Россия и Европа в 18 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать Россию и Запад в XVIII веке.
В соответствии с этим необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– рассмотреть Европу XVIII в. на пути модернизации общественной и духовной жизни;
- изучить внешнюю политику;
– охарактеризовать петровскую Россию и Запад;

Оглавление

Введение…………………….………………………………………………..……3
1. Европа XVIII в. на пути модернизации общественной и духовной жизни………………………………………………………………..………5
2. Петровская Россия и Запад…………………………………….…………11
3. Эпоха Екатерины II………………………………………..……………...21
Заключение………………………………………………………….……………26
Библиографический список……………………………………………..………30

Файлы: 1 файл

Россия и Европа в 18 веке.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Екатерина (в этом, пожалуй, главное) выделила в русском обществе личность. Здесь она пошла значительно дальше Петра. При ней дворянство получило невиданные прежде льготы. Возникла ситуация, когда в России как бы возникает «внутренний Запад», очень небольшой и очень особенный, и очень нетрадиционный для России. Дворянство создает «мир в себе», в котором личность, а не традиционное славянское коллективистское начало, получает возможности для расцвета.

Россия при Екатерине  более полно и в более массовом порядке познакомилась с блестящей эпохой западного века Просвещения. Этический активизм стал заметнейшей чертой русского западничества, моральное образование стало одним из его наиболее привлекательных лозунгов. Но во всех образовательных мероприятиях века Екатерины не было достигнуто смещения общенационального интереса с теософических вопросов на конкретно-практические, с поисков философского корня жизни на создание плеяды образованных инженеров. Во время, когда Запад вступил в индустриальную революцию, немногочисленные русские высшие учебные заведения прививали интерес скорее к военной науке или к философскому образованию, чем к потребностям прозаической практической жизни. Все знатоки западной системы образования вокруг Екатерины не смогли найти средств преодолеть созерцательность русской души и ее стремления решить все проблемы мира нахождением одной «правильной» системы мирообъяснения.

Самый большой плацдарм Запад получил с формированием  в России системы образования, с  возникновением прозападного сегмента населения, получившего название «интеллигенция». Именно она, интеллигенция, периодически поднимала пламя прозападных идей до революционного горения, она дала декабристов, Герцена, народников, социал-революционеров, социал-демократов, коммунистов. Важно отметить, что образование в России было, прежде всего, процессом изучения Запада и его отражения в России. Образование было (и есть) главным средством приближения основной массы населения к нормам, сближающим с западным образом жизни.

Именно при царице Екатерине в России возникает слой (пока очень тонкий) интеллигенции, которая берет на себя функцию связи России с Западом. С самого начала этот слой не вписывается в государственную структуру страны, но страстно предан идее соединения своей страны с очевидно передовым Западом. Отныне эта традиция станет важнейшей чертой развития России. Их (интеллигентов) отчуждение от государственной службы станет причиной постоянной революционизации общества.10

Такие деятели русской  культуры, как Радищев, Новиков и  Сковорода, были, прежде всего, революционерами, т.е. сторонниками ускорения процесса аккомодации России к Западу. Нужно отметить, что две российские столицы - Москва и Петербург по отношению к Западу стали превращаться в своего рода антагонистов. Петербург Екатерины стал (если утрировать) почти что центром вольтерьянского космополитизма, а Москва превратилась в оплот национального чувства, в автохтонную столицу восточного славянства.

Высокие общественно-политические схемы, звучавшие внушительно в Петербурге, почти теряли свой смысл, когда достигали (в виде указов) российской провинции. Почти не проникала в глубины провинции жизнь Российской Академии Наук. В рудиментарном состоянии находилась система высшего образования. В огромной стране так и не возникли свои Оксфорд, Сорбонна (подлинно европейского уровня российские университеты достигнут лишь в ХIХ веке). При этом прозападная часть общества была при Екатерине все же значительно укреплена - духовная жизнь страны перешла из монастырей в города, в типографии, в появившееся «общество». Показательно то обстоятельство, что именно Екатерина закрыла множество монастырей - центров своеобразного сопротивления основной среды народа, с глухим ропотом воспринимавшего новую реальность, противоположную его верованиям, духу, обрядам. Именно она снесла огромную часть деревянной Москвы.

