Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:13, контрольная работа
На протяжении всей истории России аграрный вопрос был наиболее актуальным. Имеется множество объяснений этого: большая часть крестьянского населения, отсталые формы производства на селе и т.д. Современные реформы и споры о судьбе земли и крестьян побуждают проанализировать деятельность Крестьянского Поземельного Банка – важного инструмента правительственной политики царской России.
Введение………………………………………………………………………...…3
Учреждение Крестьянского Поземельного Банка…………………………..6
1)Обоснование необходимости учреждения Крестьянского Банка………..6
2)Полемика вокруг Положения о Крестьянском Поземельном Банке…....10
3) Деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1883-1895 г.г……...13
2. Реформа 1895 года, ее причины, деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г………………………………………….….16
1) Причины реформы……………………………………………………….16
2) Общие результаты деятельности Крестьянского Поземельного Банка (1883-1916)……………………………………………………………………….17
3)Характеристика наиболее существенных сторон деятельности Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г……………………………21
3. Деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1906-1916 г.г. ………..23
1) Реформа 1906 года и деятельность Банка после нее…………………...23
2) Общие результаты деятельности Крестьянского Поземельного Банка (1883-1916)……………………………………………………………………….28
3. Заключение…………………………………………………………………….30
Библиография…………………………………………………………………….32
Глава 2. Реформа 1895 года, ее причины, деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г.
§1. Причины реформы.
В середине 90х годов XIX века кризис русского сельского хозяйства достиг своего апогея. Этому способствовало множество факторов, особенно внешние экономические условия. С конца 70х годов в Европе разгорался аграрный кризис, который выражался в длительном понижении цен на сельскохозяйственную продукцию, из-за этого некоторые европейские страны вводили протекционистские ввозные пошлины на хлеб, таковыми странами, например, были Франция и Германия. Повышение ввозных пошлин и одновременное снижение цен на сельскохозяйственные продукты в странах, куда Россия экспортировала хлеб, ударило по русскому сельскому хозяйству. Крупное землевладение несло огромные убытки, многие желали избавиться от земли, но купить землю могли немногие, хотя для крупного землевладения было бы выгодно распродать земли мелким собственникам. Снова мы видим превышение предложения над эффективным спросом. Чтобы увеличить эффективный спрос существует Крестьянский Поземельный Банк, но размеры его деятельности ограничены (см. Гл.1) и он не может покупать земли за свой счет. Так как Банк создавался и в интересах крестьянства и в интересах крупного землевладения - вывод напрашивается сам собой: разрешить Банку покупку земель. На это указывалось и в Государственном Совете: ’’Покупка имений Банком, способствующая земельному обеспечению крестьян, облегчит продажу имений тем дворянам, для которых в настоящих обстоятельствах отчуждение их поземельной собственности, всей или части, составляет, может быть, единственный выход и средство спасти себя от полного разорения’’ (Отчет по делопроизводству Государственного Совета за 1895 год, стр. 180; А.Н. Зак крестьянский Поземельный Банк Москва, 1911, стр. 246-247.). Еще одной причиной реформы было неудовлетворительное положение дел в самом Крестьянском Банке, предоставлявшем фактически грабительские условия кредитования. Кредит стоил дешевле не только в Дворянском Банке, но и во многих акционерных земельных банках (более подробно см. Гл.1). Это было осознано и по манифесту 14 ноября 1894 года был понижен ростовой платеж с 5½% до 4½%, удлинены сроки ссуд с 24½ года до 26½ лет (при 7½% платеже) и с 34½ до 38½ лет (при 6½% платеже), также началось образование собственного капитала Банка. Однако это было только начало реформирования.
§2. Проведение реформы.
