Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:18, контрольная работа
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Внутренняя политика Петра I.
1.1. Основные реформы характеризующие внутреннею
политику Петра I ………………………………………………………5
2. Внешняя политика Петра I.
2.1. Великое посольство. Северная война………………………………...14
2.2. Прутский и Каспийский (Персидский) походы ……………………..18
3. Фискальная система и прибыльщики при Петре I.
3.1. Институт фискалов …………………………………………………... 22
3.2. Прибыльщики при Петре I ……………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………… 29
Библиографический список ……………………………………
С этого времени фискалы уже должны были нести ответственность за донос на невинного с умыслом, из страсти или злобы, а равно за неизвещение о краже казны и прочее из корысти или дружбы. В обоих случаях фискал должен был подвергнуться такому же наказанию, какое должен был нести обвиняемый или виновный. Легкому штрафу фискал подлежал в том случае, когда донос его, хотя сделанный не из корысти или злобы, во всех частях оказывался несправедливым; и фискал совершенно же освобождался от всякого взыскания, когда донос оказывался ложным только в некоторых частях.
Указ также устанавливал возрастной ценз для лиц, назначаемых на должность фискала от дворян, - 40 лет, однако такое условие не распространялось на фискалов от купечества.
С учреждением коллегий в 1717 г. в каждую коллегию был назначен особый фискал, с обязанностью смотреть за ревностным и правильным исполнением указов и о каждом нарушении доносить. Не дело фискала было входить в юридические тонкости в производствах коллегиальных мест, его обязанность ограничивалась наблюдением за злоупотреблениями. С этого времени должности фискалов формируются уже более как стряпчих казенных дел и дел уголовных, что видно из ряда указов, определяющих предметы ведомства и порядок делопроизводства. В 1719 г. указано было по всем донесениям фискалов допросы производить в Юстиц-коллегии, при личном присутствии обер-фискала и того фискала, от которого последовал донос. Это личное присутствие фискал обязывался обозначить подписью своею под допросами. Даже выписки, изготовленные к слушанию, и решение дел фискалы должны были собственноручно подписывать с объяснением, что выписки из допросов и прочего выписаны и к производству дел изготовлены правильно. Из этого видно, что речь идет уже о сугубо правоохранительной функции фискалов и функции внутреннего служебного контроля.
Хотя должности фискалов просуществовали еще около 10 лет и были учреждены по епархиям (1721 г.) и введены даже в военное ведомство (1716 г.), но можно считать, что с этого времени институт фискалов начал утрачивать функцию централизованного государственного органа в сфере финансов и становится органом с сугубо правоохранительными обязанностями, по кругу полномочий пересекающимися с деятельностью института прокуратуры.
Проведенное исследование показывает, что, конечно, нельзя говорить о фискалах как о специализированном финансовом институте, поскольку на них изначально возлагалась обязанность "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать", а впоследствии в коллегиях фискалы выполняли функцию внутренних контролеров. Все же с учетом изложенного в истории финансового права институт фискалов можно рассматривать как первый в России легально установленный централизованный государственный орган, важнейшей функцией которого в период с 1711 по 1719 г. была функция финансового контроля.
Говоря о личной роли Петра I в создании института фискалов, необходимо сказать, что, с одной стороны, вопрос об участии самого Петра I в реформах того периода, к которому относится создание института фискалов, является спорным, в том числе в силу отсутствия у самого царя необходимых знаний и подготовки, но необходимо также отметить, что в этот период никто более, чем сам Петр I, не мог понимать необходимость бдительного контроля за государственными учреждениями и лицами, наделенными от государства какой-либо властью.
Оценивая личную роль Петра I, следует также отметить, что его преемники вопрос о государственном финансовом контроле вообще не ставили, а заменяли в общем-то трудоемкий, хлопотный, требующий специально обученных кадров и не отвечающий интересам временщиков финансовый контроль на фискальную круговую поруку и применение откупной системы сбора податей, а в устройстве системы налогового обременения не стремились отойти от раскладочной системы.
3.2. Прибыльщики при Петре I.
С начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблема пополнения бюджета. Сначала предпринята была попытка увеличения сбора уже существующих и введения новых сборов. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.
Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены. В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.
В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий — налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.
Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни и пр.
Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей — описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления.
Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721 г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Россия была приравнена, и даже поставлена над европейскими государствами. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со строгой системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Но была у реформ и обратная сторона – Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству.
Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать, и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.
Но как бы не относиться к методам и стилю проведения Петром преобразований, не могу не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой, и, тем более, российской истории. И, на мой взгляд, положительных сторон Петровского реформирования несравнимо больше, чем отрицательных. Следует признать, что Россия в XVIII в. - эпоху Петра I стала более развитой и культурной страной. Огромный вклад он внес во все сферы жизни государства. Россия открыла для себя новые возможности.
Как бы ни относиться к методам и стилю проведенных им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Библиографический список
1. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М., 1989.
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конца XVII-XIX вв. – М., 1995.
3. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России.
IX - начало XX в. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.
4. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века:
Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2004.
5. История России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов,
В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТЕ Велби, Изд-во Проспект, 2003.
6. История России с начала XVIII-XIX вв. / Отв. Ред. А.Н.Сахаров. – М.,
1997.
7. История России. В 3-х томах. /Сахаров А.Н., Дмитриенко В.П. и др./ -М.,
1996.
8. История России. Курс лекций. В 2-х томах / Под ред. Б.В. Личмана –
Екатеринбург. 1995.
9. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1991.
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. – М., 1995.
11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей. – М.: Эксмо, 2006.
12. Курукин И.В. История Отечества: Пособие для школьников старших
классов и поступающих в вузы / И.В. Курукин, И.В.Волкова, С.В.Леонов. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
13. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Центр Юр
Информ, 2006.
14. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX - XX вв. М.:
Вузовский учебник, 2008.
15. Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001.