Роль общины в древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:27, доклад

Краткое описание

Вступление (взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса)
(Исследованию и характеристике общины, в отличие от аграрных отношений, историки не уделяли достаточного внимания).
Основоположники марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли немало внимания изучению сложного и во многом противоречивого вопроса о характере и особенности развития древневосточных обществ.

Файлы: 1 файл

Роль общины в древнем Китае.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Право совершать родовые ритуалы принадлежат старшему в роде (как известно в племени Чжоу, как и в Инь, строго соблюдалось различие между старшей ветвью рода, носительницей большого культа да-цзун и боковыми ветвями, получавшими право лишь на культ сяо-цзу). Если речь шла о роде самого вана, то приносимые  им жертвоприношения получали, соответственно, общепленное значение и совершалась уже не только в честь предков, но и в честь родовых предков, но и в честь верных духов-божеств, в чьей поддержке было заинтересовано племя.

Родовая организация чжоусцев (впоследствии получившая название цзунфа) всегда почиталась китайской историографии образцом строгой и прочной родовой структуры. Необходимо отметить, что у чжоусцев родовые институты были прочнее, чем у иньцев:ведь иньское общество до своей гибели успело достичь довольно больших успехов на пути перехода от родового строя к классовому, тогда когда чжоусцы вступили на этот путь лишь после завоевания Инь.

(брачно-семейные  связи и патриархально- родовые традиции в Китае в начале эпохи Чжоу).

Завоевание  чжоусцев явилось началом конца  ведущей роли родо-племенной структуры  и общинно-родовых связей, которые  были характерны для чжоусцев. Нарушение  таких связей было неизбежным в новых  условиях, поставивших чжоусцев перед необходимостью укрепить свое завоевание. Основная суть изменений заключалась в том, что место рода в социальной организации, созданного чжоусцами общества стала постепенно занимать иная самостоятельная единица-семья, в начале большая семья, семейная община. Разложение первоначального рода на семьи шло по двум основным направлениям. Первым направлением было выделение из знатных чжоуских родов (прежде всего Цзи и Цзян) и некоторых союзных им родо-племенных объединений отдельных лиц, которые за свои иньские доблести или вследствие близкого родства с чжоуским ваном получали во владение и управление завоеванные территории и покоренные племена. На новые места эти лица отправлялись вместе со своими родственниками. Группа этих родственников образовывала на месте небольшую семейную общину, получившую наименование ши. Эти ши представляли собой знатные семьи, т.е. роды (не только на том понимании, в котором это слово употреблялось у знатных римлян или феодалов средневековья), соблюдавшие родовые традиции своего первоначального рода, но уже фактические ничем не связанные с ним.

Необходимо  подчеркнуть, что если в старых родах  чжоусцев существовали еще заметные пережитки патриархальных традиций, то новые «роды» ши были целиком патриархальны отличались большей властью их главы-патриарха, бывшего одновременно и политическим главой возникающего государственного образования. Глава знатного рода ши обычно имел не одну, а несколько жен и наложниц, где одной главной женой была самая старшая (фэй). Очень распространенным в знатных семьях был институт сорората, т.е. практика женитьбы сразу на нескольких сестрах одна из которых становилась главной. Однако и эта полигамия продолжала подчиняться строгим законам родовой экзагамии, запрещавшим брачные связи между людьми одного рода син. Если экзогамные запреты существовали в Китае долго и прочно, то ограничения, связанные с эндогамией, были ликвидированы жизнью сравнительно скоро и понятно, так как эти ограничения в отличие от экзогамных норм не обуславливались требованиями биологического порядка. Кроме того соблюдение эндогамных норм мешало проведению политики обогащения и укрепления патриархальных родов, что часто достигалось тем заключения выгодных брачных союзов.

Вторым  и основным направлением, по которому в начале эпохи Чжоу пошло разложение первоначального чжоуского рода син (это, видимо, в равной мере относилось к и к родам покоренных чжоусцами иноплеменных коллективов), было отсоединение групп, вызванное естественным увеличением населения или происходившее в результате внешних событий (переселения, миграции). В условиях господства общинно-родовых отношений такой процесс, как об этом можно судить по данным этнографии, вел к образованию на месте старого отцовского рода  одинаковых, родственных друг другу (старый род при этом превращался во фратрию). В условиях разложения общинно-родового строя, вызванного чжоуским завоеванием, он вел к образованию более мелких самостоятельных групп - семейных общин, вначале еще очень крепко связанных с отцовским родом и соблюдавшими традиции, а со временем постепенно терявших свои старые связи, перемешивавшихся с иноплеменными коллективами и становившихся частью новых общин - территориальных и соседских.

Эти семейно- родовые коллективы, большесемейные общины в начале Чжоу стали обозначаться знаком ли.