Первый проект нового Устава Крестьянского Поземельного Банка был составлен еще в начале 1893 года. Этот проект ставил задачей Банка “содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян” и ограничивал кредитные операции Банка выдачей ссуд “наиболее состоятельной части населения, т.е. единичным более или менее зажиточным домохозяевам и разве немногочисленным по составу товариществам”, а также проектировались меры содействующие распаду общинного землевладения (В. Скалон Крестьянский Поземельный Банк/ Энциклопедический словарь, XVI, стр. 728.). Первая статья данного проекта Устава гласила: “Крестьянский Поземельный Банк имеет целью содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян, а также обеспечение для них возможно дешевого и устойчивого арендного пользования землей''(там же). Также как и в первом Уставе ссуды должны были выдаваться под покупаемые земли только в тех случаях, когда владельцы пожелают продать, а крестьяне купить эти земли. Предполагался новый вид ссуд крестьянам – на возведение усадебных строений. Также, для возможности реализовать свои цели Банку давалось право приобретать земли за свой счет для продажи их крестьянам отдельными участками, или для сдачи в аренду. После обсуждений проекта Устава были сделаны изменения, во второй редакции первая статья звучала уже немного иначе: “ Крестьянский Поземельный Банк имеет целью содействие развитию мелкой частной земельной собственности крестьян, а также облегчение для крестьян, не имеющих средств на покупку земли, возможно дешевого и устойчивого арендного пользования оною” (А.Н. Зак Указ. соч., стр. 256-257.). С этой целью Банк, как и в первом случае, выдает ссуды под покупаемые крестьянами земли, если владельцы пожелают продать, а крестьяне приобрести, а также приобретает земли за свой счет для продажи их крестьянам отдельными участками или для сдачи их в арендное пользование. Проанализировав эти проекты, можно увидеть, что в обеих редакциях первой статьи ударение ставится на поддержку развития мелкой частной земельной собственности. Однако во второй редакции помощь предоставляется более широкому кругу крестьянства, а не только наиболее состоятельной его части. Также во второй редакции исчезает проект ссуды на возведение усадебных строений. Окончательной стала третья редакция проекта, которая и поступила на рассмотрение Государственного Совета. Интересным представляется то, что в этой редакции, в отличии от двух предыдущих, обходится вопрос о развитии мелкой частной земельной собственности, и первая статья указывает лишь на то, что ''Крестьянский Поземельный Банк имеет целью оказывать крестьянам содействие к приобретению предлагаемых для продажи земель в собственность или в бессрочное, наследственное за договоренную плату пользование. Для этой цели Банк, Ø Выдает крестьянам ссуды под покупаемые ими по добровольному соглашению с владельцами земли, когда предполагаемая сделка будет признана соответствующей выгодам крестьян, а ссуда достаточно обеспеченной. Ø Покупает продающиеся земли за свой счет для продажи их крестьянам или для предоставления им таковых в бессрочную аренду. Ø Выдает ссуды под земли, купленные крестьянами для погашения долгов, обеспеченных на этих землях до издания сего Устава'' (Там же, стр. 257-258.). Теперь мы можем выделить новые операции, которые вводились в окончательной редакции Устава, предоставленной на утверждение Государственному Совету: покупка земель за свой счет Банком, отдача земель, купленных Банком, в бессрочную аренду, а также перевод долгов, лежащих на крестьянских землях, на Крестьянский Поземельный Банк. В пользу покупки Банком земель за свой счет можно выделить следующие факторы: 1. Продажа по частям имений очень нерациональна и сопряжена с риском для продавца – операции купли-продажи могут затянуться на долгое время, в руках владельца могут остаться отдельные участки, неудобные для продажи. 