Были созданы комиссии по планомерной застройке Петербурга и Москвы, старое и новое столкнулось  на одной почве. Энергичные попытки  перестроить русский дом Екатериной Великой натолкнулись на своеобразие «почвы», русской действительности, что, вопреки петербургскому фасаду, не позволило стране «мимоходом», легко и свободно войти в западный мир. Растущее взаимопонимание российской и западной элит камуфлировало факт парадигмального отличия духовной жизни и базовых ценностей России и Запада, разительного отличия ментального процесса населения двух регионов. Два народа в одном возникают в России. Возможно, никогда раньше это не было более очевидно, чем в период предпринятой императрицей Екатериной деятельности по созыву в 1766-1767 годах земского собора - предполагаемого первого российского парламента, который должен был состоять из 564 депутатов. Фактом является, что не императрица, а два первых сословия напрочь отказались сидеть рядом с сословием крестьянским. Сами дворяне, творцы культуры, абсолютно созвучной с западноевропейской, создали то жесткое общественное разделение. Два народа внутри одного все более расходились между собой. Один устремился в Амстердам и Париж, приобщаясь к мировой культуре и многое, воспринимая в западном психологическом стереотипе. Второй народ оставался на своей бедной почве и жил в совершенно ином мире, не имеющем с миром барина практически ничего общего.

 

 

Заключение

 

Проанализировав в данной работе, Россия и Запад в XVIII веке, необходимо отметить, что проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма  была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит, перестает им быть.

Великая французская  революция оказала огромное влияние  на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

Россия, как  и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Петр Первый имел мужество признать превосходство Запада, и  он имел достаточно здравого смысла, чтобы  придать вестернизации дух национального  сопротивления отсталости, принятия западного опыта не как национальной капитуляции, а как национального подъема. У него сложилась собственная геополитическая картина мира. Петр приблизился к западу географически. Двинувшись за Петром в Приазовье и к Финскому заливу, Россия вышла из своей географической изоляции и вошла в прямой контакт с Западом. Ощущая свое отставание от Запада, власть в России стала (в той мере, в какой она ощущала свою ответственность) оппозицией по отношению к собственному народу. Даже в одежде, во вкусах, в гастрономии, в способах разрешения основных жизненных проблем русская элита, начиная с 1700 года, идет поперек вкусам и привычкам своего народа, «подгоняя» этот народ принять инородные идеалы, вкусы, обычаи, правы. Петровская Россия пыталась посеять семена западного индустриализма на, не во всем благоприятную почву, православно-христианского общества. Стратегия Петра Великого была направлена на то, чтобы при включении России в западное сообщество в качестве равноправного члена сохранить ее политическую независимость и культурную автономию в мире, где западный образ жизни уже получил широкое признание. Это был первый пример добровольной самовестернизации незападной страны. На самом деле история дала России человека, исключительно далеко отстоящего от национального стереотипа. Будучи сам особенным. Петр искал особенное в мире и нашел его на Западе. Это не значит, что Петр был человеком западных взглядов, - ни один западный правитель не стал, бы собственноручно рубить головы стрельцам, заниматься анатомическими сеансами на ближних и губить собственного сына.

Петр воплощал идею новой  России, остающейся самой собой, не сменившей своей идентичности, но развивающей свой потенциал на основе подключения к западному опыту.

Впервые при  Екатерине  Второй страна с необычайной интенсивностью начинает обращаться к Западу за ответами на свои вопросы. Оптимистическим становится видение будущего России. Для века Екатерины характерна исключительная вера в освобождающую и облагораживающую силу образования, подчинение новой России западным идеям века Просвещения, В Российскую империю были перенесены лучшие образцы западной системы образования. Екатерина (в этом, пожалуй, главное) выделила в русском обществе личность. Здесь она пошла значительно дальше Петра. При ней дворянство получило невиданные прежде льготы. Возникла ситуация, когда в России как бы возникает «внутренний Запад», очень небольшой и очень особенный, и очень нетрадиционный для России. При  Екатерине Второй самый большой плацдарм Запад получил с формированием в России системы образования, с возникновением прозападного сегмента населения, получившего название «интеллигенция». Именно при царице Екатерине в России возникает слой (пока очень тонкий) интеллигенции, которая берет на себя функцию связи России с Западом. С самого начала этот слой не вписывается в государственную структуру страны, но страстно предан идее соединения своей страны с очевидно передовым Западом.

