Российское государство при первых Романовых. XVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

1. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.
2. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года. Развитие крепостного права. Начало формирования абсолютизма.
3. Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви.
4. Борьба за ликвидацию последствий смуты во внешней политике. Смоленская война. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

 Таким образом,  все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, посадские люди - к городам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. "Соборное уложение" было принято прежде всего в интересах различных сословий господствующего класса, имевших тенденцию к слиянию в единый класс-сословие. 

В XVII веке в экономическом  развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как  товарное производство и рынок, а  с другой – продолжали развиваться  феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это время характеризовалось также усилением самодержавия и складыванием предпосылок для перехода к абсолютной монархии. Кроме того, XVII в. − это эпоха массовых народных движений в России.

В условиях развития товарного обращения вотчинные и помещичьи хозяйства стали постепенно втягиваться в товарно-денежные отношения, начался переход этих хозяйств от натурального производства к товарному, но основанному на крепостном труде. Возросшие возможности реализации сельскохозяйственной продукции на рынке привели к росту барщинной системы хозяйства: вотчинники и помещики расширяли «барские» запашки, что сопровождалось увеличением отработочной ренты и, соответственно, усилением феодально-крепостнической эксплуатации крестьян. В хозяйствах крупных феодалов стали устраиваться различного рода мануфактуры и винокуренные заводы. Однако большинство денег, которые приобретались вотчинниками и помещиками в результате торговли, шло на покупку земель или превращалось в ростовщический капитал.

Во второй половине XVII в. многочисленные категории крестьян в России были объединены в две  группы − крепостных и черносошных. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства  на вотчинных, поместных и церковных  земля, за что несли различные феодальные повинности в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне входили в разряд «тяглых людей», плативших многочисленные налоги и подати государству и находившихся под административно-полицейским контролем органов государственной власти, постоянно вмешивавшихся в дела «черной» волости. Поэтому не случайным было массовое бегство черносошных крестьян «от многих податей и от великих правежей» (взыскания недоимок).

Стремясь обеспечить себе поддержку со стороны господствующего  класса, правительство князя Василия Шуйского принимает Уложение о крестьянах, по которому вводит 15-летний срок исковой давности по делам о беглых (вме-сто 5-летнего). Однако авторитет власти Шуйского падал. Дворяне видели неспособность Шуйского прекратить крестьянские волнения, а крестьяне не принимали его крепостническую политику.

Царствование Михаила Федоровича Романова ознаменовалось дальнейшим закрепощением крестьян. Для некоторых землевладельцев, в виде частной льготы, увеличивался срок сыска беглых кре-стьян с 5 до 10 лет, а с 1642 г. десятилетний срок становится уже общей нормой для розыска беглецов. Более того, для крестьян, насильственно вывезенных владельцами других земель, устанавливается пятнадцатилетний срок сыска. Одновременно входит в практику уступка или продажа крестьян без земли.

  При Алексее Михайловиче Романове был проведен ряд реформ. Прежде всего был изменен порядок взимания платежей и несения повинностей. Вместо прежнего, поземельного принципа сбора налогов их стали собирать по наличному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавило дворян от необходимости платить за пустующие участки и увеличило обложение крупных земельных владений. В 1646 − 1648 гг. была проведена подворная опись крестьян и бобылей.

  По Соборному  Уложению 1649 г. крестьяне были  окончательно прикреплены к земле. Особая его глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян, бессрочного розыска и возвращения бег-лых, устанавливала наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. В случае, если владелец крестьян оказывался несостоятельным по своим долговым обязатель-ствам, для возмещения его долга взималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцам было предоставлено также право вотчинного суда и полицейского надзора над крестьянами. Крестьяне не имели права само-стоятельно выступать в судах со своими исками, поскольку защищать эти иски мог только владелец крестьян. Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследству крестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца. Также крестьянам запрещалось держать в городах торговые лавки, им можно было торговать лишь с возов.

Укрывательство  беглых наказывалось штрафом и даже битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. За беглых крестьян платежи должен был произ-водить их владелец. Крепостные крестьяне в то же время считались и «казенными тяглецами», т.е. несли повинность в пользу государства. Владельцы крестьян обязаны были наделять их землей и инвентарем. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения их в холопов или отпуска на свободу, нельзя было насильно отбирать имущество у крестьян. Сохранялось также право крестьян жаловаться на господ.

Одновременно  с частновладельческими крестьянами  крепостное право распространилось на черносошных, несших тягло в пользу государства, и дворцовых крестьян, обслуживавших нужды царского двора, которым запрещалось покидать свои общины.

Принятие Соборного  Уложения явилось важнейшим индикатором  восстановления российской государственности. Не имеющее аналогов в то время  по своему объему (около 1000 статей) Уложение свидетельствовало о высоком  профессионализме русских дьяков середины XVII в. Этот общерусский кодекс законов базировался прежде всего на религиозно-православном понимании по-литических и правовых процессов в России. В нем провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых, и прикрепило посадское население к городам, ликви-дировав беломестные слободы, которые были освобождены от посадских повинностей.