2. Из-за указанных неудобств владельцы земли не особенно желали продавать имения по частям, а крестьяне были не в состоянии приобрести имение целиком, в свете чего посредническая деятельность Банка могла оказать помощь и тем и другим. 3. В то время существовало множество проблемных имений, которые были кругом в долгах. Именно эти имения и собирался приобретать Банк. Однако нужно согласиться со мнением, что из этого не стоит делать вывод о том, что покупая такие имения, Банк стремился помочь только землевладельцам – покупая такие проблемные земли, Банк способствовал смене неэффективного собственника более эффективным, в данном случае это были крестьяне. Однако совершенно справедливо выделялись и ''темные стороны'' этой операции – покупка земли Банком облегчая жизнь землевладельцам, одновременно могла принести ущерб крестьянам тем, что возвысит земельные цены. После всех описанных переделок проект Устава поступил на утверждение Государственному Совету. Проект вызвал неоднозначную реакцию. Одни предлагали разрешить выдачу ссуд без особого каждый раз разрешения Министра Финансов в размере 90% оценочной стоимости земли, другие предлагали исключить все пункты, касающиеся аренды, многие находили, что покупка и продажа Банком земель за свой счет не свойственна Крестьянскому Банку. После рассмотрения проекта в департаментах и в общем собрании Государственного Совета, проект был Высочайше утвержден 27 ноября 1895 года. Первая статья нового устава гласила: ''Крестьянский Поземельный Банк имеет целью оказывать крестьянам содействие к приобретению в собственность предлагаемых для продажи земель'' . А.Н. Зак пишет, что фраза ''предлагаемых для продажи земель'' (А.Н. Зак Указ. соч., стр. 272.) означает тоже, что и ''когда владельцы пожелают продать…'' в Уставе 1882 года. Отсюда та же критика, какая приведена в Главе1 данной работы. Действительно, составители нового Устава так и не прислушались к критике, касательно этого вопроса, по-прежнему Банк не оказывает помощь в том случае, если крестьяне хотят приобрести земли дворян, продаваемые с торгов. По третьей статье собственный капитал Банка составляют суммы, полученные от реализации государственных свидетельств Банка, запасной капитал образуется из чистой прибыли Банка, собственный капитал состоит из ''дарованных Банку по Всемилостивейшему Манифесту 14 ноября 1894 года отчислений из выкупных платежей крестьян'' (Там же), из чистой прибыли Банка, когда нет надобности делать отчисления в запасной капитал. Должность управляющего Крестьянским Поземельным Банком возлагалась на управляющего Государственным Дворянским Земельным Банком (статья 27). Из этого многие авторы того времени делали вывод о том, что главнейшей целью этого общего управления является желание регулировать деятельность Крестьянского Банка в интересах дворянского землевладения. Новым Уставом был расширен круг лиц, которые могли воспользоваться услугами Банка. В этот круг вошли мещане, постоянно занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью и проживающие в селениях. По статье 54, Банк содействовал в приобретении земли только если ее количество могло быть обработано силами покупателя и его семьи. Цена земли должна была определяться по специальной оценке. Что касается цены кредита, то она состояла из 5% ростового и 1% административного платежей, и при пяти сроках (от 13 до 51¾ года) весь годовой платеж составлял от 11,5% до 6%. При недоимке взыскивалась пеня в размере ½% в месяц, а если недоимка не будет выплачена в течение двух полугодий, то земля продается с торгов (статья 95).
§3. Характеристика наиболее существенных сторон деятельности Крестьянского Поземельного Банка 1895-1905 г.г.