Итак, восемнадцатый век  прошел под эгидой борьбы двух титанов - Англии и Франции. Произошел окончательный закат Мадрида, зыбким стало могущество Вены, ослабел наступательный порыв Стамбула, сузилось влияние Стокгольма, Амстердама, Варшавы, Дрездена, Неаполя. Зато более твердые позиции занял Берлин и, прежде всего, Санкт-Петербург.

При Екатерине Второй происходит не только закрепление новоприобретенного петровского влияния, но значительное его расширение. Россия со всей мощью выходит к берегам Черного моря, овладевает Крымом и создает цепь городов, чрезвычайно укрепивших мощь России в этой практически единственной для нее зоне незамерзающих морей - от Ростова до Одессы. Этот порыв России был столь впечатляющим, что Екатерина Великая планировала перенесение столицы страны в Екатеринослав, в новую зону притяжения России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Грушевский, М.С. История Древнерусского государства [Текст] : учебник / М.С. Грушевский. – М.: НОРМА, 2006. – 463 с.

  1. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Текст] : учебное пособие / С.М. Соловьев. – М.: ТК Велби, 2008. – 638 с.
  2. Павленко, Н.П. История России [Текст] : учебник для вузов. –  М.: Высшая  школа, 2007. – 484 с.
  3. Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст] : учебное пособие для вузов. Брянск – М., 2007. – 557 с.
  4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа [Текст] : Историко- литературный архив / Н. Я. Данилевский. – М.: Книга, 2001. – 574 с.
  5. Анисимов, Е. В. Реформы в России и Европе в 18 веке : Опыт сравнит. изучения [Текст] : учебное пособие. – М.: 2000. – 117 с.
  6. Алексеев, С. Пётр I [Текст] : Книга / С. Алексеев. – М.: Книга, 2002. – 389с.
  7. Валишевский, К . Пётр Великий [Текст] : Происхождение современной России /  К. Валишевский. – М.: Квадрат, 2004. – 448 с.
  8. Багнер, Х. Реформы Петра Великого [Текст] : Государственные деятели России глазами современников / Х. Багнер. – М.: книга, 2001. – 415 с.
  9. Поляк, Т. Всемирная история [Текст] : учебное пособие / Т. Поляк. – М., 2003. – 588 с.

 

1 Грушевский, М.С. История Древнерусского государства [Текст] : учебник / М.С. Грушевский. – М.: НОРМА, 2006. – С. 193.

2 Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Текст] : учебное пособие / С.М. Соловьев. – М.: ТК Велби, 2008. – С. 127.

3 Грушевский, М.С. История Древнерусского государства [Текст] : учебник / М.С. Грушевский. – М.: НОРМА, 2006. – С. 99.

4Павленко, Н.П. История России [Текст] : учебник для вузов. –  М.: Высшая  школа, 2007. – 217 с.

.

5 Котляр, Н.Ф. История России [Текст] : учебное пособие / Н.Ф. Котляр. – СПб.: Питер, 2006. – С. 117.

6 Павленко, Н.П. История России [Текст] : учебник для вузов. –  М.: Высшая  школа, 2007. – С. 143.

7 Хуторской, В.Я. История России [Текст] : учебник / В.Я. Хуторской. – М.: АСТ, 2004. – С. 111.

8 Данилов, А.А. История России с древних времен до наших дней [Текст] : учебное пособие / А.А. Данилов. – М.: «Дело и Сервис», 2005. – С. 200.

9 Зуева, М.Н. История России с древности до наших дней [Текст] : учебник / М.Н. Зуева  – М.: Высшая школа, 2006. – С. 141.

10 Дворниченко, А.Ю. Отечественная история [Текст] : учебник для вузов / А.Ю. Дворниченко. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – С. 118.


Информация о работе Россия и Европа в 18 веке