Россия и мир: место в современной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:41, контрольная работа

Краткое описание

Существует большое количество определений термина «цивилизация» в различных направлениях науки. В социологии под цивилизацией понимается стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания.
Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

Оглавление

Введение
1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития.
2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.
3. Современная российская цивилизация в контексте региональных и общемировых социально-политических процессов.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 38.91 Кб (Скачать)

Тема 4. Россия и мир: место  в современной цивилизации

Содержание

Введение

1. Российская цивилизация  в ХХ веке: исторические этапы  развития.

2. Трансформация российской  цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.

3. Современная российская  цивилизация в контексте региональных  и общемировых социально-политических  процессов.

Практическое задание

Составить развернутый комментарий  к тем разделам Обращения президента В. В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о  роли и месте России в современном  мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Существует  большое количество определений  термина «цивилизация» в различных направлениях науки. В социологии под цивилизацией понимается стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания.

Для цивилизации как стадии общественного  развития характерно выделение социума  из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы  жизнедеятельности человека, прогрессирует  рационализация мышления. Для этого  этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил  над естественными.

Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности  и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п.

Цивилизация — это итог достижений в создании определенного социально-культурного  образования и состояния с  присущим ему типом бытия и  жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами  образа жизни.

Российская  цивилизация прошла ряд этапов (периодов) в своем развитии, претерпев несколько  модернизаций, каждая из которых имела  свои особенности и разную степень  завершенности.

По  географическому положению и  по этническому составу Россия совмещает  в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным  миром, подчеркивая ее промежуточное  положение между Западом и  Востоком.

 

Влиянием  Православия и Русской Православной Церкви обуславливаются особенности  развития российской цивилизации, которые  выражаются в определенной духовно-ценностной религиозной форме.

Церковь проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определять тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например в XX в., российская цивилизация прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме. Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития

 

Существует  большое количество мнений о месте  и времени возникновения российской цивилизации, об этапах и перспективах ее развития.

Российская  цивилизация зародилась в IX веке с  возникновением Древнерусского государства. В своем развитии российская цивилизация  проходит несколько этапов. 

I этап - Киево-Новгородская Русь (IX по XII вв.). В эти годы Древнерусское государство представляло собой сильнейшую державу Европы. Наши северные соседи называли Русь – Гардарики, Страна Городов. Города эти вели оживленную торговлю с Востоком и Западом, со всем тогдашним цивилизованным миром. Пик могущества Руси на этом этапе - середина XI века - годы правления Ярослава Мудрого. При этом князе Киев был одним из красивейших городов Европы, а Киевский князь – одним из самых авторитетных европейских государей. Брачных союзов с семьей Ярослава искали немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, далекой Франции. Но после смерти Ярослава его внуки стали бороться за власть и могущество Руси было подорвано.

XIII век ознаменовался кризисом, связанным  с нашествием татаро-монголов с Востока и крестоносцев с Запада. В борьбе в врагами Русь выявила новые городские центры, новых князей – собирателей и освободителей земли русской. Так начался следующий этап в развитии нашей цивилизации.

II этап – это Русь Московская. Начинается он в XIII веке, когда практически вся Русь была под ордынским игом и заканчивается в XVI веке, когда на месте раздробленных княжеств снова, но уже со столицей в Москве, возродилось могучее и единое Российское государство.

Вершина этого этапа – княжение Ивана III на рубеже XV - XVI веков. В это время  Россия освобождается от ордынского ига, принимает наследие Византии и  становится главенствующей православной державой мира. В XVI веке, при Иване  Грозном, территория России увеличивается  в несколько раз за счет завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Правда, борьба Ивана Грозного вбоярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией породила очередной кризис Российской цивилизации.

Кризис  начался в начале XVII века, в связи  впресечением правящей династии Рюриковичей. Он породил Смуту в стране и  войны с Швецией и Польшей. Результатом стал приход к власти новой династии – Романовых. После периода ее укрепления начался новый этап российской цивилизации.

III этап – Российская империя XVIII – XX вв. С приходом к власти Петра I Великого и благодаря его реформам, Россия вновь становится таким же мощным государством, как Великобритания и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Настоящим пиком этого этапа является конец XVIII века, когда после мудрого  правления Петра I, Екатерины I, Елизаветы  Петровны, при Екатерине II Россия, победившая в войнах с Турцией, разделив с  Австрией и Пруссией Польшу, полностью  открыла себе дорогу в Европу.