Наиболее характерно то, что после введения нового Устава резко возросли размеры операций Банка. Уже в 1896 году было выдано ссуд на покупку 209000 дес, в последующие года операции Банка увеличивались с каждым годом, а в 1900 году при его содействии было куплено 817000 дес. За восемь лет (1896-1903 г.г.) общее количество купленной при содействии Банка земли достигло 4900000 дес., что составило в среднем за год по 612000 дес. – это почти в четыре раза больше, чем в первый период деятельности Банка (А.А. Кауфман Указ. соч., стр. 137.). Также это видно из таблицы 5: если за первый период деятельности общее количество выданных ссуд составило 14924, то в период с 1896 по 1905 г.г. их было выдано 44852 (в три раза больше, чем в первый период). Общая сумма ссуд составила в прошлый период 82,4 млн. руб., во второй период она увеличилась почти в пять раз (составив 405 млн. руб.), а общая площадь купленной при содействии Банка земли увеличилась более, чем в два раза – с 2411,7 до 5804,7 тыс. дес. Рассмотрев цифры, можно увидеть несоответствие увеличения общей суммы ссуд и количества купленной земли. Причиной этого являлось повышение земельных цен. Если в 1883 году средняя цена десятины земли, проданной через Крестьянский Поземельный Банк, составляла 52,5 рубля (С.М. Дубровский Столыпинская земельная реформа М., 1963.), то в 1905 году уже 94 рубля, а средняя цена десятины, купленной у частных землевладельцев без помощи Крестьянского Банка – 111 рублей (см. табл. 9). Однако, несмотря на повышение земельных цен, более рациональная постановка деятельности Банка привела к тому, что крестьяне стали справляться со своими обязательствами, их платежи стали поступать боле аккуратно, и это несмотря на то, что снижение цены кредита было недостаточно большим. О том, что недоимочность уменьшалась, можно судить по таблице 1. Если в 1896 году недоимочность составляла 49,1%, то в 1903 году она уже была 25,8%. В среднем за первый период недоимочность составила 37%, за второй 33%. Уже было указано, что многие авторы конца прошлого века считали, что именно Крестьянский Поземельный Банк сыграл главную роль в повышении цен на землю. Позволим с этим не согласиться по следующим причинам. Цена на землю определяется не только ее плодородностью, но и спросом на нее. В России конца 19 века существовал огромный спрос, но он не являлся эффективным – у крестьян не было денег для покупки земли. Поэтому уровень цен поддерживался на низком уровне естественным путем. Пока Крестьянский Банк не покупал земли за свой счет, он не мог повлиять сильно на цены, являясь всего лишь посредником. Да, Банк влиял на увеличение спроса на землю, но это влияние было не очень сильным. Когда же Банк начинает покупать землю сам, это ведет к двойному увеличению спроса, причем эффективного: во-первых, это спрос со стороны самого Банка, во-вторых спрос крестьян, которые раньше не могли купить целое имение (даже при помощи Банка), а теперь получают возможность купить его по частям. Таким образом спрос взлетает, а вместе с ним и цены. К такому же результату (увеличение спроса) приводит и уменьшение цены кредита. Из этих выводов может возникнуть вопрос: а нужен ли тогда был вообще этот Банк для крестьян? Да, учреждение и деятельность Крестьянского Поземельного Банка была необходима для того времени, это учреждение помогло многим крестьянам встать на ноги, а также избавиться от многих неэффективных собственников. Заканчивая описание второго периода деятельности Крестьянского Поземельного Банка необходимо отметить, что его деятельность стала намного более хорошо организована, чем в первый период деятельности. Увеличение размеров деятельности (в 1899 году из всех крестьянских покупок на покупки с помощью Банка приходилось 48,8% (всего было куплено 1340,2 тыс. дес., с помощью Банка – 654 тыс. дес.) (Н. А. Проскурякова Крестьянский Поземельный Банк / Отечественная история, №3, 1998.)), как нам кажется, говорит и о том, что Банк смог завоевать доверие крестьян.
Глава 3. Деятельность Крестьянского Поземельного Банка 1906-1916 г.г.
§1. Реформа 1906 года и деятельность Банка после нее.
