Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение положения России в первой четверти XIX в.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
изучить борьбу либерального и консервативного направлений во внутренней политике Александра I. Проекты М.М. Сперанского;
рассомтреть внутренний курс после Отечественной войны 1812 г., аракчеевщина;
проанализировать движение декабристов.
Введение 3
1. Борьба либерального и консервативного направлений во внутренней политике Александра I. Проекты М.М. Сперанского 4
2. Внутренний курс после Отечественной войны 1812 г. Аракчеевщина 12
3. Движение декабристов 19
Заключение 24
Список литературы 25
Неудачи в осуществлении реформаторских проектов, разрабатывавшихся в «Негласном комитете», окончательный распад его не отвратили Александра I от политических реформ. Царь нуждался в них, чтобы подчинить себе государственную бюрократию, их корпоративные интересы и предотвратить исполнительский саботаж. Известно, что его отец, император Павел, был убит своими сановниками. Александр полагал, что избежать подобных неприятностей можно посредством более рациональной организации управленческого аппарата. В этом заключалось объяснение царя факта приближения к себе Сперанского. К тому же, потерпев поражение под Аустерлицем, Александр столкнулся с падением своего авторитета в обществе. Встреча с Наполеоном на Немане была воспринята русской общественностью как унижение национального достоинства, а присоединение России к блокаде Англии принесло русскому купечеству и дворянству крупные убытки. Именно в этот момент Александр окончательно порывает со своими друзьями по «Негласному комитету», но приближает к себе Сперанского, Румянцева и Аракчеева. Последний в январе 1808 года становится военным министром. Таким образом, звезды Сперанского, которого Пушкин назвал «гением блага», и Аракчеева — «гения зла» взошли на политическом небосклоне России одновременно.
Возвышая и приближая к себе поповича и выходца из обедневших дворян, царь тем самым бросал вызов аристократическим кругам, не принявшим его политики сближения с Францией. Согласно высказыванию Ф. Булгарина, Наполеон высоко оценивал Сперанского. В знак особого уважения к личности русского статс-секретаря Наполеон подарил Сперанскому богато убранную бриллиантами табакерку со своим изображением. «Единственной светлой головой в России» назвал он при этом Сперанского.
1 января 1810 года Александр I учредил своим манифестом Государственный Совет. Сперанский получил в этом органе высшего управления должность Государственного секретаря. В его ведении оказались вся переписка, организация работы Совета. В этот период он проводит мероприятия по совершенствованию системы образования.
Ставя вопрос о создании в России независимого в экономическом (имущественный ценз) и политическом отношениях сословия, посредством которого можно обеспечить независимость законодательной власти от исполнительной, Сперанский указывал, что независимость этого сословия может быть обеспечена развитым общественным мнением. Последнее возможно при просвещенном населении и ликвидации крепостничества, ибо просвещать народ и одновременно оставлять его в рабстве означает дать яснее ему почувствовать свое положение и вызвать тем самым активный протест.
Для обратимости общественных преобразований нужны грамотные законы. Это предполагает справедливый суд. Последний, в свою очередь, невозможен без просвещенных судей, публики и т. д. Словом, реформа каждой отдельной сферы жизни русского общества попадала в замкнутый круг. И чем больше реформируемых сфер, тем больше замкнутых кругов.6
Спустя много лет, реформаторские замыслы Сперанского подверг резкой критике за опору на официоз Н.Г. Чернышевский.
На самом деле Сперанский отвергал крайние средства осуществления преобразований, в том числе революции за их разрушительный характер, т. к. они порой отбрасывают общество далеко назад. При этом уничтожаются зачастую лишь социальные носители зла, а не само зло. Борющиеся против бюрократической системы часто проникаются бюрократическим сознанием, когда начинают видеть решение общественных проблем лишь во внешних изменениях названий, декораций и т. п. Взять власть — не значит осуществить глубинные революционные преобразования.
