимые области перешли под контроль государства. Университеты и высшее образование оказались в ведении государственных органов с тем, чтобы они обеспечивали государственные потребности в кадрах. То же произошло с финансами и т.д. Государство выступало теперь гарантом равных прав для всех граждан.
Современники свидетельствовали, что "французская революция имела в России, как и в других местах, много приверженцев", что "...вольноглаголение о власти самодержавной (стало — Л. С.) почти всеобщим, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции"'. В Россию проникало множество французских изданий. "Все, какие только во Франции печатаются книги, здесь скрытно купить можно", — отмечали современники. Переводчики, студенты из разночинцев переводили эти издания и продавали из-под полы в виде рукописных списков.
Поверенный в делах Франции в Петербурге Э. Жене сообщал в Париж, что сведения о событиях французской революции свободно печатались в русских газетах, в том числе и в правительственных "Санкт-Петербургских ведомостях". В 1789 г. в газетах был опубликован русский перевод "Декларации прав человека и гражданина". Э. Жене писал: "Крестьяне... пожирают сообщения о французских событиях, печатаемые в русских газетах". Цензура не запрещала печатать материалы о революции во Франции. В 1791 г. Учредительное собрание закончило работу над Конституцией. Во Франции провозглашалась конституционная монархия. Высшая исполнительная власть предоставлялась королю, высшая законодательная власть — законодательному собранию. Право участия в выборах получили так называемые "активные граждане", которые составляли менее 20% населения. Эти сведения были встречены в России с сочувствием и интересом.
Отношение государственной власти к Французской революции изменилось в 1792 г. после свержения и казни короля Людовика XVI. Конституция 1793 г. провозгласила Францию республикой. Это вызвало отрицательную реакцию. Екатерина II прилагала усилия, чтобы собрать в Европе силы для разгрома республиканцев, восстановления королевской власти. Она субсидировала французскую эмиграцию для организации военных действий, а за два месяца до смерти решила послать 60-тысячный русский корпус под командованием А.В. Суворова против республиканской Франции.
Отношение к революционной Франции в российском обществе также развивалось от горячего одобрения событий 1789—1792 гг. до неприятия крайностей якобинского террора. Террор создавал видимость безрезультативности революционного процесса. Приход к власти Наполеона, провозглашение его императором и вовсе поставили общество в тупик. Ф.В. Ростопчин писал в письме: "Стоило ли жизни близь двух миллионов людей, потрясений всех властей и произведения непонятных варварств и безбожия, чтобы сделать из пехотного капитана Короля" (имелся в виду Наполеон Бонапарт).
Павел I, сын Екатерины II, правивший пять лет — с 1796 по 1801 гг. — был напуган революцией и многие либеральные нововведения своей матери отменил, зажав общество до предела. Он отменил Жалованные грамоты дворянству и городам, ввел вновь телесные наказания для дворян и духовенства. Было запрещено выписывать иностранные газеты, выезжать за границу. По политическим мотивам, за протест против деспотизма 12 тысяч чиновников и военных попало в опалу или было репрессировано.
Александр I правил почти четверть века: 1801—1825 гг. Это время было наполнено событиями, либеральными ожиданиями. О самом Александре I, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять; он неискренен; это — истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Французский писатель Ф. Шатобриан был более краток: "Изворотлив, как грек". "Северный Тальма" —так часто называли Александра I в европейский салонах, намекая на артистические способности. Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь, с влиянием идей Французской революции. Более того некоторые из этих идей он использовал в своей государственной деятельности. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.
Это имело большой общественный резонанс. Появились надежды на введение в России конституции. Вокруг царя сложился кружок друзей, который получил название — Негласный комитет. В него вошли молодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.Д. Чарторыйский. Консервативно настроенная аристократия окрестила комитет "якобинской шайкой". Этот комитет заседал с 1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.п. Но постепенно его деятельность сошла на нет. Реформы были переданы в руки государственной бюрократии.
В первый период царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., было сделано много и ещё больше было обещано.
Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведены на русский язык и изданы труды Адама Смита, которые модно стало читать в высшем обществе. Важно: отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, оплачивалось из госбюджета. Для царствования Александра I характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.