В связи с волнениями 1904-1905 г.г. была проведена последняя в истории Крестьянского Поземельного Банка крупная реформа. Началась она Указом 3 ноября 1905 года, по которому Банку предоставлялось право покупать землю в не ограниченном собственным капиталом количестве за счет выпускаемых для этой цели свидетельств. Причиной этого Указа были аграрные волнения, которые вызвали сильное замешательство среди землевладельцев, которые испугались полной экспроприации. Многие из них старались как можно быстрее избавиться от своей земли, пока не поздно. В Банк потянулись помещики, предлагая продать землю, в основном ту, которая не приносила дохода и была разгромлена в ходе революции. Таким образом, в то время сильно повышается предложение. Крупнейшее учреждение, которое могло бы помочь землевладельцам избавиться от земли, – Крестьянский Поземельный Банк – ограничен в своих действиях размерами собственного капитала. Однако и крестьяне уже не особенно хотят покупать землю, надеясь на получение ее бесплатно. Из этого складывается то, что пока крестьяне не раскупят земли, приобретенные Банком за счет собственного капитала, он не может покупать новые. В интересах землевладельцев нужно было отменить ограничения на покупку, что и было сделано Указом 3 ноября 1905 года ''Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения''. Хотя с другой стороны нельзя говорить о том, что эта мера была в интересах только землевладельцев – создавалась база для дальнейшего роста ссудных операций для крестьян, но это было бы полезнее, если бы, используя создавшееся положение, Банк способствовал снижению земельных цен. Что же действительно происходило с ценами будет, рассмотрено ниже. Третий этап деятельности Крестьянского Поземельного Банка был теснейшим образом связан со столыпинской аграрной реформой. В системе реформы Банку была отведена весьма важная роль. Был принят целый пакет законодательных актов, которые определяли его функции в период реформы. В специальном Указе 3 ноября 1906 года на него была возложена задача ''оказывать крестьянам возможно более широкую помощь как путем выдачи ссуд для покупки земли, так и усилением операции по приобретению земель за счет собственных средств Банка''. Также Крестьянский Банк должен был способствовать ''прочному насаждению в среде крестьянского населения единоличной собственности на землю как основы преобразования хозяйственного уклада сельской России'' (Обзор деятельности Крестьянского Поземельного Банка за 1906-1910 г.г., стр. 8, 12.). Было издано множество Указов, некоторые из них следует упомянуть особо. 28 апреля 1906 года Государственный Совет предоставил Крестьянскому Банку брать на себя долги Дворянского и акционерных земельных банков при производстве операций с землями, заложенными в этих кредитных учреждениях (ПСЗ.III.Т.XXVI.№28322.). 21 марта 1906 был принят закон, по которому изменялись способы выдачи ссуд в Крестьянском и Дворянском Банках, с этого времени выдача ссуд производилась не наличными деньгами, а 5% процентными бумагами (Там же, №27584.) по нарицательной их цене. Принятие этого закона можно объяснить тем, что курс процентных бумаг этих двух Банков на протяжении нескольких лет был низок, а разницу они должны были возмещать из собственных средств. При падении курса свидетельств Банка до 79% номинальной стоимости, как это произошло в конце 1905 года (Н.А. Проскурякова Крестьянский Поземельный Банк / Отечественная история,№3, 1998, стр.72.), а также при широком развитии операций Банка, потери на курсе быстро бы поглотили весь собственный капитал. Таким образом, теперь реализация свидетельств Банка шла за счет продавцов земли, на них перекладывались убытки от падения цены государственной кредитной бумаги (в первые годы они теряли на этом от 15% до 30% номинальной цены бумаг (Б.Д. Бруцкус Аграрный вопрос и аграрная политика Пг.,1922.)). Эти потери вызвали увеличение земельных цен, в результате чего заемщики (крестьяне) стали терять на курсовой разнице. Правительством были предприняты также дополнительные меры, направленные на увеличение земельного фонда, предназначенного для расширения крестьянского землевладения. Законом 12 августа 1906 г. и указом 27 августа того же года Крестьянскому Поземельному Банку была передана часть казенных и удельных земель для дальнейшей продажи их крестьянам. Таким образом, Банк смог составить громадный земельный фонд. В общей сложности им было приобретено с 3 ноября 1906 года до момента ликвидации его деятельности 4735 тыс. дес., из которых более половины - (2664 тыс. дес.) в период 1906-1907 г.г. (Б.