Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:41, контрольная работа
Существует большое количество определений термина «цивилизация» в различных направлениях науки. В социологии под цивилизацией понимается стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания.
Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.
Введение
1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития.
2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.
3. Современная российская цивилизация в контексте региональных и общемировых социально-политических процессов.
Тема 4. Россия и мир: место в современной цивилизации
Содержание
Введение
1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития.
2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.
3. Современная российская
цивилизация в контексте
Практическое задание
Составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В. В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире.
Введение.
Существует большое количество определений термина «цивилизация» в различных направлениях науки. В социологии под цивилизацией понимается стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания.
Для цивилизации как стадии общественного
развития характерно выделение социума
из природы и возникновение
Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п.
Цивилизация
— это итог достижений в создании
определенного социально-
Российская цивилизация прошла ряд этапов (периодов) в своем развитии, претерпев несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершенности.
По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.
Влиянием
Православия и Русской
Церковь проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определять тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например в XX в., российская цивилизация прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме. Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.
1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития
Существует
большое количество мнений о месте
и времени возникновения
Российская цивилизация зародилась в IX веке с возникновением Древнерусского государства. В своем развитии российская цивилизация проходит несколько этапов.
I этап - Киево-Новгородская Русь (IX по XII вв.). В эти годы Древнерусское государство представляло собой сильнейшую державу Европы. Наши северные соседи называли Русь – Гардарики, Страна Городов. Города эти вели оживленную торговлю с Востоком и Западом, со всем тогдашним цивилизованным миром. Пик могущества Руси на этом этапе - середина XI века - годы правления Ярослава Мудрого. При этом князе Киев был одним из красивейших городов Европы, а Киевский князь – одним из самых авторитетных европейских государей. Брачных союзов с семьей Ярослава искали немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, далекой Франции. Но после смерти Ярослава его внуки стали бороться за власть и могущество Руси было подорвано.
XIII век ознаменовался кризисом, связанным с нашествием татаро-монголов с Востока и крестоносцев с Запада. В борьбе в врагами Русь выявила новые городские центры, новых князей – собирателей и освободителей земли русской. Так начался следующий этап в развитии нашей цивилизации.
II этап – это Русь Московская. Начинается он в XIII веке, когда практически вся Русь была под ордынским игом и заканчивается в XVI веке, когда на месте раздробленных княжеств снова, но уже со столицей в Москве, возродилось могучее и единое Российское государство.
Вершина этого этапа – княжение Ивана III на рубеже XV - XVI веков. В это время Россия освобождается от ордынского ига, принимает наследие Византии и становится главенствующей православной державой мира. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличивается в несколько раз за счет завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Правда, борьба Ивана Грозного вбоярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией породила очередной кризис Российской цивилизации.
Кризис начался в начале XVII века, в связи впресечением правящей династии Рюриковичей. Он породил Смуту в стране и войны с Швецией и Польшей. Результатом стал приход к власти новой династии – Романовых. После периода ее укрепления начался новый этап российской цивилизации.
III этап – Российская империя XVIII – XX вв. С приходом к власти Петра I Великого и благодаря его реформам, Россия вновь становится таким же мощным государством, как Великобритания и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.
Настоящим пиком этого этапа является конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, при Екатерине II Россия, победившая в войнах с Турцией, разделив с Австрией и Пруссией Польшу, полностью открыла себе дорогу в Европу.
Кризис же Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, потом из-за сохранения самодержавия, Россию потрясают восстания, протесты акты террора.
Пик этих восстаний – начало XX века, когда 2 революции 1905 и 1917 годов разрушают Российскую империю, преобразовывая ее в дальнейшем в СССР. Так начинается следующий этап развития Российской цивилизации.
IV этап начинается в начале XX века, в 1920-х годах. Он продолжается до сих пор. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.
Если учесть, что в среднем каждый этап развития Российской цивилизации длится 400 лет, а тот этап, в котором мы сейчас живем, начался 80 лет назад, можно сказать, что сейчас Российская цивилизация находится на начальной стадии четвертого этапа своего развития.
2. Трансформация российской
С конца XX в. в связи с волной радикальных трансформаций, захлестнувших мир передэкономической наукой всталонемало принципиально новых вопросов: что такое радикальные трансформации, какое место они занимают в цикличной динамике общества? Каковы закономерности и тенденции этих трансформаций? В чем их содержание и перспективы? Что ждет человечество в ближайшие десятилетия?
Конец XXвека — завершающая стадия индустриальной цивилизации, безуспешные попытки с помощью реформ трансформировать социалистическое общество; очередной цивилизационный кризис, распад СССР и евразийской цивилизации; мучительный поиск новых путей.
Как и все человечество, Россия на рубеже третьего тысячелетия оказалась в переходном периоде от второго исторического суперцикла, включающего триаду средневековой, раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций, к третьему суперциклу, в котором пока прорисовываются очертания лишьпервого звена следующей триады — постиндустриальной цивилизации.
Ответы поставленные нами и многие другие
вопросы предлагаются в монографии известного
российского экономиста, лидера современной
школы русского циклизма Юрия Яковца.
Он раскрывает закономерности, тенденции,
перспективы трансформаций на базе волны
эпохальных инноваций ХХI в., в корне преобразующих
экономическую жизнь, во взаимосвязи с
радикальными переменами в социодемографической,
энергоэкологической, технологической,
геополитической и социокультурной ипостасях
современной цивилизации. Рассмотрены
предпосылки инерционного и инновационно-прорывного
сценариев трансформаций в первой половине
XXI в., обоснованы рекомендации по консолидации
движущих сил трансформации экономики
и общества для осуществления инновационно-прорывного
сценария будущего развития, становления
интегрального экономического строя,
социально, ноосферно и инновационно ориентированного.
Книга содержит немало оригинальных
идей и новых положений, является шагом
вперед в исследовании сложных процессов
глубоких преобразований в обществе и
представит несомненный интерес не только
для ученых, преподавателей, лидеров бизнеса,
политических и государственных деятелей,
но и для представителей нового поколения,
которому предстоит давать стратегические
ответы на вызовы XXI в.
3. Современная российская
цивилизация в контексте
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля, земной шар).
К глобальным проблемам в первую очередь относятся:
Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.
Но дело не только в этом. Сама активно преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.
Глобальными следует считать те проблемы, которые затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдалённых частях земного шара.
В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие - радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах.
Итак,
проблемы, порождённые фундаментальными
изменениями условий жизни
Практическое задание: составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В. В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире.
Информация о работе Россия и мир: место в современной цивилизации