Роль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

Готовя вооруженное нападение на Советский Союз, фашистское командование в числе других благоприятных факторов на пути к молниеносной победе рассчитывало и на слабость транспортной системы нашей страны, особенно на неподготовленность железнодорожной сети, надеясь, что она не сможет обеспечить огромные масштабы перевозок в современной войне.

Оглавление

Введение. 3
1. Структура ЖДВ к началу Великой Отечественной войны. 8
2. На техническом прикрытии. 14
3. В заключительных операциях. 20
Заключение. 23
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

Роль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

                  Федеральное агентство железнодорожного транспорта

                       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

                                          профессионального образования

         ИРКУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ     

 

 

 Кафедра: Философии и социальных наук.

Дисциплина: Информационная культура.

 

 

 

 

Реферат

         «Роль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне»

 

 

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                 Выполнил: студент гр. УП-10-1-1

                                           Савин А. В.

                                                          шифр УП-10-1-474к

                                                                 Проверил: Белькова Г. И.                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                

                                     

                                  

 

Иркутск 2012

Оглавление

Введение.                                                                                                                   3

     1. Структура ЖДВ к началу Великой Отечественной войны.                             8

     2. На техническом прикрытии.                                                                             14

     3. В заключительных операциях.                                                                           20

Заключение.                                                                                                             23

Список литературы.                                                                                               24

                                                                                                                                                                                               

 

 

 

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

55 лет назад  отгремели последние залпы Великой  Отечественной войны - наиболее  жестокой и кровопролитной за  всю историю нашего Отечества. 
В обеспечении Победы над фашистскими агрессорами исключительно важную роль сыграл железнодорожный транспорт. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегических грузов, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения.

На стальные магистрали СССР в 1941-1945 гг. пришлась подавляющая часть грузооборота в стране - свыше 80 процентов, в том числе до 70,5 процента выполненных воинских перевозок.

Все крупнейшие операции Великой  Отечественной войны были неразрывно связаны с широким использованием железнодорожного транспорта, который был обязан по решениям Ставки Верховного Главнокомандования своевременно, а зачастую и в крайне предельные сроки обеспечивать перевозками на направлениях этих операций крупные войсковые группировки и потребные фронтам средства усиления.

Так, только во время подготовки к штурму Берлина на дороги Польши и Восточной Пруссии поступило 287 тысяч вагонов с воинскими частями и грузами. "Чтобы представить себе масштаб всех этих перевозок, - вспоминал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, - достаточно сказать, что если бы выстроить по прямой поезда с грузами, отправленными для этой операции, они растянулись бы более чем на 1200 километров".

Всего за годы Великой Отечественной  войны объем воинских перевозок  на железных дорогах составил невиданные в истории войн размеры - более 19,7.млн. вагонов (или 444213 поездов). Если бы все воинские грузы погрузить в четырехосные вагоны, то состав из таких вагонов опоясал бы земной шар по экватору свыше шести раз.

Необходимым условием бесперебойной  работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941-1945 гг. Война потребовала огромных усилий по восстановлению железных дорог. На территории СССР гитлеровцы вывели 26 из 54 железных дорог довоенной сети и частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 км пути, 13 тысяч мостов общей протяженностью около 300 км, 4100 станций, 2436 вокзалов, 317 паровозных депо и много других железнодорожных объектов и устройств. Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращивал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.

Готовя вооруженное нападение на Советский Союз, фашистское командование в числе других благоприятных факторов на пути к молниеносной победе рассчитывало и на слабость транспортной системы нашей страны, особенно на неподготовленность железнодорожной сети, надеясь, что она не сможет обеспечить огромные масштабы перевозок в современной войне.

В первые месяцы войны одна из германских газет писала: "С  начала военных действий на Восточном фронте германская авиация нанесла сильный ущерб большому количеству железнодорожных линий и подвижных составов. Она продолжает громить пути, ведущие к фронту, и уничтожить составы. Таким образом, положение советских железных дорог очень ненадежное до 194"1. года, скоро станет совершенно безвыходным" . Однако очень скоро враг убедился, как он жестоко просчитался. Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на наши железные дороги в среднем ежесуточно до 33 налетов, воины-железнодорожники вместе с восстановителями спецформирований НКПС и работниками железных дорог быстро восстанавливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл.

Причем, военным восстановителям  приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врага.

За первые 6 месяцев войны  на фронтовых и прифронтовых магистралях  были выполнены восстановительные работы по засыпке воронок, укладке путей, стрелок, подвеске телефонно-телеграфных проводов и т.д. в объеме, достаточном для постройки новой железнодорожной линии протяжением в 400 километров. В 1941 году воины-железнодорожники восстановили 834 километра железных дорог.

Высокую оценку боевой деятельности железнодорожных войск в 1941-1945 гг. дали Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, Военные советы фронтов, видные советские полководцы Г. К. Жуков, А.М. Василевский, И. С. Конев, И.Х. Баграмян, К.А. Мерецков, К.К. Рокосовский и другие. Так, отмечая заслуги воинов-железнодорожников в успехе наступательных действий наших войск в Прибалтике командующий 1-го Прибалтийского фронта генерал армии И.Х. Баграмян подчеркивал, что решающую роль "в своевременной переброске войск, подвозе боеприпасов, фуража и горючего фронту сыграли железнодорожные коммуникации фронта. Несмотря на большие разрушения, произведенные противником на железнодорожных линиях района действий войск, железнодорожные войска в кратчайший срок восстановили железнодорожные линии фронта и обеспечили четкую их эксплуатацию".

Не могли не признать влияние железнодорожного транспорта на успех операций советских войск и битые гитлеровские генералы. Например, генерал фашистского вермахта К. Типпельскирх в книге "История второй мировой войны" с горечью вынужден был признать, что "в таких решающих областях экономики, как, например, транспорт и военная промышленность, возможности русских сильно недооценивались".

Подобные признания делались бывшими фашистскими генералами Г. Гудерианом, Г. Дерром, К. Цейтлером и другими военнослужащими гитлеровского рейха. Так, бывший гитлеровский полковник Г. Теске, в статье "Военное значение транспорта" , помещенной в сборнике "Итоги второй мировой войны" прямо подчеркивал: "Русское командование... постоянно опиралось на железные дороги при отступлении в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывали крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта... ".

Высокую оценку нашему железнодорожному транспорту в 1941-1945 гг. дали союзники СССР по антигитлеровской коалиции. В американской печати тех лет отмечалось, что используя железнодорожный транспорт, русские ошеломляли немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом. Родина высоко оценила вклад военных железнодорожников в Победу. В годы Великой Отечественной войны 2 из них удостоены звания Героя Советского Союза и 26 - Героя Социалистического Труда. Более 401 тысячи воинов железнодорожных войск были награждены за самоотверженный труд в годы войны орденами и медалями. 21 соединение и часть, железнодорожных войск награждены орденами, одна из бригад за проявленный героизм, стойкость и отвагу преобразована в гвардейскую. За образцовое выполнение боевых задач при освобождении Варшавы, Познани, Кенигсберга ряд железнодорожных бригад и батальонов получили почетные наименования этих городов.

В материалах настоящей книги  раскрываются действия железнодорожных  войск в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 годов. На основе архивных документов, материалов Музея железнодорожных войск, а также научных трудов и воспоминаний ветеранов освещается участие железнодорожных войск в оборонительных сражениях начального периода войны, их деятельность по заграждению, техническому прикрытию и развитию сети железных дорог, восстановлению стальных путей и искусственных сооружений, ведению технической разведки и разминирования железных дорог, а также эксплуатации фронтовых участков железных дорог. Рассматривается перестройка управления железнодорожными войсками в годы Великой Отечественной войны, совершенствование их организационной структуры, вопросы подготовки кадров, воспитательной работы, вклада ученых и специалистов в решение поставленных задач.

Как известно, постановлением Государственного Комитета Обороны № 1095 от 3 января 1942 года железнодорожные войска были подчинены Наркомату путей сообщения. В книге показана роль НКПС и наркомов путей сообщения А.В. Хрулева, Л.М. Кагановича, И.В. Ковалева, их заместителей, Главного управления военно-восстановительных работ (ГУВВР) в руководстве деятельностью железнодорожных войск. Вместе с военными железнодорожниками на фронте и в тылу активно действовали спецформирования НКПС, внесшие огромный вклад в Победу. Постоянным и плодотворным было взаимодействие железнодорожных войск со всеми транспортными организациями и, в первую очередь, со службой военных сообщений, как в центре, так и на фронтах, которое в решающей мере способствовало выполнению восстановительных работ в сроки, установленные ГКО и командующими фронтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура  ЖДВ к началу Великой Отечественной войны.

Накануне Великой  Отечественной войны часть железнодорожных  войск, численностью 29 260 человек, подчинялась Управлению военных сообщений Наркомата обороны. Другая часть, 68 002 человек, объединенная в Особый корпус железнодорожных войск, подчинялась по общевойсковым вопросам Наркомату обороны, а по производственным - Наркомату путей сообщения.

До 1941 года железнодорожные  войска, подчиненные Управлению ВОСО, состояли из отдельных полков, батальонов и рот, а Особый корпус состоял из бригад и отдельных полков. Для ведения строительных, восстановительных и заградительных работ на их вооружении имелись экскаваторы, роликовые транспортеры, скреперы, мощные краны ПК-18,5 и ПК-45 и другие механизмы. Железнодорожные части также были пополнены путеразрушителем типа "Червяк", мотовозами, дрезинами, электросварочными агрегатами и агрегатами водоснабжения.

Информация о работе Роль железнодорожных войск в Великой Отечественной войне