В общине ли, составляющей обычно обособленное поселение, по-прежнему строго соблюдалась родовая экзогамия, согласно правилам которой молодые люди выбирали себе невесту в соседней деревне, жители которой принадлежали к другому роду. Строже, чем в семьях-родах ши, соблюдались здесь и эндогамные ограничения, что было довольно нетрудно, так принадлежавшие к различным родам соседние общины продолжали заключать браки только друг с другом.

Вообще  же свадебные обычаи и брачные  нормы, среди существовавшие в начале Чжоу среди разделившегося на общины ли сельского населения свидетельствуют о сильном влиянии родовых традиций, в том числе и матриархальных. Это проявилось прежде всего в том, что отношения юношей и девушек до свадьбы были довольно свободными.

Можно сделать вывод, что как среди  знатных родов ши, так и в  деревнях-общинах ли в начале Чжоу уже существовали довольно крепкие  родовые традиции и институты. Эти  пережитки родового строя оказывали  весьма существенное влияние на характер общества в целом.

(Разрушение  общинно-родовых  отношений и возникновение  территориальных  связей)

Как было сказано выше, разложение первобытной  чжоуской общины шло путем расчленения  первоначальных родовых коллективов  на большесемейные группы ши и ли. Анологичный процесс протекал  в начале и в среде родственных и союзных чжоусцам племен, где также возникали знатные владетельные ши. У многочисленных завоеванных чжоусцами племен и народов этот процесс был искусственно создан: завоеватели-чжоусцы расселили их мелкими большесемейными группами, вперемежку друг с другом. Нарушением родовых общин было положено начало новому процессу эволюции древнекитайской общины, процессу, в котором большесемейная община сыграла роль промежуточного звена между основанной в родо-племенных связях родовой, общиной и пришедшей ей на смену общиной сельской, территориальной. О разложении общинно- родовых отношений, появлении большесемейных групп и возникновений на их основе территориальной общины на большой территории бассейна Хуанхэ, можно говорить лишь с начала Чжоу, когда этот процесс охватил множество племен, сплав которых явился базой формирования китайского народа.

Разрушение  родовых связей шло медленно и  постепенно. Немало родовых институтов, слегка видоизменившись, а то и безо всякого изменения, продолжали существовать, приспособляясь к новым условиям. Наоборот многие институты, претерпев коренные изменения и превратившись подчас в свою противоположность, по традиции продолжали именоваться по-старому и таким образом раскрывали свое новое содержание старой оболочкой. Для демонстрации процесса разрушения родовых и становления территориальных связей в начале Чжоу более показательной и убедительной представляет эволюция терминов и, ли и шэ.

Эволюция  термина (и)

Происхождение знака, как раз и восходит, видимо, к обозначению именно такого мощного и обнесенного мощной стеной центрального и единственного крупного  поселения- города, «столицы» иньцев.

После переселения в район Сяотунь  в связи с ростом производительных сил и в результате естественного разрастания населения в обществе Инь возникла потребность в расширении территории, в создании новых поселения. Новые поселения также именовались термином ли, не обнесенные территорией. Основное поселение Инь стали обозначать терминами да-и, да-и-шан или тянь-и шан. Вопрос о строительстве и обычно вставал в тех случаях, когда разросшийся коллектив иньцев уже не умещался в старых поселениях, новые поселения и предназначались очевидно для какой-то отпочковавшейся от этого коллектива группы, возможно даже рода, родовой общины.

Очевидно, в поселении и проживала компактная родовая группа, связанная общим  происхождением и наименованием  и общей территорией, также получавшей название жившей на ней группы.

Воспринявшие  иньское письмо чжоусцы стали  обозначать знаком и свои поселения и все поселения вообще.

Характер  употребления знака и в чжоуских источниках XI-X вв. до н.э., и прежде всего  в надписях на сосуде «И хоу цзе  гуй», свидетельствуют о том, что  в начале, как и в Инь, родовые  связи все еще преобладали над только устанавливавшимися территориальными.

Ясно, что  в условиях таких перемещений  о сколько-нибудь устоявшихся территориальных  связях не могло быть и речи. Понятно  и естественно, что люди в ту пору исчислялись и перемещались целыми родо-племенными коллективами.

Первые  сведения об эволюции понятия и термина  и относятся к IX в. до н.э., когда стали сказываться первые результаты чжоуского завоевания. Быстро протекавший в начале Чжоу процесс колонизации привел к укреплению роли и значения территориальных связей, к ослаблению связей родовых. Подтверждением этого и является эволюция термина и, который с IX в. до н.э. начал служить для обозначения определенного территориально - административного комплекса.

Итак, ознакомление с характером использования и в источниках IX в. до н.э. свидетельствуют о значительной эволюции понятия и. То, что по-прежнему означало территорию, поселок. Теперь стало служить для обозначения объекта административного управления, использоваться в качестве характеристики проживающего в данной местности населения. Обозначать устойчивый территориальный комплекс. Такая эволюция может свидетельствовать о том, что крепкие  родо-племенные связи, характерные для Инь и начала Чжоу, начали ослабевать и уступать место сформировавшимся и укрепившимся связям территориальным.

