Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:18, контрольная работа
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Внутренняя политика Петра I.
1.1. Основные реформы характеризующие внутреннею
политику Петра I ………………………………………………………5
2. Внешняя политика Петра I.
2.1. Великое посольство. Северная война………………………………...14
2.2. Прутский и Каспийский (Персидский) походы ……………………..18
3. Фискальная система и прибыльщики при Петре I.
3.1. Институт фискалов …………………………………………………... 22
3.2. Прибыльщики при Петре I ……………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………… 29
Библиографический список ……………………………………
Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями, и он опять начал бросаться из стороны в сторону, едва не был запутан в замысел свержения ганноверского курфюрста с английского престола и восстановления Стюартов. Когда эта фантастическая затея вскрылась, Петр поехал во Францию предлагать свою дочь Елизавету в невесты малолетнему королю Людовику XV. Главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы решительным ударом вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, макленбургские и датские пустяки, продлившие томительную девятилетнюю войну еще на 12 лет. Кончилось это тем, что Петру пришлось согласиться на мир с Карлом XII.
Наконец 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте был подписан русско-шведский мирный договор. Северная война завершилась. Россия получала Ингерманландию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию с городами Рига, Дерпт, Нарва, Выборг, Корела, острова на Балтике Даго и Эзель. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. Финляндия возвращалась в состав Швеции. За прибалтийским дворянством и горожанами, преимущественно немцами, были закреплены их права и привилегии. Целый месяц в Петербурге проходили торжества по случаю победы. По первому санному пути Петр выехал в Москву, где торжества были продолжены. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества императора Всероссийского Петра Великого».
2.2 Прутский и Каспийский (Персидский) походы.
Возвращаясь назад, отметим, что интерес в южном направлении был проявлен Петром I еще в 1695 гг. когда молодой царь совершил поход на Азов — турецкую крепость в устье Дона, преграждавшую путь в Приазовье и Северное Причерноморье. Плохо подготовленная армия не смогла взять Азов штурмом, а наладить правильную осаду ее оказалось невозможным из-за отсутствия флота. После трехмесячной осады Азова (весна—лето 1695 г.) Петр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость и с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей. Зимой 1695/96 гг. развернулась подготовка ко второму походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля турецкая крепость сдалась, флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить порт.
В 1710 году, подстрекаемый, Карлом XII и дипломатами ведущих европейских государств турецкий султан объявил России войну, потребовав возвращения Азова и ликвидации русского флота. После неудачных попыток прийти к компромиссу дипломатическими путями Петру в конце февраля 1711 г. пришлось принять вызов Турции. В конце июня 1711 г. русская армия под командованием Петра вступила в Молдавию и, переправившись через Днестр, подошла к Пруту. Обещанная помощь от молдавского господаря Кантемира была незначительна, а валашский правитель Брынковяну, изменив России, выдал план войны султану. В результате 9 июля 1711 г. 38-тысячная русская армия была окружена у реки Прут 135-тысячной турецкой армией и 50-тысячным войском крымского хана. Несколько ранее, представители православных балканских народов, буквально осаждавшие Москву с просьбой о помощи, из лучших побуждений преувеличивали размах анти турецкого движения в своих странах и в таких же пропорциях преуменьшали ожидавшие русскую армию трудности. Изображалась совершенно фантастическая картина: как, при одном появлении русских войск сербы, черногорцы, болгары, валахи и молдаване прямо-таки сметут в едином порыве турецких угнетателей.
Как уже было сказано в конце июне 1711 г. русские войска под командованием Петра вступили в Молдавию. Однако единственной «подмогой», какую они дождались, стал приезд молдавского господаря Кантемира с кучкой придворных. Не было ни многотысячных отрядов восставших, ни обещанных складов с провиантом, ни воды. А турецкое войско вместо того, чтобы поднять бунт против своих начальников и разбежаться, взяло русских в окружение. Петр, сидя в осажденном лагере, до того пал духом, что, направив к великому визирю своего посла Шафирова, приказал добиваться мира любой ценой. Если потребуется, не только отдать Турции все завоеванные на юге земли, но и вернуть шведам всю Прибалтику, кроме Петербурга, а если шведам этого покажется мало, отдать им и Псков с прилегающими землями.