Сперанский
понял, что основное противоречие в
эволюции русского общества — противоречие
между объективной
Формы государственного правления представлялись Сперанскому в следующем виде: Россия делится на губернии, губернии — на округа, округа — на волости. В волости из землевладельцев избирается законодательный орган — волостная дума, которая, в свою очередь, избирает членов местной администрации и депутатов в окружную думу. В округе такие же права принадлежат окружной думе, состоящей из депутатов волостных дум, а в губернии — губернской думе, состоящей из депутатов окружных дум.
Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу — высший законодательный орган империи. Судебную власть представляют волостные, окружные и губернские суды под верховенством Сената — высшего судебного органа страны.
Исполнительную
власть осуществляют волостные, окружные и губернские управления
под руководством министерств. Все ветви
власти соединялись Государственным Советом,
играющим координационную роль и состоящим
из лиц, назначаемых императором. Таким
образом, была разработана рациональная
схема управления: император и три коллегиальных
органа-сословия:
Сперанский допускал управление страной посредством бюрократически организованных чиновников как неизбежное зло. Однако такие чиновники должны были быть ответственны перед обществом. В этих целях Сперанский хотел преобразовать Сенат, отделив его судебную функцию от административной, образовав два Сената — правительственный и судебный.
Исполнение проекта Сперанского началось в 1810 году. В преобразованном виде был открыт Государственный Совет, в 1811 году преобразованы министерства. Однако реформа Сената, формирование судебной ветви власти не состоялись. Наступление натолкнулось на русскую знать. Она теряла былые привилегии. План преобразований в области финансов вводил особый налоговый сбор с дворян землевладельцев. Указ о придворных званиях (апрель 1809 года) обращал придворные звания камер-юнкера в простые отличия без особых привилегий. Всем носителям этих званий предлагалось вступить на службу, а экзамен на чины вызвал недовольство со стороны армии русских чиновников.
Недостатком преобразований Сперанского являлось то, что они совершались втайне от общества, а это не давало возможности передовой части общества заинтересованно и активно выступать в поддержку реформ. В обстановке искусственно созданной вокруг реформы атмосферы таинственности любая сплетня и интрига становились мощным орудием в борьбе с реформатором. Они и привели к опале и ссылке Сперанского.
Выбрав в качестве главного орудия осуществления преобразований верховную власть, Сперанский упустил из вида тот факт, что император должен был испытывать постоянное давление снизу, хотя бы из сановного окружения. Никаких усилий в этом направлении Сперанский не предпринял. Он остался канцелярским реформатором.
18 марта 1811 года
Екатерина Павловна, сестра Александра I,
передала ему записку историка Карамзина
«О древней и новой России», направленную
против реформаторских начал. Последовали
доносы на Сперанского о получении взяток, членстве
в масонской ложе, куда он вступил годом
раньше, о тайных связях с Наполеоном.
После унизительного Тильзитского
Сперанский отправляется в ссылку. Император же, по собственному признанию, «потерял правую руку», а впоследствии говорил о Сперанском так: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь.7
После окончания Отечественной войны 1812 г. реформы стали носить более умеренный характер. Многие из них связаны с именем графа Аракчеева. Карьера его при Александре I началась в 1803 г. Императора привлекали в нём такие качества как педантичность, неукоснительная исполнительность, незаурядные организаторские способности, безграничная вера в силу самодержавия. Став в 1808 г. военным министром, Аракчеев, по мнению военных специалистов, много сделал для восстановления боеспособности русской армии.
В ноябре 1815 г. Александр I даровал Конституцию образованному в составе империи Царству Польскому. По тем временам это был весьма либеральный документ. При открытии Польского сейма в Варшаве царь произнёс речь, в которой объявил о намерении распространить конституционные порядки на всю Россию.
В 1818 году царь поручил своему ближайшему другу и помощнику Новосильцеву составить "Уставную государственную грамоту" в духе принципов польской конституции. Проект был подготовлен в 1820 г., получил "высочайшее одобрение", однако остался на бумаге.