Д. Бруцкус Указ. соч., стр. 81.). Согласно Указу 3 ноября 1905 года, Банк получил право, но каждый раз с разрешения двух министров, выдавать крестьянам ссуды в полной сумме без доплат. С 14 октября 1906 года были снижены платежи заемщиков Банка (с 5 руб. 25 коп. и 5 руб. 75 коп. до 4 руб. 50 коп. в год со 100 руб. ссуды при сроке 55½ лет с установлением соответствующих платежей по другим срокам ссуд (Н.А. Проскурякова Указ. соч., стр. 73.)). В русле проводимой правительством аграрной реформы Банк стал оказывать наибольшую помощь крестьянам, приобретающим землю в единоличную собственность. С 1908 года земли из имений Банка продавались только в единоличную собственность. Сельским обществам и товариществам предоставляли ссуды лишь в исключительных условиях. И начиная с этого года процент единоличных покупок из имений Банка чрезвычайно возрос: с 2,6% в 1907 году до 38,8% в 1908 году и до 93,2% в 1910 году (см. табл.10). Перейдем теперь к рассмотрению движения земельных цен. Как и прежде, экономисты того времени склонны считать, что Банк снова являлся главным виновником повышения цен. Того же мнения придерживались и советские экономисты. С.М. Дубровский писал, что ''Банк систематически повышал земельные цены на помещичьи земли, продаваемые крестьянам'' (С.М. Дубровский Столыпинская земельная реформа М., 1963, стр. 309.). Наше же мнение таково, что нельзя обвинять только Крестьянский Банк: корректнее сказать, что Банк существенно влиял на движение цен (о котором можно судить по Табл.11). Однако мы согласны с мнением, что это влияние было негативным для крестьян и положительным для землевладельцев. Цены на землю продолжали повышаться, несмотря на чрезмерно возросшее предложение со стороны помещиков. Если бы действительно Банк действовал в интересах крестьян, то цены, несомненно, должны были упасть. Но этого не произошло, поэтому можно считать, что именно Банк поддерживал высокие цены на землю в интересах землевладельцев. Однако то, что Банк действовал не только в интересах землевладельцев, доказывает то, что на третьем съезде лиц дворянского сословия (в марте-апреле 1907 года) среди дворян возникли расхождения по вопросу о деятельности Крестьянского Банка: как пишет П.Н. Зырянов ''несмотря на то, что Банк прилагал все усилия к удержанию высоких цен на дворянские земли, он не заслужил благодарности'' (П.Н. Зырянов Крестьянская община Европейской России 1907-1914 г.г. М.,1992, стр. 76.). Заслугой Банка является то, что после спада волнений им был предупрежден искусственный всплеск продажной стоимости земли, когда спрос на нее со стороны крестьян поднялся. Кроме того, положительную роль Банк сыграл в том, что не допустил скупку земли спекулянтами за бесценок. Благодаря новым условиям Банк получил возможность оказать крестьянам помощь в приобретении значительного количества земли. За восьмилетний период с 1906 по 1913 г.г. включительно, он перевел в руки крестьян из собственного фонда и по посредническим операциям 8460,4 тыс. дес., что составило в среднем по 1057,5 тыс. дес в год., между тем как за предшествующее десятилетие, когда деятельность Банка развивалась очень успешно, он переводил в руки крестьян в среднем по 586,4 тыс. дес. в год. В этот период Банк перевел в руки крестьян больше земли, чем за весь предшествующий 23 летний период его деятельности (8275,9 тыс. дес.). В общем с 1906 года до революции в руки крестьян перешло более 4 млн. дес (Б.Д. Бруцкус Указ. соч., стр. 82.). Среди исследователей нет единого мнения о том, как распределялись покупки среди различных групп крестьянства. П.Н. Зырянов считает, что среди покупателей преобладали беднота и среднее крестьянство. С.М. Дубровский утверждал, что ''состав покупателей это новая сельская буржуазия, которая до этого имела мало собственной земли, но успела тем или иным путем накопить капитал и теперь реализовать его покупкой земли'' (С.М. Дубровский Столыпинская земельная реформа М., 1963, стр. 318.). Администрация Банка, подчеркивала, что ''подавляющее большинство их (покупателей – А.М. Лащев) представляет собою не тех деревенских бобылей, которые домогаются во что бы то не стало захватить кусок ''казенной'' земли в надежде, что потом все равно простят, а прочных хлебопашцев, хотя и не располагающих крупным достатком, но проникнутых твердой решимостью заработать его своими руками'' (Обзор деятельности Крестьянского Поземельного Банка за 1906-1910 г.г., стр. 44.). Характерным является еще то, что в последний период деятельности Крестьянского Банка повышался процент безземельных в структуре покупателей. Если в 1906-1908 г.г. их было 8,9%, то за период 1906-1912 уже 16,3%. В период 1906-1908 г.г. покупателей, имеющих земли до трех десятин на мужскую душу было, 70,6%. За период 1906-1912 г.г. покупателей, имеющих земли до 9 дес. на мужскую душу, было 68,4% (Там же, стр. 110.). Из этого можно сделать вывод, что Банк выполнял свою функцию помощи безземельным и малоземельным крестьянам.
§2. Общие результаты деятельности Крестьянского Поземельного Банка (1883-1916).
Говоря о общих результатах деятельности Банка за весь период его работы, можно сказать, что он стал крупнейшим землеустроительным учреждением в России. Банком было выдано 398,0 тыс. ссуд на сумму 1774,3 млн. руб. С его помощью в руки крестьян перешло 17736,2 тыс. дес. земли (см. Табл. 12). Из таблицы видно, что наибольшее количество ссуд получили домохозяева, наименьшее – сельские общества. По площади купленной земли и размеру ссуд лидируют товарищества, более чем в два раза опережая домохозяев. Прирост частного землевладения крестьянства за 1883-1915 г.г. составил 23133,4 тыс. дес. (в 1882 году в частной собственности крестьян было 10530,4 тыс. дес., а в 1915 году 33663,8 тыс. дес.) (Н.А. Проскурякова Указ. соч., стр. 76.). Следовательно, через Крестьянский Поземельный Банк было приобретено 76,7% (17737,1 тыс. дес.) частных крестьянских земель. Это доказывает то, что он являлся одним из важнейших инструментов аграрной политики правительства. Крестьянский Поземельный Банк к 1916 году занимал первое место по выпущенным ценным бумагам ипотечными учреждениями в России (24%). Всего к началу 1916 года в обращении находилось свидетельств Банка на сумму 1348,5 млн. руб. Для сравнения – ипотечных облигаций Дворянского Земельного Банка в обращении было на 919 млн. руб., а акционерных земельных банков – на 1313,9 млн. руб. Всеми ипотечными учреждениями к 1917 году было выпущено в обращение ипотечных облигаций на сумму 5516,7 млн. руб. (Н.А. Проскурякова Указ. соч., стр. 79.) Из этих данных видно, что Крестьянский Поземельный Банк играл огромную роль и на рынке ценных бумаг в России. Курс его бумаг был выше курса бумаг акционерных земельных банков. Свидетельства Крестьянского Банка пользовались спросом представителей иностранного капитала, на его долю в 1913 году приходилось 10% номинальной стоимости всех ипотечных государственных бумаг (Русские биржевые ценности 1914-1915 г.г. Пг.,1918, стр. 83-115.). Таким образом, Крестьянский Поземельный Банк стал одним из важнейших звеньев государственного ипотечного кредита. Особое место Банка в том, что он играл огромную роль в попытках правительства решить крестьянский вопрос. На протяжении истории деятельности Банка мы видим постепенный переход от пассивного его участия в процессе перераспределения земельной собственности к все более активному. Наиболее активный период деятельности проявился во время столыпинской аграрной реформы, когда Банк становится одним из элементов правительственной политики, а не как в ранние периоды его деятельности, когда он был в стороне от нее. Опыт работы этого учреждения безусловно может пригодиться в сегодняшних условиях.