Кризис  же Российской империи начинается в  середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, потом  из-за сохранения самодержавия, Россию потрясают восстания, протесты акты террора.

Пик этих восстаний – начало XX века, когда 2 революции 1905 и 1917 годов разрушают  Российскую империю, преобразовывая ее в дальнейшем в СССР. Так начинается следующий этап развития Российской цивилизации.

IV этап начинается в начале XX века, в 1920-х годах. Он продолжается до сих пор. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

Если  учесть, что в среднем каждый этап развития Российской цивилизации длится 400 лет, а тот этап, в котором  мы сейчас живем, начался 80 лет назад, можно сказать, что сейчас Российская цивилизация находится на начальной стадии четвертого этапа своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трансформация российской цивилизации  в конце ХХ века: предварительные  итоги.

 

С конца  XX в. в связи с волной радикальных трансформаций, захлестнувших мир передэкономической наукой всталонемало принципиально новых вопросов: что такое радикальные трансформации, какое место они занимают в цикличной динамике общества? Каковы закономерности и тенденции этих трансформаций? В чем их содержание и перспективы? Что ждет человечество в ближайшие десятилетия?

Конец XXвека — завершающая стадия индустриальной цивилизации, безуспешные попытки с помощью реформ трансформировать социалистическое общество; очередной цивилизационный кризис, распад СССР и евразийской цивилизации; мучительный поиск новых путей.

Как и все человечество, Россия на рубеже третьего тысячелетия  оказалась в переходном периоде  от второго исторического суперцикла, включающего триаду средневековой, раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций, к третьему суперциклу, в котором пока прорисовываются очертания лишьпервого звена следующей триады — постиндустриальной цивилизации.

Ответы поставленные нами и многие другие вопросы предлагаются в монографии известного российского экономиста, лидера современной школы русского циклизма Юрия Яковца. Он раскрывает закономерности, тенденции, перспективы трансформаций на базе волны эпохальных инноваций ХХI в., в корне преобразующих экономическую жизнь, во взаимосвязи с радикальными переменами в социодемографической, энергоэкологической, технологической, геополитической и социокультурной ипостасях современной цивилизации. Рассмотрены предпосылки инерционного и инновационно-прорывного сценариев трансформаций в первой половине XXI в., обоснованы рекомендации по консолидации движущих сил трансформации экономики и общества для осуществления инновационно-прорывного сценария будущего развития, становления интегрального экономического строя, социально, ноосферно и инновационно ориентированного. 
Книга содержит немало оригинальных идей и новых положений, является шагом вперед в исследовании сложных процессов глубоких преобразований в обществе и представит несомненный интерес не только для ученых, преподавателей, лидеров бизнеса, политических и государственных деятелей, но и для представителей нового поколения, которому предстоит давать стратегические ответы на вызовы XXI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная российская  цивилизация в контексте региональных  и общемировых социально-политических  процессов.

 

Во  второй половине XX в. человечество столкнулось  с группой проблем, от решения  которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар).

К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

    • предотвращение угрозы новой мировой войны
    • предотвращение ядерной войны;
    • преодоление экологического кризиса и его последствий;
    • сокращение разрыва  в уровне экономического развития между развитыми странами, развивающимися и странами «третьего мира»;
    • стабилизацией демографической ситуации на планете;
    • прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов;
    • утверждение системы всеобщей безопасности;
    • борьба с терроризмом.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но  дело не только в этом. Сама активно  преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.

Глобальными следует считать те проблемы, которые  затрагивают не какого-то конкретного  человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают  жизненные интересы большинства  человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают  всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых  отдалённых частях земного шара.

В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут  иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может  так или иначе приобрести мировую  значимость и, наоборот, любое мировое  событие - радикально изменить положение  вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах.

Итак, проблемы, порождённые фундаментальными изменениями условий жизни мирового социума, угрожающими его существованию, получили название – глобальных проблем  современности. Первой такой проблемой  стала впервые появившаяся в  истории реальная опасность самоуничтожения  человечества, связанная с возникновением ядерного оружия и наращиванием ядерных  потенциалов. Эта проблема была впервые сформулирована как глобальная в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955 г. Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после создания отечественными учёными под руководством академика Н.Н. Моисеева модели глобального климата «ядерной зимы» - математического описания процессов, которые могут произойти в результате ядерной войны в живой и неживой природе и в обществе. Вслед за угрозой ядерного самоуничтожения человечества были осознаны энергетическая и экологическая проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание: составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В. В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире.

Информация о работе Россия и мир: место в современной цивилизации