В 1818 г. ряд сановников получили секретные поручения царя подготовить проект отмены крепостного права. Все эти проекты и намерения свидетельствовали о понимании Александром I необходимости проведения либеральных реформ.
Однако с 1820 г. курс Александра I резко изменяется. Принято связывать эту перемену с революционными событиями в Европе, с восстанием Семёновского полка в октябре 1820 г. В это же время в распоряжение царя поступают донесения о создании тайных обществ.8
Разрушительные для феодально-крепостнической системы реформистские и революционные идеи первоначально проникали в Россию с Запада, где раньше начался процесс становления индустриальных обществ и, соответственно, раньше сформировались буржуазные идеи. Великая Французская революция, Отечественная война 1812 г. способствовали росту общественного самосознания в России. Всё это подтолкнуло наиболее передовую и образованную часть дворянства к поиску путей преобразования политической и экономической жизни русского общества. Несбывшиеся надежды на освобождение крестьян, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном, побудили их перейти от слов к делу.
Первое тайное общество "Союз спасения" возникло в феврале 1816 г. в Петербурге по инициативе молодых гвардейских офицеров А.Н. и Н.М.Муравьёвых, С.И. и М.И.Муравьёвых-Апостолов, С.П.Трубецкого и И.Д.Якушина. Позже в него вошёл П.И.Пестель. В 1817 г. после принятия Устава организация получила название "Общество истинных и верных сынов Отечества". В члены общества принимали по строжайшему отбору только офицеров гвардейских полков и Генерального штаба. Оно было малочисленным (30 человек). В 1817 г. союз самоликвидировался. Было решено приступить к созданию более широкой и боевой организации.
В январе 1818 г. в Москве возникла новая организация "Союз благоденствия". В течение её трёхлетнего (до 1821 г.) существования разрабатывались организационные принципы, тактика и программа преобразований. Организация насчитывала уже около 200 членов. На первое место выдвигалась задача формирования общественного мнения, благоприятного для преобразований. В качестве главного политического средства рассматривался революционный переворот. К 1820 г. относится начало разработки тактики военного восстания без участия в нём народных масс. Революционеры считали, что "военная революция" может быть наиболее организованным, быстрым и безболезненным переворотом. Восстание Семёновского полка 1820 г. побудило членов тайных обществ задуматься о возможности привлечения к "революции" недовольных солдат.
Получив известие о доносе на организацию, поступившем Александру I, члены общества приняли решение о формальном роспуске с тем, чтобы освободиться от случайных людей и создать строго законспирированную организацию.
В 1821-1822 гг. на основе "Союза благоденствия" возникли две новые тайные организации: "Южное общество" на Украинево главе с П.И.Пестелем и "Северное общество" в Петербурге, которое возглавил Н.М.Муравьёв, а затем ведущую роль занял К.Ф.Рылеев. Общества приступили к разработке конституционных проектов и планов восстания. Было подготовлено два программных документа: "Русская правда" Пестеля и "Конституция" или "Наказ временному верховному правлению" Н.Муравьёва. Они отличались друг от друга.9
"Русская правда" - первая республиканская программа в истории России. Она предполагала ликвидацию монархии и установление республиканского строя. Во главе республики должно было стоять законодательное Народное вече. Исполнительная власть передавалась Державной Думе, выборы в которую должны были осуществляться на основе равного избирательного права. Все граждане республики должны были получить равные права, провозглашалась отмена всех сословных привилегий и ограничений, всеобщая воинская повинность. В области аграрных отношений Пестель исходил из того, что земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить надел. Вместе с тем, он признавал справедливой и частную собственность. Поэтому в программе предусматривалось создание общественного земельного фонда, который не подлежал продаже. Им распоряжались волостные общества. Этот фонд должен был пополниться за счёт частичной конфискации помещичьих земель. Другая часть земли должна была остаться в частном пользовании и находиться в свободном товарном обращении.