Начиная с IX- VIII вв. до н.э. термин и стал довольно широко применяться для обозначения территориально- административных комплексов разного характера и размера. Знак использовался и для значения крупного царства (Цзинь- и) и для большого царского «владения». Также термин употреблялся для обозначения и еще мелких единиц - городов-поселений с населением в несколько десятков или сотен семей с небольшой территорией, окружавшей эти поселения. В этом своем значении термин и выступал в качестве определенной единицы пожалования  и управления, которая скорей всего может быть отожествлена с деревеней-общиной.

Таким образом, подводя краткий итог сказанному можно отметить, что вначале, в  Инь и раннем Чжоу термином и обозначалась лишь территория родов. Разумеется, и в Инь, и в раннем Чжоу поселения и были неотделимы от людей, там проживающих. Но термин и тогда еще не выступал в качестве характеристики этих людей. Позже исчисление по родам уступило место исчислению их по местожительству. В своем новом значении термин и мог применятся теперь и для обозначения крупных комплексов («царство») и для более мелких («город», «деревня»).

Территориальные связи в стране одержали окончательную  победу: любая часть владение или маленькая деревушка - воспринималась теперь в первую очсередь в виде числа проживающих там людей. Такое употребление термина позволяет заключить, что этот знак служил также для обозначения общины.

(Эволюция  термина ли)

Знак  ли появился в начале и употреблялся, в то время лишь для обозначения коллективов людей, точнее для обозначения откачивавшихся от первоначального рода мелких самостоятельных общинно-родовых групп, большесемейных общин.

Есть  серьезные основания полагать, что  в начале знак ли употреблялся для  обозначения коллектива людей и не имел еще значения «деревня».

За ли в «И си» воспринимается в смысле квадрата стороной размером в одно ли, на территории которого должен был  размещаться, согласно теории Мэн, состоявший из 9 равных полей цзин.

Можно предположить иное толкование ли, как семейно-родовые коллективы («все 30 общин ли»), на которые к тому времени уже разложился родо-племенной коллектив чжоусцев.

Коллективы  еще были крепко связаны друг с  другом, о чем говорит их дружная…. Под руководством главы чжоусцев Чэн ванна на ………общеродовом поле, урожай с которого обычно шел на жертвоприношения предков чжоусцев.

Термин  ли, как уже говорилось, возник в  начале Чжоу для обозначения отдельных  отколовшихся от  располагавшегося рода коллективов чжоусцев. Несколько  позже этим этим термином стали обозначать и нечжоуские коллективы.

Так как, ознакомление с характером употребления знака в наиболее ранних документах Чжоу показывает то время этот знак служил для обозначения коллективов,т.е. характеризовал группы людей вне  зависимости от их местожительства (они могли перемешаться и территориально-административных связей. В дальнейшем значение термина ли изменяется. В ходе завоевания и ассимиляции разноплеменных единиц социальные отношения теряли свой общинно-родовой характер и постепенно приобретали характер отношений территориальных. Конечно родовые связи еще продолжали существовать, однако главной характеристикой ……..все более становились связи территориально- соседские. Этот процесс оказал свое влияние на изменение содержания термина ли, который с IX в. до н.э. начинает употребляться не только для обозначения коллектива, но и для обозначения той территории, деревни-общины, где этот коллектив проживает.

Примерно с XII в. до н.э. термин ли приобретает более устойчивое и определенное значение и стал служить для обозначения низовой административной единицы в административно- политической структуре, сформировавшихся на месте прежних раннечжоуских владений различних небольших государств.

Так, термин ли, возникший для обозначения  общинно-родовой группы большесемейной общины, оторвавшейся от распадавшегося рода, со временем стал использоваться для обозначения сельской территориальной общины-деревни. Это эволюция термина ли и эволюция термина и, позволяет с уверенностью утверждать, что начало Чжоу (          вв. до н.э.) было периодом постепенного разрушения родовых и формирования территориальных связей среди древнекитайского населения, периодом сформирования сельской территориальной общины в древнем Китае. При этом обращает внимание то обстоятельство, что «критические моменты» эволюция обоих терминов (ли и и) падают по времени: начало использования термина для обозначения совокупности полей, поселений ……. относится к IX в. до н.э. Совпадение это отнюдь не случайное; оно является движением успехов двустороннего процесса сближение территориальной и социальной характеристики вновь возникавшего явления (сельской общины), олицетворяющего совокупность территориального ………. моментов. Отражением этого было и постепенное сближение значения терминов (ли и и), вначале столь разных и служивших для обозначения совершенно различных понятий, а затем ставших идентичными и взаимосвязанными.

Информация о работе Роль общины в древнем Китае