К счастью, турки вовсе не собирались вести дипломатические баталии в защиту шведских интересов, однако в отстаивании своих интересов преуспели. Шафиров и великий визирь Балтаджи Мехмет-паша подписали Прутский мирный трактат, по которому Россия обязывалась вернуть Турции Азов, срыть свои крепости, Таганрог и Каменный Затон, уничтожить русские корабли на Черном море, не вмешиваться в польские дела, не держать в Польше войска, отказаться от содержания в Стамбуле постоянного посольства (что по меркам того времени было неслыханным унижением российской дипломатии). Горькая ирония заключается в том, что после первого сражения турецкие войска, даже янычары, отнюдь не горели желанием идти в бой. В Прутском походе русская армия потеряла 27 285 человек. Из них в боевых действиях погибли только 4800, остальные — от жажды, болезней и голода. Однако, вернувшись в Петербург, Петр поступил совершенно по-современному — устроил пышный парад, словно это он остался победителем и безусловным триумфатором.
К другим внешнеполитическим мероприятиям правительства Петра относится Каспийский (Персидский) поход 1722—1723 гг. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. Летом 1722 г. Петр I лично возглавил персидский поход русского войска в связи с обращением к нему за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы. 18 июля 22-тысячный русский отряд во главе с императором отплыл из Астрахани по Каспию. Вдоль берегов двигались 9 тыс. кавалерии и 50 тыс. казаков и татар. Вскоре без боя был взят Дербент, и Петр вернулся в Астрахань. Командование войсками было поручено генералу М.А. Матюшкину, который в декабре занял Решт, а в июле 1723 г. был высажен десант и взят Баку.
Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции. В итоге 12 сентября 1723 г. в Петербурге был заключен мир с Персией, по которому в состав Российской империи включались западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилянь, Мазендеран и Астрабад; Россия и Персия заключали оборонительный союз против Порты. По Стамбульскому договору от 12 июня 1724 г. Турция признала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Стамбульский трактат разграничил сферы влияния на Кавказе. Территорией преимущественно русского влияния признавались приморские части Дагестана и Азербайджана, турецкого — Грузия, Армения, внутренние районы Дагестана и Азербайджана.
Области, занятые в результате военных операций 1722-1723 годов, Россия не смогла удержать за собой. Местное население не прекращало сопротивления. Русские гарнизоны в завоеванных крепостях и во вновь основанных укреплениях подвергались постоянным нападениям. Наращивать военное присутствие в регионе преемники Петра I на российском престоле были не в состоянии, равно как и воевать против Персии или Турции. В итоге в 1732 году в Реште был подписан мирный договор с Ираном, по которому Россия возвращала отвоеванные у него провинции Гилян, Ширван, Мазендаран, а главная квартира русских войск переносилась в Баку. За Россией в Прикаспии осталась только территория между Курой и Тереком. Однако в Дагестане и после Рештского договора усилилось вооруженное сопротивление населения. Эту ситуацию использовала Турция, перебросив сюда отряды крымских татар для военных действий, как против Персии, так и против России. Борьба русских частей с ними велась с 1733 года с переменным успехом, требуя все больше сил и средств. В 1735 году правительство Анны Иоанновны сочло за благо выйти из противоборства, заключив Гянджийский договор с Персией, по которому отказывалось от всех приобретений на побережье Каспия, сделанных при Петре I. Русская граница снова отодвинулась на Терек. Крепость Св. Креста, заложенная на Сулаке во время Персидского похода, была уничтожена. Но вместо нее в том же 1735 году на Тереке основали крепость Кизляр, положившую начало будущей Кавказской укрепленной линии.
Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром I, были направлены на решение основной общенациональной задачи - обретения Россией права выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции.
3. Фискальная система и прибыльщики при Петре I.
3.1. Институт фискалов.
Крупномасштабные государственные преобразования в России в начале XVIII в., затронувшие все сферы экономики, включая финансы, связываются справедливо с именем Петра I.
Одним из феноменов эпохи Петра, возникшим при нем и закончившим существование через несколько лет после его смерти, является институт фискалов, причиной создания которого было изыскание новых источников доходов и ближайшего контролирования расходов.
Хотя фискалы выполняли не только финансово-контрольную, но и правоохранительную функцию, которая, в конце концов, стала преобладающей, институт фискалов можно рассматривать как первый, в России юридически оформленный централизованный государственный орган контроля в сфере финансов.
Создание института фискалов как системы централизованного подчинения обусловливалось стремительным ростом потребности в финансировании военных кампаний и неудовлетворительным состоянием местных администраций, на которые в том числе возлагалась прямая обязанность финансового и материального обеспечения отдельных воинских частей. Укрепление государственного начала порождало все более сложные отношения, не умещавшиеся в рамках прежних обычаев, и требовало новых, более определенных, форм организации взаимодействия, в том числе между центральной и местной властью.