Большую роль в подготовке реформ в области государственного устройства сыграл М.М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал и 1807 г. ближайшим советником императора. Проект коренной реформы общественно-политического устройства России М.М. Сперанский изложил в 1809 г. в документе, который назывался "Введение к уложению государственных законов". Что предлагалось?
1. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех- Крепостным крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Надо помнить, что и на Западе в то время до всеобщности в гражданских правах было далеко, а в Америке существовало рабство. Важно, что возможность влиять на систему власти получили бы в этом случае не только высшие, но и средние слои.
2. Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральная Государственная Дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в Центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.
3. Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.
4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а следовательно, их ответственность перед обществом.
Вся система государственного управления, по проекту М.М. Сперанского, строилась снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные Думы. Собираясь раз в три года. Думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие Думы (волостная — в окружную, окружная — в губернскую, губернская — в центральную). Доказывая необходимость подобной реформы, М.М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа власти в народе. Отметим характерное: М.М. Сперанский не предусматривал отмены крепостного права. Однако взаимоотношения крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом, помещичьим крестьянам давалось право приобретать движимую и недвижимую собственность. Но, увы, проект остался на бумаге, а сам М.М. Сперанский попал в опалу, был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь (в последующем он был помилован).
Царь был вынужден маневрировать между мощными консервативными силами и частью общества, требующей изменений. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление в высших слоях общества, охладел к либеральным идеям и сам Александр I. Но все же кое-что из либеральных начинаний было реализовано. Произошло выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. В 1802 г. был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. В него входили министры, другие руководители в системе управления империей. Коллегии, созданные Петром I как органы государственного управления были заменены министерствами. Более четко структура и функции исполнительной власти были определены в 1811 г. Это завершило организационное оформление этой ветви власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении, что отразилось и на православной церкви. Петр I подчинил церковь специальной созданной коллегии — Святейшему Синоду. На протяжении XVIII в. его деятельность носила коллегиальный характер, теперь и здесь фактически утвердилось единоначалие в лице обер-прокурора.
В 1810 г. был создан Государственный Совет —законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного Совета", — гласил императорский указ. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Утверждалось: Государственный Совет "учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия". Эти изменения, организационное оформление исполнительной власти, сказались на положении Сената. Он стал органом надзирающим над правильностью исполнения законов в государстве. Таким образом, в результате реформ структура власти организационно и функционально Приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя все ветви власти были замкнуты на императоре, а законодательной как самостоятельной сферы Эолитической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый, значительный шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии.
Были предприняты некоторые меры для борьбы с отрицательными сторонами бюрократического управления, придания управленческой деятельности современного, европейского вида. В 1809 г. указом царя был введен "экзамен на чин". От экзамена освобождались те чиновники, которые закончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка и одного из иностранных, владение основами естественного, римского и гражданского права, уголовного права, знание истории России и всемирной истории; овладение основами естествознания, географии, математики, физики. Цель была: подготовить "исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием". Этот указ был воспринят с неудовольствием, так как на экзамене требовалось показать разносторонние знания. Н.М. Карамзин, который также не одобрял этого нововведения, писал; "У нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский — свойство оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право, или умрут коллежскими и титулярными советниками". Однако бюрократические меры борьбы с бюрократизмом не могли быть эффективными.
Необходимость реформирования почвенного уклада также была очевидна. Император не однажды заявлял о необходимости изменения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.
1. Запрещена раздача или продажа государственных крестьян в частные руки. Таким образом приостановлено увеличение числа крепостного населения. Проводилось в жизнь это положение непоследовательно. В 1810—1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки было продано десять тысяч душ мужского пола; широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам в Белоруссии и в Правобережной Украине. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.
2. Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках "в розницу", то есть без семьи, без земли, запрещено публиковать объявления о продаже.
3. Указ 1803 г. "О вольных хлебопашцах" предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Воспользоваться этим указом было трудно. К 1825 г. в соответствии с указом освободились менее 0,5% крепостных.
4. В 1804—1805 гг. началась отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (в Латвии и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась на крестьян "двopoxoзяeв" (то есть необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.
Таким образом язва крепостного права сохранялась. В почвенном укладе по-прежнему господствовала корпоративность (община, уравнительные принципы). С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний (Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской) ухудшилось положение государственных крестьян, фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. В особенно тяжелом положении была помещичья деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 г. в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных.