Роль общины в древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:27, доклад

Краткое описание

Вступление (взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса)
(Исследованию и характеристике общины, в отличие от аграрных отношений, историки не уделяли достаточного внимания).
Основоположники марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли немало внимания изучению сложного и во многом противоречивого вопроса о характере и особенности развития древневосточных обществ.

Файлы: 1 файл

Роль общины в древнем Китае.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

(Эволюция  ритуалов. Термин  шэ)

Процесс разрушения родовых связей и возникновение сельской общины в древнем Китае можно проследить и еще в одном аспекте - на примере эволюции ритуалов.

Известно, что чем менее развито общество, тем большую роль играет в нем  религия.

С начала эпохи Чжоу, в связи с протекавшими в это время социальными преобразованиями, выражавшимися в частности, в  замене общинно-родовых связей и традиций связями территориальными, роль отдельных культов значительно изменилась. Культ родовых предков, занимавший первое место и в Инь, и у чжоусцев, постепенно отходит на второй план. Необходим был иной культ, который мог бы сплотить в единое целое разнородные элементы, составлявшие сельскую общину. Таким началом стал культ духа земли - шэ.

Выдвижение  культа духа земли щэ на первый план легко объяснимо и вполне закономерно. Территориальное начало, общность территории, на которой же трудился данный коллектив, стало с начала Чжоу играть все более важную роль. Увеличению роли территориального начала неизбежно должно было сопутствовать укрепление культа земли, от которой в первую очередь зависело благосостояние земледельцев. Все это помогает понять причины того, что в общине - ли на сену культу общих родовых признаков, прежде символизировавшему единство общинно - родового коллектива, в новых условиях, пришел к земли шэ, значение которого теперь необычайно росло и который стал служить объединяющим началом для коллектива, построенного по территориальному принципу, т.е. для сельской общины.

С течением времени культ шэ становится главным  и основным культом в чжоуском Китае. Более того сохранившиеся  в знатных семьях-ши родовые культы, отправление которых было связано с обработкой ритуального поля цзе-тянь, со временем также сблизились с культом духа земли и получали наименование.

С течением времени термин шэ теряет свое…… ритуальное звучание и примерно с VII в.до н.э. начинает использоваться для обозначения социально-территориальной единицы. 

(вывод)

Процесс сближения и идентификации всех трех терминов, каждый из которых вначале служил для обозначения соответственно территории (на которой жил данный коллектив), коллектива людей (проживающих на данной территории) и объединявшего данный коллектив общего  культа, является наилучшим доказательством оформления того неразрывного единства населения, территории и местного культа, которое свойственно сельской общине.

Приведенный выше материал показывает, что в результате разложения родовых традиций и формирования территориальных связей первобытная кровнородственная община уступила место общине сельской. Именно с IX в. до н.э. территориальные связи и сельская община в позднем Китае вступили в свои права.

Важно подчеркнуть, что эволюция социальных институтов (род, община, семья) протекала  в тесной и взаимообусловленной  связи с эволюцией аграрных отношений. 

Знаком  чжун использовался в Чжоу для  обозначения общинников-чжоусцев, работавших на поле гунн, так и для обозначения общинников из числа покоренного чжоусцами населения «владений». 

(Сельская  община)

Кровнородственная община с ее коллективным хозяйством и совместным поселением, свойственная первобытнообщинному строю, врастает в земледельческую общину с надельным использованием больших семей. А земледельческая в свою очередь переходит в соседскую общину (марку).

(Кровнородственная  община) 

(XI-X вв. до н.э.) Господствовавшая у иньцев и у чжоусцев ( до основания Инь) кровнородственная община с коллективным хозяйством и совместным потреблением продолжает существовать и в первые десятилетия эпохи.

В рамках кровнородственной общины большую  важность имело деление по поколениям (т.е. по возрасту) и полу. Деление  по полу сохранившееся впоследствии, выражалось прежде всего в том, что земледельческие полевые работы исполнялись только мужчинами. Деление по поколениям, имевшее значение в Китае вплоть до недавнего времени, проявилось в том, что принадлежность к старшему поколению давала немало прав в кровнородственном коллективе.

Кровнородственная община с совместным хозяйством уже  разлагается, большинство ее членов начинает подвергаться эксплуатации со стороны выделившейся родовой верхушки.

(Возникновение  сельской общины)

Протекающий в чжоуском Китае в X-IX вв. до н.э. процесс развития социальных институтов и социально-экономических отношений привел к разрушению родовых и становлению территориальных связей.

Сначала произошло разделение единой кровнородственной  большесемейной общины на отдельные  хозяйства, каждое из которых представляло большую семью из нексольких поколений (отец, женатые сыновья, внуки). Первым шагом к экономической сепарации таких семей было введение раздельного потребления.

(Структура сельской общины)

Общая закономерность развития для всех земледельческих общин, выраставших на базе кровнородственных общин с коллективным производством и совместным потреблением, было возникновение семейных наделов с периодическими переделами, часто производившимися путем жеребьевки. Надельное землепользование, возникшее в результате тенденции к  экономической сепарации семей общины, на первых порах носит еще весьма условный и непрочный характер. Община определяет размер надела, право на надел, периодичность и порядок перераспределения наделов. Все это было характерно и для сельской общины в чжоуском Китае.

Равноценность наделов на первых порах соблюдалась  весьма строго, как соблюдались и  права на надел тех лиц, кому он полагался. Именно с этой целью в  общине производились регулярные переделы земель.

Совет старейшин состоял из фуа-ло («отцов-патриархов»), избирался на общей сходке дворов общины (ли). Фу-лао выбирались из числа ши-лао («глав семей»). Каждый из избранных фу-лао являлся, таким образом, представителем в «совете старейшин»  от нескольких семей. В свою очередь «совет старейшин» избирал из числа своих членов наиболее достойного на должность ли-чжэна (старосты общины). Фу-лао и ли-чжэн были обязаны руководить общиной, организовать труд ее членов, следить за своевременным выходом на работу, обеспечивать охрану деревни. Было распределение и сбор налогов семей, обеспечение выполнения общиной различных возлагавшихся на нее повинностей. Необходимо сказать, что сами фу-лао при этом еще рассматривались прежде всего как члены общины и наравне со всеми были обязаны платить налоги и выполнять повинности. В качестве вознаграждения за исполнявшиеся общественные  функции они получали двойной земельный надел и повозку с лошадьми.

Социальная  организация в сельской общине, распавшейся  на отдельные семьи с индивидуальными  наделами, во многом восходили к традициям старины. Господство патриархального начала, выборность органов управления из числа старейших глав семей, единство членов общины- очень связаны с традициями кровнородственной большесемейной общины. Еще лишь небольшие введения - появление института индивидуальных наделов, сделавшего каждую семью экономически самостоятельной, и возникновение социального неравенств внутри общины (в частности, право фу-лао на двойной надел). Но именно эти нововведения, в конечном счете определили характер и тенденцию дальнейшего развития и разложения общины.

(Разложение  общинного землепользования  и возникновение  соседской общины)

Для развития было характерным сравнительно быстрая  ликвидация системы переделов и  превращение семейного  надела в  наследственный аллод. Такая картина характерна и для чжоуского Китая. Примерно с VI в. до н.э. в ряде передовых царств (Лу, Ци, Цзинь) становится все более заметным имущественное неравенство и разложение надельного землепользования.

Размер  наделов зависел от количества мужчин в семье и количества рабочих рук. Такие семьи получали наибольшее количество земель, к тому же лучшего качества. Причем большая семья имела больше возможностей стать зажиточной. Разросшиеся семьи при переделе получали большой надел, уменьшившиеся - меньший, распавшаяся большая семья - несколько самостоятельных наделов. Когда переделы стали производиться все реже. Число членов семьи увеличивалось или уменьшалось, величина надела на долгое время оставалась неизменной. Владельцы больших наделов (в том числе в первую очередь фу-лао, имевшие двойной надел) имели возможность усилиться; из их числа возникала зажиточная верхушка общины. Большинство же семей с трудом находило концы с концами, а некоторые оказавшиеся в наиболее трудном положении, попросту разорялись.

Имущественная дифференциация в рамках общины угублялась усилением ее эксплуатации(взиманием ренты-налога) со стороны господина- правителя.

Усиление  эксплуатации подрывает благосостояние общины и в первую очередь ее ……..наиболее слабых семей. Разорявшиеся семьи вынуждены были бросать свои наделы и уходить на места, где они были бы свободны от тяжелой эксплуатации.

Надо  сказать, однако, что и призрачные мечты о «счастливом крае»  оставались лишь мечтами. Действительность была сурова, и на новом месте крестьяне часто оказывались еще в более худшем положении.

Уход  крестьян из общины, принимавший порой  весьма внушительные размеры, естественно  приводил к разрушению общинных традиций и в первую очередь общинного землепользования. Наделы, покидавшие общину экономически слабых семейств попадали в руки более крепких, что способствовало их дальнейшему обогащению. Постепенно эти наделы превращались в наследственный аллод семьи и становились фактическим владением ее. Надельное землепользование теряло свой смысл и неизбежно должно было пасть.

Все это  показывает, что земледельческой  общине надельным землепользованием  в ряде крупных царств чжоуского  Китая в VI в. до н.э. пришел конец. Появившаяся  на ее месте сельская соседская община, которая отличалась от своей предшественницы. Это был коллектив земледельцев, связанных общностью истории, культа и административного управления, весьма различавшееся по своему имущественному положению. Из числа богатых семей общины в V-III в. до н.э. вышло немало купцов, ростовщиков, даже чиновников, т.е. той имущественной знати, которая в эпоху Чжаньго оспаривала влияние и должности у наследственной родовой аристократии. Представители бедных семей в Чжаньго зачастую попадали в долговое рабство, становились батраками-наемниками. Словом можно сказать,что сельская соседская община в древнем Китае была свойственна обществу с полнее развитыми клановыми отношениями и противоречиями.

Социальная  структура и характер эксплуатации в раннеклассовом обществе, оформившемся в чжоуском Китае примерно с IX в. до н.э., дают основания для различных, равно существующих в марксистской исторической науке выводов о характер этого общества. Так, например, если брать за основу отношения, сложившиеся между общиной и ее эксплуататорами, легко можно прийти к выводу о раннефеодальном характере его развития.

Информация о работе Роль общины в древнем Китае