Заключение
В данной работе была рассмотрена деятельность Крестьянского Поземельного Банка – одного из важнейших инструментов правительственной политики, касательно аграрного вопроса. Было прослежено три этапа деятельности Крестьянского Банка: 1. 1882-1895 г.г. 2. 1896-1905 г.г. 3. 1906-1916 г.г. Соответственно эти три этапа описаны в трех главах данной работы. На первом этапе деятельность только начиналась. Государственное кредитование села делало ''первые шаги'', ''училось ходить''. Нельзя назвать первый этап деятельности Банка очень успешным, но нужно и осознать то, что учреждение такого рода было создано в России впервые – это уже был важнейший шаг навстречу крестьянским нуждам, правительство осознало, что крестьяне нуждаются в земле, а дворяне не в состоянии эффективно распоряжаться землей. Кроме того, крестьяне должны были поверить в это учреждение, осознать, что их не обманывают. А такие выводы можно сделать, смотря на цену кредита, доплаты и условия предоставления кредита. Крестьянский Банк играл пока пассивную роль посредника в процессе перераспределения земельной собственности. К началу 90х годов XIX века назрела необходимость реформирования Крестьянского Банка. Реформа последовала в 1895 году. После введения нового Устава размеры деятельности Банка чрезвычайно возросли. Он стал сам покупать земли, а затем продавать их крестьянам, однако размеры его покупной деятельности были ограничены собственным капиталом. Была снижена цена кредита, получение ссуды стало более простым делом. К концу второго периода деятельности Крестьянский Поземельный Банк догнал по размерам деятельности Государственный Дворянский Земельный Банк и акционерные земельные банки. Как мы видим, на данном этапе Крестьянский Банк начинает играть все более активную роль в процессе перераспределения земельной собственности. Наиболее активно в указанном выше процессе Крестьянский Поземельный Банк участвовал на третьем этапе своей деятельности. В это время правительство осознало всю важность данного учреждения и Банк стал играть одну из важнейших ролей в проведении столыпинской аграрной реформы. Он наконец-то стал звеном общей правительственной аграрной политики, а не просто учреждение, о котором вспоминают в моменты волнений, как об огнетушителе во время пожара. Многие авторы считают деятельность Крестьянского Банка главным фактором, обусловившим рост земельных цен в конце XIX – начале XX веков. С этим мнением приходится согласиться. В то время был огромный спрос на землю, но он не был эффективным, крестьяне не могли заплатить даже по тем, относительно низким ценам. После появления Крестьянского Банка эффективный спрос увеличился, а вслед за ним потянулись и цены. По нашему мнению, после учреждения Крестьянского Банка рост земельных цен был неизбежен, это была своеобразная дополнительная плата за пользование кредитом. Поэтому нам кажется рост земельных цен по мере расширения операций Банка вполне закономерным результатом постоянного увеличения эффективного спроса. Это можно изобразить на всем известном графике (график см. в Приложении) Как видно из графика, при сдвиге кривой спроса вверх с уровня DD до уровня D1D1 цена возрастает. То же самое и происходило в процессе деятельности Крестьянского Поземельного Банка: возможность предоставления ссуды, уменьшение доплат и цены кредита – все это увеличивает спрос, а за ним и цены. В целом, по нашему мнению, деятельность Крестьянского Банка можно считать успешной. К 1916 году размеры деятельности Крестьянского Поземельного Банка достигли грандиозных размеров. Он стал крупнейшим государственным кредитным учреждением. Свидетельства Банка имели спрос со стороны представителей иностранного капитала, а также существенно влияли на рынок ценных бумаг России. Опыт создания и работы специализированного государственного кредитного учреждения вполне может пригодиться и в сегодняшних условиях, несомненно, этот опыт требует внимания со стороны сегодняшнего правительства.
Информация о работе Роль Крестьянского банка в аграрной реформе