Соборное Уложение 1649 г. завершает создание государственной системы крепостного права. В условиях мобилизационного развития эта система была средством укрепления государства, подъема экономики и усиления вооруженных сил. На какое-то время государственная система крепостного права смогла обеспечить подъем производительных сил и решение внешнеполитических задач и подготовить определенные предпосылки для преобразований эпохи Петра I. Вместе с тем она консервировала отсталые формы общественных отношений, обрекала страну на консервативный, медленный путь социально-экономического развития в дальнейшем. 

Начало формирования абсолютизма.

Формально власть российских государей и ранее  была самодержавна, неограниченна. Однако в XVI и в первой половине XVII века она  таковой была далеко не всегда.

Традиционно московские государи управляли страной с  помощью Боярской думы и вынуждены были считаться с мнением заседавших в ней бояр. Кроме этого, со второй половины XVI века начали созываться Земские соборы, знаменовавшие собой начало складывания в России сословно-представительной монархии.

Роль земских  Соборов возросла в годы Смуты, но еще более – в начале царствования Михаила Романова.

По документам известно, что за время царствования Михаила было до 10 созывов Земского собора, который рассматривал даже текущие государственные вопросы. Совершенно очевидно, что в той обстановке, которая сложилась после Смуты в России, авторитарная власть была обречена на провал; царь, нареченный народной волей, должен был и править при содействии земского представительства.

В новом способе  управления страной отразилось понимание  Михаилом и его окружением ситуации в стране.

Постепенно страна оправилась от потрясений Смутного времени. При Алексее Михайловиче роль Земских соборов в жизни государства падает. В 1648 - 1649 и 1651 - 1653 годах состоялись последние соборы. Крепнувшая самодержавная власть больше не нуждалась в поддержке сословно-представительного органа.

В XVII веке претерпевает изменения и Боярская дума. Аристократический  характер ее сохранился, однако в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков, а в среду бояр - родственников царя, фаворитов. Растет и численность Думы. В 70-е годы в нее входило болеее 70 членов, что делало ее работу затруднительной.

В итоге роль Боярской думы в государстве постепенно уменьшается. Наряду с ней при царе существует "так называемая "ближняя" или "тайная" дума из узкого круга особо приближенных вельмож для решения текущих вопросов. В полном составе Дума почти не собирается.

В XVII веке с усложнением  и оживлением государственной, хозяйственной жизни стала более разветвленной и громоздкой система приказов. Росло их число. На протяжении XVII века действовало до 80 постоянных и временных приказов. Функции их часто пересекались, что не способствовало четкости управления, выросла численнсть чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739. Приказная система с трудом поддавалась контролю верховной власти.

Стремясь поправить  дело, правительство предпринимает  различные меры - слияние и реорганизацию  некоторых приказов: объединение их в группы; подчинение нескольких приказов одному лицу. В середине столетия был создан Приказ тайных дел для контроля за деятельностью других приказов.

Эти меры были направлены на бюрократическую централизацию страны. Но приказную систему они коренным образом не изменили.

Централизации способствовали и изменения организации  местного управления в уездах и городах.

В начале XVII века, в Смуту, на смену местному самоуправлению, введенному при Иване IV, пришло воеводское правление. Воеводы, посылаемые из Москвы, занимались и военными, и гражданскими делами на местах. При широкой компетенции воеводской власти надзор за ней из центра был затруднителен ввиду обширности российской территории, где существовало более 250 уездов. Размеры их (особенно в восточных районах) были очень велики. Это вызвало формирование в XVII веке более крупных территориально-административных единиц - разрядов, в которых объединялись несколько уездов под властью одного воеводы.

Общая тенденция  к усилению централизации проявилась и в организации вооруженных сил.

Русское войско со времен Ивана IV формировалось из служилых людей "по отечеству" и "по прибору". Дворяне "по отечеству" должны были являться на службу дважды в год (на учения) или в военные походы со своими вооруженными слугами. Сбор дворянского ополчения в XVII веке становился все более затруднительным. Многие служилые люди уклонялись от выполнения своих военных обязанностей. Возрастали их требования получения земель под условия несения службы.

  С реорганизацией армии, с возрастанием роли чиновников, служилых незнатных людей в управлении государством серьезной помехой в укреплении самодержавной власти становится местничество. Не случайно уже Михаил предпринимает попытки его ликвидировать, начав с запрета местнических споров в двух основных полках, Передовом и Сторожевом, и среди дипломатических лиц.

В 1682 году при  Федоре Алексеевиче местничество было отменено окончательно.

Эволюция политического  строя России к абсолютизму отразилась и в новом кодексе законов, принятом в 1649 году при Алексее Михайловиче - Соборном Уложении, которое оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIX века.

Кроме вопросов, связанных с жизнью различных  сословий, о чем говорилось выше, в Соборном уложении большое внимание уделялось вопросам, связанным с охраной здоровья и чести царя, царской власти. Вводилось в связи с этим понятие государственного преступления. Такая защита престижа царской власти явилась также свидетельством укрепления самодержавия в середине XVII века.

Информация о работе Российское государство при первых Романовых. XVII в