Во вновь создаваемой при Петре I системе государственного устройства и управления функция государственного контроля в целом, в том числе контроль в сфере финансов, принадлежала Сенату по его назначению высшего хранителя законов и правосудия. Сенат в сфере финансов должен был: 1) смотреть во всем государстве за расходами и напрасные расходы сокращать; 2) денег больше собирать.
Установление контрольного начала в финансовой сфере может свидетельствовать и о стремлении Петра I отойти от раскладочной системы взимания налогов, поскольку Петр I понимал, что равновесие государственных доходов и расходов и финансовая система, основанная на прочных и твердых началах, соответствующих принципам справедливости и народного богатства, определяют могущество и благосостояние государства. Это косвенно подтверждается тем фактом, что, прежде всего сам Петр I старался бдительно следить за соблюдением строгой экономии во всех государственных расходах и возложил эту обязанность на Сенат, а увеличения государственных доходов обязывал добиваться не увеличением ставок, а открытием новых отраслей доходов.
Но сам Сенат осуществлять функцию государственного контроля был не в состоянии в силу многочисленности и разнообразия возложенных на него дел.
Для этой цели практически одновременно с изданием в марте 1711 г. Указа о создании Сената Петр I требует "учинить фискалов во всяких делах", и соответственно этому Сенат постановляет "выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)" и возложить на него обязанность тайно надсматривать и проведывать во всех делах, в том числе в сборе казны.
Этим же Указом Сената были установлены должности провинциал-фискалов и низших чинов, которые во всем силу и свободность имеют, как и обер-фискал.
Спустя четыре месяца по учреждении института фискалов Сенат издал разъяснения об обязанностях фискала на основании докладной записки первого обер-фискала Былинского. В резолюции Сената было разъяснено, что обер-фискал должен тайно надсматривать и проведывать про неправый суд и сбор казны и прочее во всех губерниях, не ограничиваясь одною Московскою; точно так же ведомство обер-фискала должно распространяться и над всеми патриаршими и архиерейскими приказами, что должно определить количество провинциал-фискалов и сколько ему нужно иметь нижних чинов, что в тайных донесениях должно по возможности скрывать имена доносителей, умалчивая, однако, о результатах своего розыска, и на это объявление обер-фискал должен предварительно испросить разрешение Сената. В этом же Указе Сенат выносит постановление и о рассылке указов об учреждении фискалов во все губернии и чтобы все приказы и должностные лица доставляли все сведения, требуемые обер-фискалом, без отлагательства. Устанавливалось также, что бумагой, перьями и чернилами обер-фискал мог пользоваться из канцелярии Сената, а рассыльных иметь из гарнизонных солдат. Вероятно, с целью изъять фискалов совершенно из зависимости провинциальных властей, дать им более самостоятельности, не допускать влияния на исполнение их обязанностей никаких посторонних отношений, в начале 1712 г. как сами фискалы, так и их имущество, деревни совершенно изъяты из ведомства губернаторов и подчинены Сенату через государственного фискала. Таким образом, местные власти не имели на фискалов никакого влияния, тогда как фискалы, со своею независимостью, со своими огромными правами, имели полную возможность быть стеснительными, как для должностных лиц, так и для частных. Это позволяет говорить об институте фискалов как о государственном органе центрального подчинения.
Фискалы должны были проведывать тайно, разыскивать и узнавать только про неправильный суд и неправильный сбор казны, и не дело фискала было судить и мотивировать действия должностных лиц. Именно данное обстоятельство позволяет говорить о том, что первоначальная идея учреждения фискалов была в реализации контрольной функции со значительным акцентом на сферу финансов.
Более определенное юридическое оформление институт фискалов получил три года спустя, в 1714 г., когда в Указе от 17 марта 1714 г. закрепляются подробные постановления, определяющие состав этого института, предметы ведомства, ответственность, порядок делопроизводства и способы вознаграждения.
Так, согласно этому Указу при государственном правлении должен состоять обер-фискал и при нем четыре фискала, из которых двое, из купцов, должны тайно наблюдать дела купеческие; в губернии, при губернаторском правлении, находился провинциал-фискал с двумя помощниками фискалами и двумя фискалами из купечества; в других же городах, смотря по величине города, один или два фискала.