Российское государство при первых Романовых. XVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

1. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.
2. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года. Развитие крепостного права. Начало формирования абсолютизма.
3. Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви.
4. Борьба за ликвидацию последствий смуты во внешней политике. Смоленская война. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Постепенный переход  России к абсолютизму отчетливо  виден в различных областях политической жизни, как носящих более глубинный  характер, так и во внешних.

Изменился титул  московских государей, в котором  появился титул "самодержец". В 50-х  годах, после вхождения Левобережной Украины в состав России, он звучал так: "Великий государь, царь, Великий князь всея Велики и Малыя и Белыя России Самодержец".

На пути к  абсолютизму определенное препятствие  создавала церковь, главы которой  могли претендовать на власть.

При Михаиле  Романове в сан был возведен его  отец Филарет Никитич, который получил при этом титул государя, коим именовался и сам царь. Филарет, по отзывам современников "был очень властный человек". Превосходя Михаила твердостью характера и опытностью в делах, он занимал первостепенное в управлении государством вплоть до кончины в 1633 году. Однако, отношения Михаила и Филарета, по данным историков, были вполне дружелюбными.

Совсем по-иному  сложились отношения патриарха  и светской власти в царствование Алексея Михайловича, когда патриархом стал Никон. Возглавив Русскую православную церковь в 1652 году, Никон тоже получил титул "великого государя". Он пользовался тогда безграничным доверием молодого, малоопытного еще в делах Алексея Михайловича, на которого оказывал определенное влияние. В руках патриарха сосредоточились не только церковные, но и многие государственные дела.

Однако, мнение греческих иерархов об общем превосходстве  царской власти над патриаршеской  было усвоено московскими государями, которые никогда больше не допускали возможности, чтобы власть церковная равняла себя с государственной.

Таким образом, в середине и второй половине XVII века в России начинается оформление абсолютизма, что проявилось в разных сферах политической жизни: в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а так же состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате; в изменении царского титула; в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. 

3. 

Изменения в  социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII в. захватили и русскую церковь. Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

 В конце  40-х годов  XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошливидные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

 Сын мордовского  крестьянина Никон (в миру Никита  Минов) сделал выдающуюся карьеру.  Приняв монашеский постриг на  далеких соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится настоятелем московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским как раз во время новгородского восстания 1650 г. Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон  начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Реформы, проводившиеся  в условиях массового народного  недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. внешне разногласия между никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по солнцу или против солнца, каким образом следует писать богослужебные книги и т.д.

 В старообрядчество  оказались вовлечены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие  ухудшение своего положения с  реформой церкви. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на поморский Север, в Заволжье, на урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

 Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых оставались только 50.

 Предводители  старообрядчества протопоп Аввакум  и его единомышленники были  сосланы в пустозерск в низовья  Печоры и провели 14 лет в  земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир "Никона - Антихриста".

 Трагической  стала и судьба главного врага  старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула "великого государя", святейший патриарх явно переоценивал свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской власти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов - константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферантропов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в городе Истра, который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме - Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.

 Раскол  вызвал появление старообрядчества, отколовшегося от официальной  церкви. Старообрядчество долго преследовалось как церковными, так и государственными властями.        

4. 

К середине 17 века Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной задачей  было возвращение выхода к Балтийскому морю. Здесь противником России выступала Швеция, ставшая к тому времени одной из сильнейших держав Европы. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой задачи обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за независимость. В ходе этой борьбы было неизбежным столкновение между Речью Посполитой и Россией.

 На юге  России постоянно приходилось  отражать набеги крымского хана - вассала могущественной Турции, наносившие огромный ущерб южным плодородным землям России. Тысячи украинцев и русских уводились на невольничьи рынки Стамбула и других турецких городов.  

Смоленская  война - война Русского государства  с Речью Посполитой за возврат Смоленской и Чернигово-Северской земель, потерянных в ходе Смуты начала 17 века. Используя обстановку Тридцатилетней войны (1618 - 1648), русское правительство стремилось к созданию антипольской коалиции в составе Турции и Швеции, но преговоры не дали положительных результатов, заключению русско-шведского союза помешала смерть Густава Адольфа. Россия вступила в Смоленскую войну одна.

 Сорокатысячной  русской армии  под командованием  боярина М. Б. Шеина была  поставлена задача: совершить марш  от Вязьмы через Дорогобуж на смоленск, осадить и взять город. Вспомогательные силы, сосредоточенные в Ржеве и Калуге, должны были овладеть крепостями к северу и югу от Смоленска, а затем присоединиться к армии Шеина.

 Движение  войск началось 10 сентября, когда  Шеин получил приказ выступать  из Можайска в Вязьму. В октябре-декабре  1632 года русские овладели крепостями  Белая, Невель, Серпейск, Рославль, Стародуб. Основные силы русских войск двинулись к Смоленску 5 декабря, завершив его окружение к концу января 1633 года, а осадная артиллерия прибыла под стены Смоленска в марте 1633 года. План Шеина взять Смоленск осадой не удался. В мае и июне 1633 года были предприняты неудачные штурмы.  
Избранный королем Речи Посполитой Владислав IV Ваза организовал поход к Смоленску. В сентябре 1633 года польские войска оттеснили русскую армию от Смоленска и окружили ее. Военные неудачи, вспыхнувшее казацко-крестьянское восстание под предводительством Балаша, эпидемии и голод в армии Шеина вынудили русское правительство пойти на поиски мира. Шеин самостоятельно вступил в переговоры с польскими представителями и 15 февраля 1634 года капитулировал. Несмотря на капитуляцию армии Шеина, польским войскам не удалось развить успех. Путь к Москве прикрыла русская армия (около 10 тысяч), сформированная в Можайске во главе с князем Д.М. Черкасским и князем Д.М. Пожарским. Дисциплина в польской армии была невысокой, после деблокады Смоленска многие шляхтичи отправились по домам. Владислав IV Ваза согласился вести мирные переговоры, которые закончились подписанием Поляновского мира (1634), восстановившего в основном границу, существовавшую до войны. Важным условием мира был официальный отказ Владислава IV от претензий на русский престол. Виновниками неудачного исхода войны были признаны Шеин и окольничий А.В. Измайлов, казненные по приговору Боярской думы.
 

Засечные черты (засечные линии), системы оборонительных сооружений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства в 16-17 вв. для отражения ногайских и крымских набегов (Большая 3. ч., Белгородская 3. ч. и др.). Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты - остроги и города-крепости. В 18 в. образованы пограничные укреплённые линии.  
Название «засечная черта» происходит от слова «засека», т. е. заграждение из стволов деревьев, поваленных на лесной опушке. Засечные черты состояли из лесных завалов-засек, которые восполняли и смыкали естественные препятствия местности, чередуясь с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Первые сведения о засеках встречаются в Новгородской 3-й (1137 — 39
гг.) и Троицкой (за 1216г.) летописях. В XIII в. засечные черты устраивались на путях движения монголов. Грандиозной оборонительной чертой на юге страны была Большая засечная черта (строительство завершено в 1566г). Она протянулась от Рязани на Тулу, Оку при впадении реки Упы, Белев и Жиздру; в опасных местах засечная черта состояла из двух рядов укреплений (между Тулой и Веневым), из трех (между Белевом и Лихвином) и даже четырех (между Белевом и Перемышлем). Юго-восточный фланг составляли засеки Шацкая и Ряжская. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны, границы звеньев обозначались местными приметами (пнями, натесами на деревьях и т.д.). В местах пропуска населения через черту, у больших дорог, сооружались деревянные и земляные форты. Оборона засечных линий осуществлялась пограничной засечной стражей, состоявшей из жителей, собираемых по 1 человеку на 20 дворов. Засечная стража во 2-й пол. XVI в. насчитывала от 30 до 35 тыс. ратных людей. Засечные черты охранялись станицами (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые осуществляли наблюдение за обширным районом перед засечной линией. Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у которых были поместные и приписные сторожа. В 1630-х за Окой и вдоль нее насчитывалось более 40 городов — опорных пунктов (Путивль, Севск, Орел, Новосиль и др.) с крупными гарнизонами (до 1,5 тыс. чел.) и с «нарядом», состоявшим из различного количества орудий (до 37 в Рыльске). Летом каждого года собиралось полевое войско, сосредоточивавшееся на рубеже Одоев — Тула — Рязань; его штаб был в Туле, передовой отряд — в Мценске. Войско имело различную численность в зависимости от обстановки (в 1631 — 5 тыс., в 1636 — 17 тыс.). В связи с продвижением на юг значение Большой засечной черты упало и правительство прекратило попытки возобновить ее. В 1680-х южнее Белгородской черты была построена Изюмская черта. Успешная практика борьбы на южных границах Русского государства с татарами при помощи засечной черты была перенесена и на юго-восточные рубежи, где в 1648—54 строится Симбирская засека, в 1652 — 56 — Закамская черта, а в XVIII в. — Закамская линия.

 
Азовское  сидение (1637—1642), оборона Азова донскими казаками. На турецкую крепость Азов, располагавшую четырехтысячным гарнизоном и 200 пушками, опирались крымские и ногайские татары, совершая набеги на южные районы России. Летом 1637 года казаки, воспользовавшись внутренней борьбой в Крыму, захватили Азов. В начале июня 1641 года турецко-татарское войско осадило Азов. Однако донцы (около 5,5 тыс человек, в том числе 800 женщин) проявили стойкость и искусство в его обороне, отбивая многочисленные штурмы противника. Понеся большие потери, турки вынуждены были в конце сентября снять осаду. Отстояв крепость, казаки предложили русскому правительству принять Азов под свою власть. Для решения вопроса правительство созвало Земский собор (1642), на котором часть депутатов высказалась за предложение казаков. Однако, во избежание войны с Турцией, русское правительство решило от Азова отказаться и предложило казакам покинуть его. Летом 1642 казаки оставили Азов, разрушив его укрепления. Героическая оборона Азова нашла отражение в исторических повестях, народных песнях, сказаниях. 

   
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 

1. А.С. Орлов,  А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко  "Основы курса истории России", изд. "Простор" 2005 г.

2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII - XIX век. М.: Просвещение, 2003 г.

3. Чельцов-Бебутов В. И. История государства и права России. М.: Юридическая литература, 1988 г.

4. В.О. Ключевский "Русская история", изд. "Мысль", 1994 г. 
 
 
 

Информация о работе Российское государство при первых Романовых. XVII в